Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 06:50, контрольная работа
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности.
Взаимоотношение личности и общества.
Практические задания
Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ.
Личность – продукт биографии. Правильно ли это?
Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый.
ИндивидуУМ -- единство органов и жизненных функций организма, так и ЛИЧНОСТЬ -- тоже единство, но высшего порядка. Это единство психической деятельности ЧЕЛОВЕКА, его отношений к МИРУ.
2. Личность – продукт биографии. Правильно ли это?
В своем наиболее широком значении БИОГРАФИЧЕСКИЙ
МЕТОД в психологии - это особый концептуальный
подход к изучению личности, основанный
на представлении о том, что личность является
"ПРОДУКТОМ " собственной биографии
или ИСТОРИИ своей ЖИЗНИ.
Ядром ЛИЧНОСТИ, как считают многие авторы,
является ее мотивационноценностная система
или система сложившихся отношений и предпочтений
к жизни в целом и отдельным сферам жизнедеятельности.
Структура ЛИЧНОСТИ -- все индивидные характеристики человека,в том числе особенности его нервной системы, темперамента, высших психических функций и т. д.
Личность предстает как "коллекция"
или набор некоторых свойств, причем ее
уникальность определяется простой невозможностью
повторения сочетаний этих свойств у двух индивидов.
+ЛИЧНОСТЬ особым социальным,системным
качеством индивида, связанным с его позицией
в мире и по отношению к миру, к другим
людям, к самому себе, к своей деятельности
и жизни в целом.
Основу этой позиции составляют ценностносмысловые
ориентации конкретного человека,его
базовые установки, мотивы и т.д.
Важнейших особенностей творческой личности является ее оригинальность, уникальность, обнаруживающая себя как в стиле мышления, так и во всех личностных проявлениях.Стать ЛИЧНОСТЬЮ - значит сформировать определенную систему ценностей и приоритетов (в том числе иерархию деятельностей и их побудительных причин) и, воплощая ее в конкретных целях, утверждать своими делами, поступками, жизненными выборами.
Творческая работа, протекающая в условиях значительной неопределенности,требует для своей успешной реализации сильной, зрелой, самодостаточной и стабильной личности, предполагает умение самостоятельно продуцировать цели и задачи,зачастую идущие вразрез с общепринятыми взглядами и добиваться их достижения.Поэтому все, что способствует личностному росту и совершенствованию, расширяет потенциальные возможности для творчества...
Это возможно лишь при условии развития в себе способности к четкому представлению целей, к мобилизации личностных ресурсов и к самоограничению, т.е. всего того,что на житейском языке называется закалкой характера.
Умение оставаться самим собой в любых
ситуациях, а тем более в тех, которые требуют
отстаивания своих взглядов и позиции
- одна из фундаментальных характеристик творческой личности.
Путь к подлинной оригинальности и неповторимости
лежит через четкое оформление и действенное
претворение в жизнь своей ценностной
позиции.
Есть такая известная точка зрениЯ. Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми.
Центр личности - который мы называем
"Я".. лежит не в индивиде, не за "поверхностью
его кожи", а в его бытии...
Пишет известный учёный А.Н.Леонтьев в
«Методологических тетрадях»(Леонтьев.1994г)
Человек является в определенной степени кристаллизацией
биографии,но неправильно считать человека
полностью ПРОДУКТОМ своей биографии.С
одной стороны, личность формируется в
процессе жизни, биографии.)«Индивид превращается
в личность... в ходе своей биографии.В
этом смысле личность и есть «сгусток»
биографии»
Другими словами, личность - не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография, опыт жизни!
1) тезис : Личность есть результат «кристаллизации» биографии. Это первый тезис (А.Н.Леонтьева.)
2) тезис: личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.
3) тезис : – личность имеет строение.
Вводится разведение индивида
и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство,
связь естественных органов и их функций,то
ЛИЧНОСТЬ - небиологическое единство.Она
постепенно возникает,формируется в ходе
жизни,поэтому есть строение индивида,
и есть независимое от него строение личности.
Согласно А.Н.Леонтьева - ЧЕЛОВЕК не родится
в качестве личности. ЛИЧНОСТЬ человека
возникает в ходе развития его жизни. "Индивид
превращается в личность...в ходе своей
БИОГРАФИИ.
3.Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый.
Свойства личности: целеустремленный, любознательный, ответственный, консерватор, меланхолик, трудолюбивый.
Список использованной литературы
1. Андри Медра «Основы социологии» (учебник для ВУЗов), изд. «NOTA BENE», г. Москва, 2000 г.;
2. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. «Социология» (учебный курс), изд. «МарТ», г. Москва – Ростов-на-Дону, 2007 г.;
3. Горелов А.А. «Социология» – 2002 г.;
4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. «Социология» (учебник для ВУЗов), изд. «NOTA BENE», г. Москва, 2000 г.;
5. Капитонов Э.А. «Социология XX века» – 2006 г.;
6. Кравченко А.И. «Социология» (учебник для ВУЗов), изд. «Академический Проект», г. Москва, 2005 г.;
7. Кравченко А.И. «Социология» (учебное пособие), изд. «Деловая книга», г. Екатеринбург, 2008 г.;
8. Лавриненко В.Н. «Социология» (учебник) изд. «ЮНИТИ» г. Москва, 2008 г.;
9. Маршак А.Л. «Социология», изд. «Высшая школа», г. Москва, 2002 г.;
10. Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология» – 2005 г.;
11. Томпсон Д.Л., Пристли Д. «Социология», изд. «Инициатива», г. Львов, 2008 г.;
12. Фролов С.С. «Социология» – 2008 г.;
13. Харчева В.Г. «Социология» – 2000 г.