Причины девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:12, доклад

Краткое описание

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период человек чувствует наибольшее влияние среды, ближайшего окружения. Для оценки любого поведения всегда необходимо его сравнение с какой-либо нормой. Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение подростков является достаточно распространенным явлением, особенно в современных условиях, когда влияние СМИ негативно воздействует на первичную социализацию личности, что обуславливае актуальность данного исследования. Таким образом, целью работы является выявления причин девиантного поведения подростков, а также выработка путей его преодоления или предубеждения.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 21.18 Кб (Скачать файл)

Русанова А.В.

Научный руководитель: Озерова Т.Ю.

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период человек чувствует наибольшее влияние среды, ближайшего окружения. Для оценки любого поведения всегда необходимо его сравнение с какой-либо нормой. Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.  Девиантное поведение подростков является достаточно распространенным явлением, особенно в современных условиях, когда влияние СМИ негативно воздействует на первичную социализацию личности, что обуславливае актуальность данного исследования. Таким образом, целью работы является выявления причин девиантного поведения подростков, а также выработка путей его преодоления или предубеждения.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков посвящены работы многих исследователей, таких как В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, ЛЛ. Рубиной, В.Т. Шапко и т.д.

Обращаясь к глоссарию по биосоциологии Овчинникова: «Девиантное поведение – это любое по степени выраженности, направленности или мотивом поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы» [3]. К девиантному поведению подростков относят разнообразные действия антисоциального, агрессивного характера, правонарушения, а также обычные подростковые реакции, например, побег из дома.

В подростковом возрасте значительно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток меняет свою позицию, положение в коллективе, общественный статус, взрослые предъявляют ему более серьезные требования. В этом возрасте человек чувствует потребность в познании самого себя, он хочет найти ответ на вопрос «Кто я?». Как отмечает Змановская Е.В.: «Подросток проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями»[2, с.139].

Как правило, в этом возрасте у подростков появляются проблемы с взрослыми, в том числе с родителями. Причина заключается в том, что родители продолжают считать своего ребенка маленьким, а он хочет вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно имеют характер повышенной конфликтности, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Данное утверждение подтверждается словами Выготского: «Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего, это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.)» [1, с 164].

Одной из основных причин девиантного подросткового поведения является то, что в этом возрасте потребность в хороших друзьях «выходит на первый план». В этот период происходит временное отдаление ребенка от семьи и школы, их значимость в формировании личности подростка снижается, в то время как влияние сверстников усиливается. В большинстве случаев перед ним стоит выбор между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и неформальная группа, преступная банда.

Также, одной из причин девиантного поведения подростков является реальность жизни общества. Подростки тяжело переживают социальное расслоение, невозможность для большинства получить желаемое образование, жить в достатке.

Как было замечено выше, у каждого подростка свои причины отклоняющегося поведения, поэтому к каждому необходимо применять индивидуальный подход. Так, одних достаточно изолировать от отрицательного влияния; других необходимо увлечь внеучебными организациями, для развития их способностей. Со всеми подростками, не только проявившими отклоняющееся поведение, необходимо систематически проводить разъясняющие беседы, приводя им примеры из жизни, литературы, кино. Также должны проводиться беседы с родителями, на которых психологи учили бы их понимать своих детей и как необходимо себя с ними вести. Родители должны понимать, что подросток - это уже не ребенок, но еще и не взрослый, ему очень важно чувствовать поддержку, защиту от своей семьи. 

Исходя из вышесказанного, слабые связи "семья-ребенок", "школа-ребенок" – основные причины ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются источником девиантных норм. Самые распространенные методы борьбы с девиациями подростка, такие как замечания, выговоры, а нередко крик, вызывают у многих детей чувство безнадежности и раздражения. Очень важно уделять особое внимание ребенку в этом возрасте, слушать то, что он говорит, построить дружеские отношения, чтобы не упустить основной период жизни, когда формируется личность.

 

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5 Трудное детство. М.: Педагогика, 1984. – 368 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология. - М., 2004. – 288 с.
  3. Овчинников В.И. Глоссарий по биосоциологии. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 33 с.

Информация о работе Причины девиантного поведения подростков