СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Употребление алкоголя населением России
является предметом пристального интереса
со стороны не только научных работников,
но писателей, публицистов, общественных
и государственных деятелей уже в течение
почти двух столетий. Особую окраску, которую
придает употребление алкоголя, без преувеличения,
всем сторонам российской жизни, издавна
отмечают и зарубежные авторы. К сожалению,
актуальность этой темы для российской
действительности не снижается. Относительно
новые угрозы, такие как все более расширяющееся
употребление наркотиков, особенно в молодежной
среде, способны только на время снизить
интерес к алкогольной проблематике. Однако
и в те периоды, когда проблема алкопотребления
как будто бы отходит на задний план, она
неизменно и быстро напоминает о себе
эксцессивной смертностью, вызванными
«человеческим фактором» техногенными
катастрофами и огромными экономическими
потерями. Можно утверждать, что на сегодняшний
день, как и столетия назад, алкоголь является
важнейшим «внешним» фактором, губительно
действующим на здоровье и социальное
благополучие российского населения,
и, по-видимому, он останется таковым в
обозримый период времени. Вместе с тем,
история пьянства в России – это и история
борьбы с ним, причем борьбы, в основном,
безуспешной. И сегодня мы можем легко
заметить упование на меры противодействия
пьянству и алкоголизму, уже применявшиеся
в российской истории, причем иногда и
неоднократно, и не приносившие сколько-нибудь
заметного успеха.
Цель данной работы – рассмотреть
социальные и культурно – исторические
корни алкоголизации в России. Для достижения
данной цели необходимо решить следующие
задачи: проанализировать исторические
тенденции алкоголизации в России; изучить
отечественные исследования алкоголизации
в России; проанализировать современную
ситуацию алкоголизма в России.
Глава 1. Исторические тенденции
в алкоголизации населения России
История русского пьянства с
древнейших времен
Алкоголь всегда занимал важное место
в социальной и экономической жизни Российского
государства. Его употребление - неотъемлемый
элемент образа жизни, культуры и быта
многих народов. Однако именно Россия
чаще других стран ассоциируется с водкой
и пьянством, и нельзя сказать, что для
этого нет оснований. Сегодня, в ситуации
неуклонного роста алкоголизации населения
и, соответственно, всех присущих ей негативных
медицинских и социальных явлений, рассмотрение
употребления алкоголя в России в социально-историческом
контексте является далеко не лишним.
Алкоголь, как один из важных
элементов быта древних славян, упоминается
в источниках, начиная, по меньшей мере,
с X века н.э. Арабский путешественник Ахмед
ибн Фадлан, посетивший Россию в 921-922 гг.,
так описал похороны знатного руса: «Пока
мертвый не был сожжен, русы предавались
беспробудному пьянству. Они ... пьют ночью
и днем, некоторые умирают, не выпуская
кубка из руки».
Однако, по мнению русского
историка И.Прыжова, пьянства как такового
в Древней Руси не было. «Питье, - пишет
он, - составляло веселье, удовольствие,
как это и видно из слов, вложенных древнерусским
грамотником в уста Владимира «Руси есть
веселие пити, не можем без этого быти».
Но прошли века, совершилось многое, и
ту же поговорку ученые стали приводить
в пример пьянства, без которого будто
бы не можем быти...»1. Для основной массы населения
нормой в употреблении алкогольных напитков
являлась умеренность. Общинное самоуправление
осуществляло контроль над тем, кто, что
и как пьет. Алкогольные напитки употреблялись
дома, в кругу семьи, на братчинах или в
корчмах. Братчинами назывались традиционные
коллективные трапезы. Пили вкруговую,
передавая друг другу братину (трехлитровый
керамический сосуд). Человек, которого
обнесли питьем на братчине, считался
изгоем.
О социальной роли алкоголя
на Руси в период средневековья дают сведения
исторические источники. Здесь в большинстве
случаев описывается пьянство княжеской
дружины, знати. Так, русское княжеское
ополчение, напившееся меда и пива, потерпело
поражение при реке Пьяной от значительно
меньшего войска татарского царевича
Арапши в 1377 г., а сам главнокомандующий,
князь Иван Дмитриевич, вместе с остатками
дружины утонул в реке.
Свидетельства иностранных
путешественников о быте средневековых
русских городов, содержат сообщения об
употреблении русскими алкоголя. «Они
уверены, что хорошо принять гостей и прилично
с ними обойтись, значит непременно напоить
их, - пишет С. Герберштейн, посещавший
Москву в 1517 и в 1526 гг. - Этот обычай соблюдается
вообще у знати, и тех, кому дозволяется
пить мед и пиво»2.
После крещения Руси, несмотря
на осуждение церковью, пьянство, обжорство,
сквернословие и другие виды «греховного»
поведения устойчиво сохранялись во многих
праздничных ритуалах и обрядах, имеющих
языческие корни.
Сейчас мы достаточно много
знаем об алкогольных напитках, бывших
в ходу, как у древних славян, так и в более
позднее время. Виноградное вино было
известно на Руси еще до принятия христианства.
Оно импортировалось из Византии и Малой
Азии. В народе широкое распространение
имел квас, который, в отличие от современного
кваса, был алкогольным напитком. Было
широко распространено пивоварение, которое
отчасти носило ритуальный характер, а
потому было приурочено к определённому
времени года. Медоварение возникло в
Древней Руси в Х – XI вв., а в XII – XV веках
мед становится основным алкогольным
напитком.
История водки – относительно
недолгая. Считается, что первыми научились
дистиллировать алкоголь арабы. Само слово
«алкоголь» имеет арабское происхождение
(«аль-кохоль» – тонкий порошок, сущность
вещи). На Западе перегонные кубы известны
с XI – XII вв., однако перегонка длительное
время осуществлялась лишь в сфере фармации,
и занимались ей аптекари. Этим объясняется
возникновение такого названия алкоголя,
как спирт (от лат. spiro – дышать, жить), поскольку
он считался лекарственным средством.
Спиртные напитки из зерен становятся
известны в Европе с XV века.
Существует несколько версий
относительно появления водки на Руси.
Общепринятым является взгляд о том, что
технология производства спирта была
завезена генуэзцами. Известно, что первое
знакомство русских со спиртом происходит
в конце XIV века. В 1386 году генуэзское посольство,
следовавшее их Кафы (Феодосии) в Литву,
привезло на Русь спирт. Великокняжеский
двор ознакомился с этим напитком и счел
его слишком крепким. В 1429 году генуэзцы
вновь демонстрируют спирт при дворе Василия
Темного. Зелье на сей раз было признано
вредным и запрещено к ввозу в Московское
государство (Такала, 2002). Однако вскоре,
уже в середине XV века, на Руси появляется
собственное винокурение с использованием
отечественного ржаного сырья3.
Почему водка на Руси уже вскоре
после своего появления становится для
государства источником извлечения прибыли?
Поскольку запасы меда к XV веку иссякают,
его экспорт уже не мог служить существенным
источником государственного дохода.
Для производства же водки существовала
богатая сырьевая база, а затраты на ее
производство были не велики, поскольку
и тогда стоимость готового продукта в
десятки раз превышала стоимость сырья.
Если к этому прибавить удобство транспортировки,
концентрацию товара большой ценности
в малом объёме и полное отсутствие проблемы
хранения, т.к. спирт не портится, то всё
это превращает водку в идеальный объект
для государственной монополии. Как пишет
В.В. Похлебкин, «... если бы водки не было,
то её непременно нужно было бы выдумать,
и не из-за потребностей питья (пьянства),
а как идеальное средство косвенного налогообложения»4.
Большую роль в алкоголизации
народа сыграла и крепость нового напитка
(Сикорский, 1912). В странах с традиционным
потреблением вина и пива появление винокурения
не привело к смене приоритетов выбора
алкогольных напитков среди населения.
В России же, напротив, ниша, прежде занимаемая
медом, была быстро заполнена новым дешевым
напитком, тем более что ввиду ограничений
на домашнее приготовление алкогольных
напитков никакой иной альтернативы водке
не было. Вместе с тем, ритуальные формы
употребления, например обычай «пить до
дна», насильственно угощать друг друга,
пить наравне со всеми, не смея уклониться,
укоренившиеся в период раннего средневековья,
продолжали жить в народе. В условиях «царева
кабака», где основным напитком была водка,
они становились опасными.
Благодаря свидетельствам иностранных
путешественников русское пьянство становится
известным далеко за пределами России.
Однако нельзя забывать, что эти описания
относятся, главным образом, к быту крупных
городов, таких как Москва или Новгород.
Сельское население, особенно там, где
не было кабаков, по-прежнему употребляло
спиртные напитки в предписанных обычаями
случаях: по религиозным и семейным праздникам.
Установление казенных питейных
заведений привело к широкомасштабным
негативным последствиям. Предписание
ликвидировать корчмы вызвало широкое
распространение «тайных» корчем. И откупная
система, и продажа на вере оказались благоприятной
почвой для коррупции. Кабацкие головы
и откупщики воровали и разбавляли напитки,
несмотря на предусмотренные для этих
преступлений строгие санкции.
Политика Петра I, на 10 лет вернувшего
откупную систему, была направлена на
максимальное пополнение казны для нужд
затянувшейся Северной войны. Увеличивалось
число точек продажи вина, у населения
конфисковались винокуренные сосуды.
В спаивании народа Петр не видел большой
беды. Напротив, его имя связывают с ещё
более широким внедрением водки в дворянский
и простонародный быт. На праздниках («ассамблеях»)
Петр любил видеть все высшее общество
столицы. Привыкнув к простой водке, он
требовал, чтобы ее пили и гости, не исключая
дам. За уклонение от «служебного веселья»
на приглашенных налагался штраф. Опоздавшим
или уклонившимся от питья также полагался
штраф: подносили огромный кубок, на крышке
которого было написано «Пей до дна» («Штрафная»).
Часовые следили, чтобы никто из гостей
не покинул «ассамблеи» раньше времени.
Отсутствие «культуры потребления»
водки у народных масс, порождённое несколькими
веками существования кабака, препятствовало
любым реформам, направленным на ограничение
потребления водки в России. Вопрос о введении
винной монополии широко обсуждался в
стране в 1880-е годы. Активными сторонниками
этой идеи был М.Н. Катков, идеолог «народного
самодержавия», и славянофил К.П. Победоносцев,
которые проповедовали широкое государственное
вмешательство в экономику страны. Противники
реформы настаивали на том, что финансовый
интерес невозможно совместить с борьбой
за трезвость. Тем не менее, в 1894 году вводится.
государственная винная монополия, и к
1904 году она вступает в силу во всей стране.
Задачи реформы были следующие: полностью
изъять производство водки и торговлю
ею в стране из частных рук; ликвидировать
подпольное самогоноварение; повысить
качество продаваемой водки; по возможности
прививать русскому народу культуру потребления
водки. За время своего существования
(до 1914 года) система достигла больших
финансовых успехов, однако «нравственная
сторона» реформы была вновь безнадежно
провалена5.
В начале XX веке употребление
алкоголя сельским населением оставалось
большей частью эксцессивным, и было связано
с религиозными праздниками и случаями,
когда употребление алкоголя было предписано
обычаем. Например, Д.Н. Воронов (1913) описывает
обычай устраивать т.н. «помочи». В период
наиболее интенсивных сельскохозяйственных
работ в деревне трудно найти работников,
так как все крестьяне заняты работами
в собственном хозяйстве. Однако в праздники
можно найти много желающих выполнить
работу не за деньги, а за обильное угощение
и выпивку. Такая работа, «помочи», не считалась
нарушением правила о праздничном отдыхе.
К этому способу найма рабочей силы чаще
всего прибегали зажиточные крестьяне,
помещики и духовенство, вынужденные рассчитывать
исключительно на наемный труд. Вообще
широко распространилось использование
алкоголя в качестве средства взаиморасчетов.
Свадьбы в русских деревнях традиционно
сопровождались тяжелой и многодневной
алкоголизацией. «Принято думать, что
чем шире пьяный размах, тем почетнее свадьба
и тем счастливее будут молодые», - писал
Д.Н. Воронов6.
Исторические тенденции алкоголизации
России в XIX - XX вв
В этой главе мы рассмотрим историческую
динамику употребления алкоголя населением
России в XIX-XX вв. на основе данных официальных
статистических публикаций. Подобная
динамика рассматривается как результирующая
переменная действия широкого ряда социально-экономических,
социально-психологических и историко-культуральных
факторов. Конечно, действие подавляющего
их большинства может только гипотезироваться
в объяснительной теоретической модели
уровня популяционного потребления алкоголя.
Наиболее очевидны, а потому часто принимаются
за определяющие те факторы, которые связанны
с государственной политикой в сферах
производства, потребления и нейтрализации
негативных эффектов употребления алкогольных
напитков. Подобная политика может быть
охарактеризована по двум основным направлениям
- способу прямого или косвенного налогообложения
употребления спиртных напитков и методам
прямого государственного регулирования
уровня употребления.
За рассматриваемый исторический период
в России был предпринят целый ряд попыток
прямого государственного регулирования
уровня употребления алкогольных напитков.
Первая из них была осуществлена царским
правительством вначале первой мировой
войны, и получила название “сухого закона”.
Он обосновывался потребностями проведения
воинской мобилизации, вводился на время
войны, и применялся, хотя неполно и непоследовательно,
с 1914 г. В 1919 г. СНК РСФСР как бы продолжил
действие “сухого закона”, запретив своим
постановлением изготовление и продажу
спирта, крепких напитков и не относящихся
к напиткам спиртосодержащих веществ,
за исключением легких виноградных вин.
Окончательная отмена “сухого закона”
произошла в 1925 г.