Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:30, реферат
Актуальность проблемы заключается в том, что на сегодняшний день аборт, несомненно, в первую очередь это социальная проблема. Статистические данные свидетельствуют не только онизкой репродуктивной культуре, но и воспитании подрастающего поколения, которое получает разрозненные, а иной раз совершенно неприемлемые для современного общества представления о половой жизни, не обладая минимальными знаниями о семейной жизни. Эти неполные данные о прерывании беременности (в том числе и первой) в поздние сроки (не учитывая количество абортов по желанию до 12 недель) свидетельствуют о необходимости работы центров по планированию семьи, а не о контрацепции при половой жизни.
«Любая жизнь, которая уже зачата,
имеет право на существование»
(настоятель церкви 12 апостолов
(д. Чирковичи) отец Александр.)
Аборты – одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения.
Актуальность проблемы заключается в том, что на сегодняшний день аборт, несомненно, в первую очередь это социальная проблема. Статистические данные свидетельствуют не только онизкой репродуктивной культуре, но и воспитании подрастающего поколения, которое получает разрозненные, а иной раз совершенно неприемлемые для современного общества представления о половой жизни, не обладая минимальными знаниями о семейной жизни. Эти неполные данные о прерывании беременности (в том числе и первой) в поздние сроки (не учитывая количество абортов по желанию до 12 недель) свидетельствуют о необходимости работы центров по планированию семьи, а не о контрацепции при половой жизни.
В 4 из 193 стран аборты полностью запрещены. В 119 странах из 193 аборты разрешены только при угрозе для жизни или здоровья матери. Только в 41 из 193 стран разрешены аборты по требованию матери.Беларусь входит в 21% стран, где аборты разрешены без ограничений. В их числе – бывшие республики СССР, бывшие социалистические страны, некоторые европейские страны (Швеция, Австрия), а также Китай, США и Канада. Однако, в целом ряде других стран Европы, таких как Германия, Испания, Португалия, Швейцария не разрешен аборт по желанию женщины, а также по социальным показаниям. В Ирландии и на Мальте аборт полностью запрещен.
Исследования социальных психологов показывают, что запрещенное законом законопослушный человек считает плохим, неприемлемым, а разрешенное законом - хорошим, правильным. Юридическая легальность абортов означает моральную приемлемость их для подавляющего большинства населения. Закон, который не ставит практически никаких препятствий для аборта, подталкивает женщину к легкому и бездумному выходу из ситуации хоть чем-нибудь осложненной беременности.
Аборт нарушает целый ряд неотъемлемых прав человека. Он нарушает право человека на жизнь, обуславливая право ребенка жить только желанием его матери.
Аборт нарушает право мужчины на отцовство – отец не рожденного ребенка не имеет никаких прав на своего ребенка, он не может дать или не давать своего согласия на аборт – никто его об этом не спрашивает. Аборт нарушает право гражданина на охрану здоровья. Они делаются бесплатно – для женщины, это значит – за счет налогоплательщиков, за счет того, что кому-то не хватит средств на лечение из-за того, что страховые средства были истрачены на аборты.
Проблема демографии сегодня так или иначе волнуют всех. Даже тех, кто никогда не слышал о существовании такой науки. Сегодня мы знаем, что проблемы рождаемости многогранны. Они включают не только экономические или медицинские, но и социальные, психологические, правовые, этические аспекты. В них фокусируются интересы личности, семьи, общества. Довольно часто эти интересы входят в противоречие.
Тот или иной уровень рождаемости
достигается с помощью
Ежегодно в Беларуси 1,5-2,0 тысячи желанных беременностей заканчиваются рождением мертвого плода или смертью детей вскоре после рождения. При анализе причин таких трагических исходов в 80 процентах случаев можно констатировать их связь с абортами.
С конца 1980-х годов число абортов стало устойчиво сокращаться. В 1990 году в Белоруссии было сделано 261 тыс., абортов а в 2010 году эта цифра снизилась до 33 тыс. Для сравнений обычно применяются относительные показатели – на 1000 женщин репродуктивного возраста и на 100 родов (или живорождений). В стране за последние два десятилетия произошло существенное сокращение всех показателей абортов (табл. 1). Среднегодовой темп снижения коэффициента абортов за 1990-2010 годы составил 8% в Белоруссии. При этом в 1990-е уровень абортов снижался примерно одинаковыми темпами (6-7%), а в 2000-е синхронность изменений была нарушена. В Белоруссии сокращение показателя абортов ускорилось (среднегодовой темп 11%).В результате за 20 лет, с 1990 по 2010 год, коэффициент абортов в Белоруссии снизился в 7,8 раза.
Талица 1. Прерывание беременности (аборты)
Годы |
|
Число абортов |
|
Всего, тыс. |
На 1000 женщин в возрасте 15-49 лет |
На 100 родов | |
1990 |
260,8 |
106,0 |
183,0 |
1995 |
193,3 |
74,9 |
188,6 |
2000 |
121,9 |
46,1 |
128,7 |
2001 |
101,4 |
38,2 |
109,4 |
2002 |
89,9 |
33,7 |
100,3 |
2003 |
80,2 |
30,0 |
90,2 |
2004 |
71,7 |
26,8 |
80,7 |
2005 |
64,6 |
24,3 |
72,0 |
2006 |
58,5 |
22,1 |
61,0 |
2007 |
46,3 |
17,7 |
45,1 |
2008 |
42,2 |
16,3 |
39,4 |
2009 |
36,0 |
14,1 |
33,2 |
2010 |
33 |
13,5 |
31 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь: 2011,с 220 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011.
В общее число абортов включены мини-аборты, то есть аборты при ранних сроках беременности, проведенные методом вакуум-аспирации.
Проблемные ситуации
Абортом (от лат. abortus - выкидыш) называется всякое прерывание беременности. Известно, что аборты бывают самопроизвольными и искусственными. Именно последний вид аборта (искусственный) и является предметом рассмотрения и анализа в данной работе, поскольку только применительно к нему разумно говорить о морально-этических проблемах. Медицинская сторона данного вопроса хорошо изучена и "успешно" реализуется на практике. Тем не менее проблема искусственного прерывания беременности является "открытой" в том смысле, что открытым (то есть нерешенным) остается вопрос о нравственно достойных способах ее решения. Применительно к ней речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных канонов, а об отсутствии таких канонов. Вместо последних мы имеем лишь проблемное поле, рождающееся из противостояния двух противоположных точек зрения.
Первая из них говорит о том, что аборт - это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться.
Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: являясь по своей сути убийством беззащитного человека " ' оскорбляет нравственное чувство, поэтому здесь существует этическая проблема, и притом сложнейшая.
Между двумя этими крайними точками зрения и лежит проблемное поле, на котором развертывается драматическое противостояние и столкновение различных позиций, точек зрения, подходов, оценок, воззрений. Настолько острых и драматических, что оно выплескивается на улицы, становится предметом массовых манифестаций, митингов и демонстраций. Многочисленные демонстрации "за" и "против" абортов проходят почти во всех странах мира. Это является еще одним доказательством актуальности выбранной темы.
Общество не может найти точки соприкосновения и договориться раз и навсегда о решении этой проблемы из-за разнообразия народностей, культур и религий.
Анализируя степень разработанности в наши дни проблемы аборта, приходится констатировать очевидный факт: западные исследования по данной теме более многочисленны и разнообразны, в то время как дискуссии по проблеме аборта в нашей стране только начинаются.
Аборт не является чем-то новым в человеческом обществе. В разное время в разных странах к абортам относились по-разному. В античные времена аборты приветствовались, если в стране рождалось больше граждан, чем могли выжить, не умерев от голода.
А задолго до этого некоторые племена по этим же причинам убивали часть уже родившихся детей. Однако сегодня аборт является одной из самых трудных, спорных и болезненных проблем в современном обществе.
Современный Китай абортами пытается не дать вырасти численности своего населения. В современной России численность населения, наоборот, падает. Но запретом абортов её навряд ли поднимешь: как показывает практика Польши и других европейских стран, где аборты запрещены, численность населения там не возрастает.
Таким образом, отношение к абортам разное. Одни считают, что лучше аборт, чем нищету плодить, другие считают, что аборт — это убийство. Последнего мнения придерживается и церковь, по учению которой душа вселяется в плод при его зарождении.
Аргументы против абортов:
Аргументы за аборты:
В основном, к аборту прибегают представительницы слабого пола по нескольким, но достаточно объективным причинам.
Во-первых, когда беременность наступила раньше, чем совершеннолетие. Тогда на аборт девушку подталкивают не только жизненные обстоятельства, но и ближайшие родственники. Такая молодая мама вряд ли сможет в полной мере получить образование, поскольку ребёнок требует постоянного ухода и внимания.
Во-вторых, если социальное положение женщины долгое время остаётся непрочным, ребёнок вряд ли принесёт радость. Другими словами, к абортам прибегают часто женщины, которые влачат скорбное существование находясь в самом социальном низу. Запрет на аборты может привести к увеличению роста рождаемости среди социально неблагополучного контингента.
В-третьих существуют объективные причины, связанные со здоровьем женщины по которым она просто не сможет выносить и родить здорового ребенка.
В-четвертых, Изнасилованные женщины имеют абсолютное право сделать аборт. Они не выбирали беременность и не принимали решения иметь ребенка .Каждый ребенок имеет право на надлежащую любовь и заботу. Если это невозможно, аборт является более гуманным выходом. Сегодня уже итак слишком много нежеланных детей в перенаселенном мире. Зачем добавлять еще?
Таким образом, и сам аборт, и его запрет – это палка о двух концах, просто из двух зол нужно выбрать наименьшее. А предоставить выбор следует всё-таки женщине.