Причины духовного обнищания личности и семьи в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:38, реферат

Краткое описание

Теоретические аспекты проблемы духовного обнищания общества
Духовное неблагополучие как фактор риска
Параметры духовного неблагополучия. Понятие «духовность» и
«бездуховность»
Состояние духовной нравственности современной личности и семьи
Системный подход и программная форма организации работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты проблемы духовного обнищания общества …………4
1.1. Духовное неблагополучие как фактор риска .......................................................4
1.2. Параметры духовного неблагополучия. Понятие «духовность» и
«бездуховность» …………………………………………………………………….....5
ГЛАВА 2.
Состояние духовной нравственности современной личности и семьи ……….8
2.1. Системный подход и программная форма организации работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи ………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………..15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ РЕФЕРАТА.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Человек стремится к комфортности, он привык, чтобы за него делали все машины, а ребенок нарушает эту комфортность, он требует не только расходов, но забот, личного труда и времени. Когда родители любили своих детей, то они находили счастье в этой любви и в общении с ребенком, в котором переживали собственное детство, как бы вторую жизнь. А этой любви теперь нет или она ослаблена. Ребенок отнимает у родителей время и силы, и поэтому воспринимается ими как нагрузка, как некая сверхурочная работа. Эта холодность к ребенку может перейти в раздражение. Если раньше ребенок как бы дополнял и расширял жизнь родителей, являлся связующим звеном между супругами, то теперь он воспринимается, хотя бы на уровне подсознания, как агрессор, который вторгся в их жизнь.

Человек становится все больше сексуальным существом. Секс является также одним из факторов обездушивания человека, он носит в себе потенциал жестокости. Характерная черта: эротические фильмы, как правило, содержат в себе сцены убийств и насилия. Семья и деторождение препятствуют сексу, т.к. ставят перед человеком целый ряд обязанностей и задач, а человек хочет быть свободным от ответственности и долга. Легче заниматься "свободным" сексом, когда свободен от детей. Надо сказать, что средства массовой информации, особенно телевидение, сыграло ужасную роль в этом процессе расчеловечения. Картины секса и убийства стали привычными. К ним адаптируются, как к зловонию.

Актуальность проблемы воспитания и развития духовно-нравственного человека социальными и педагогическими средствами определяется особенностями социального и политического развития России в XXI веке; отчуждением человека и уменьшением нравственных идеалов и ценностей; размытостью и утратой многими людьми подлинных ценностей. В этой связи необходимо возрождать духовность человека как высшую ценность и как меру всех вещей.

Духовно нравственными людьми становятся  в результате прохождения через реальные жизненные ситуации и обстоятельства, несущие в себе нравственный конфликт.

 

2.1. Системный подход и программная форма организации работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи

 

Одной из причин кризиса  в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье (почти полностью утратилось представление о необходимости  пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака) в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов; совместное проживание без оформления брака и д.                                                                                                                                                                                                       

2.Повреждены устои семьи, что выражается в нарушении родовых и семейных связей между поколениями, почти полностью разрушена иерархия семейных отношений.      

3.Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов.

4.Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов  развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка. Представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, оказываются неспособны  помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства, среди которых особо следует выделить то, что у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, государством.

Проблема духовно-нравственного воспитания несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации, как одного из важных факторов успешности его социальной реабилитации, приобретает для детских социозащитных учреждений особую значимость в условиях ограниченности временных ресурсов, т.к. сроки проживания детей  и подростков в стационарном отделении или отделении дневного пребывания ограничены сроками индивидуальной программы реабилитации.

Воспитание духовной сферы до сих пор не стало центральным звеном реабилитационного процесса в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, поскольку на сегодняшний день отсутствует концептуально-методологическая  разработка данного направления деятельности детских социозащитных учреждений.

Очевидно, что в условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи. Такой подход предполагает объединение усилий и деятельности всех структур власти, религиозных, политических и  общественных организаций, предпринимателей и общественных деятелей и, конечно, семьи как ключевой участницы процесса.

Какая роль в этой системе отводится учреждениям социального обслуживания семьи? В настоящее время в городе Нефтеюганске работают пять учреждений, оказывающих помощь семье. Остановлюсь на   особенностях решения социально-психолого-педагогических  проблем  семьи в центре социальной помощи семье и детям «Веста», целью деятельности  которого является благополучие семьи.

Самая большая трудность лежит в сфере ценностных ориентаций самой семьи. Практически все семьи, нуждающиеся  в помощи, требуют укрепления духовной составляющей  благополучия семьи. Целенаправленная работа по восстановлению семейных отношений ведется специалистами с семьями, находящимися в социально-опасном положении, где существует реальная угроза здоровью, жизни ребенка. Таких семей насчитывается на учете в центре более двухсот. Следует отметить, что в работе с такой  категорией семей нам приходится оказывать помощь в режиме « скорой помощи», когда необходимо принимать экстренные меры, вплоть до изъятия детей из семьи. В целях организации системной работы с семьей в центре разработана программа  социальной реабилитации семьи «Право на семью», которая включает комплекс мероприятий для детей и их родителей, направленных на восстановление гармоничных  семейных отношений. Это клубные занятия «Родительское  сердце», «Перекресток», психологические тренинги, занятия, консультации,  на которых  семья  учится правилам и приемам бесконфликтного общения, принятия друг друга, понимания и прощения.

Для людей, имеющих  алкогольную или наркотическую зависимость, организованы группы поддержки, которые  позволяют участникам находиться в состоянии  устойчивой  ремиссии. Возможно, результаты, измеряемые в единицах человек, для некоторых покажутся неубедительными, тем не менее, мы  считаем, что даже если один ребенок будет возвращен в семью, все наши усилия не напрасны.

Большая работа проводится с подростками, совершившими правонарушения. Мы разработали программу «Импульс», которая помогает подростку усваивать правила и нормы поведения в обществе, семье, подростковой среде. 28 ребят, среди которых есть школьники, не работающие и не обучающиеся,  готовы стать  добропорядочными членами  общества.

Нельзя не отметить работу по оказанию комплексной социальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи дифференцируются по материальному положению, по демографическому типу семьи, по ведущей психолого-педагогической дисфункции. Таких семей насчитывается более 150, работа проводится по участковому принципу, что позволяет осуществлять раннее выявление  кризисных семей, а, следовательно, и своевременно оказывать им помощь. Настораживает то, что в большинстве таких семей нарушены семейные отношения. Взрослые дети отказываются ухаживать за престарелыми родителями, издеваются над ними, не кормят, могут избить. Оказывается, все проблемы взаимоотношений из детства, когда  горе-родители забывали о том, что у них есть дети.

Каждому из нас известно справедливое выражение: «Дети - наше будущее!». Но столь же верной является истина, что в будущем  нас ожидает преклонный возраст старости. Пожилые люди, дедушки и бабушки  - такие же полноценные и необходимые члены благополучной семьи. Отношение к старшим в любой традиционной культуре и религии является показателем духовного совершенства человека и общества в целом. С целью восстановления преемственности  поколений в центре  работает клуб «Бабушкина забота», который дает возможность  нашим бабушкам  передавать свою мудрость, опыт, заботу маленьким нефтеюганцам,  ведь многие из них лишены радости  постоянного общения со своими бабушками и дедушками.

Наряду с вопросами оказания помощи нуждающимся семьям особое место в работе с семьей уделяется профилактике семейного неблагополучия, предупреждению развития негативных явлений в семье. Это направление работы включает распространение лучшего опыта семейного воспитания через организации конкурсов,  семейных мероприятий, праздников День семьи, День матери, День защиты детей.

Проводится работа по восстановлению авторитета отцовства (наряду с материнством), Ежегодно 1 ноября проводится городской праздник - День отца, семейные психологические консультации, семинары, тренинги, работает Школа семейных отношений, клуб «Родословие».

В числе мероприятий профилактической направленности важное место занимает система ранней поддержки родителей. В центре успешно реализуется программа  профилактики насилия в семье «Растем вместе!», которая включает подготовительную работу  с родителями к рождению ребенка, сопровождение семьи  от рождения ребенка до трех лет, ежедневно занимаются  детско-родительские группы.

                   Нельзя не остановиться на проблеме социального сиротства. В Конвенции о правах  ребенка провозглашено: «Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье», к сожалению, не каждый ребенок может реализовать свое право, увеличивается количество детей, проживающих в государственных учреждениях. Мы разработали межведомственную комплексную программу «Мы – семья!», которая поможет ребенку найти свою семью, а приемных родителей научит ответственному родительству. 

    Итак, семья – это не просто «ячейка общества», семья – это единение душ, это непрерывающаяся нить между поколениями, это малая социально-психологическая группа, члены  которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, хочу добавить - ответственностью перед детьми и обществом. Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед - посади семя, если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево, если ты думаешь на век вперед – воспитай человека!».

Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, хорошее воспитание! 

             

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человека можно считать состоявшейся личностью тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда добро руководит его волей. Высшей человеческой ценностью, целью, средством и результатом образования и развития человека являются его духовно-нравственные поступки.

  В современных условиях возникает острая необходимость научно-теоретической и практической разработки вопросов духовно-нравственного воспитания общества.

Несмотря на значительные меры государственной поддержки семьи и детей в последние годы, положение в стране остается достаточно сложным. Стало очевидно, что сохранение общества, народа, государства в целом необходимо начинать с восстановления и укрепления духовных ценностей семьи, с воспитания национального духа своего народа.

В обществе растет понимание того, что необходимо возрождать духовно-нравственные начала жизни, духовное здоровье человека, а с ним вернется и здоровье нации.



17

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК : 

1.        Аксючиц В. От великих потрясений к Великой России. М.: МАКС Пресс, 2004.-176 с.

2.        Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов. М., 1995. С. 21.

3.        Азаров Ю.П. Концепция преодоления семейного кризиса, демографического спада, негативных явлений в духовном становлении девочек-подростков, девушек, молодых женщин России// Духовно-правовые основы гражданского общества: программные документы. - М.: Московская Ассоциация Предпринимателей, 2006.

4.        Антропова Ю.Ю., Лакия Т.А. Духовно-нравственные аспекты реабилитации несовершеннолетних. Находящихся в трудной жизненной ситуации.- Екатеринбург: Уральское издательство,2008.-12с.

5.        Артюхов A.B. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс. 2002. - №7. С. 108-109.

6.        Голофраст В. Социология семьи. — СПб.: Алетейя, 2006. — 432 с.

7.        Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. - М., 1965.

8.        Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы // Социология. - М.: МГУ, 2000. С.293. Домострой. СПб.: Наука, 1994. С. 168. .

9.        Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. — 320 с.

10.   Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. — СПб: Издательство «Алетейя», 1999. — 304 с. 

11.   Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Из-во: «Педагогика-Пресс», 1992.-432 с.

Информация о работе Причины духовного обнищания личности и семьи в современном обществе