Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 07:53, реферат

Краткое описание

Современное состояние российского общества сегодня характеризуется как критическое, что делает проблематичным сохранение нравственного здоровья нации, обеспечение духовной безопасности России. Культура утрачивает функции социализации, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека. Особенно пагубно ценностно-нормативная неопределенность сказывается на молодом поколении, которое сегодня наиболее остро переживает кризис идентичности.

Содержание

Введение
1. Понятие «личность»
2. Особенности социологического изучения личности
3. Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Практические задания
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема личности в социологии.docx

— 80.79 Кб (Скачать файл)

Из всех дефектов социализации наиболее социально  опасны имеющие место дефекты социализации в семье.

Уникальность  сегодняшней ситуации в России состоит  в том, что взрослеющая молодежь включается в становящийся рынок. Это  усложняет процесс социализации и адаптации молодых людей. Ее социальный опыт первичен и в том смысле, что старшему поколению зачастую нечем “поделиться”, более того, оно пытается навязать молодым и псевдорыночный опыт, что обостряет межпоколенческие отношения. Общество вынуждает молодежь лавировать между нормами противоположных типов экономики. Такое лавирование - серьезнейшее противоречие социализации современной молодежи. Важно и другое: сегодня в адаптацию к рынку включено все население страны, ранее усвоенные образцы поведения не способствуют достижению успеха. Здесь у молодых людей определенные преимущества.

В российском обществе в настоящее время фактически отсутствует общественно одобряемая модель социального поведения. Этому положению в немалой степени способствовали как слабости современной социологической теории вообще15, так и российской социологической теории, в частности. Это очень важный момент и мы особо подчеркиваем его значение.

В преобладающем  ныне в общей социологии типе теоретизирования совершенно отсутствует или считается второстепенным стремление объяснять. Весьма слаб интерес к вопросам типа: “Почему эти люди действуют таким образом? Почему данный социальный порядок изменяется именно таким образом?” Объяснить нечто - значит дать правдоподобное обоснование того, почему в данной ситуации, в которой существовала по крайней мере еще одна возможность, актуализировалось именно это нечто16.

Рассматривая  проблему преобразований в России и  кризис социализации, можно задаться вопросом; “Почему “сверху” начались именно рыночные преобразования?”, “Кому выгодна нестабильность в социальной сфере?” и т.д.

Подводя итог, осуществим хотя бы приблизительную  оценку описанным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодого человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к которому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они окажутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формирования личности.

1. Можно  считать, что происходящие перемены  окажут весьма травмирующее воздействие  на ценностный мир всего нынешнего   и последующего поколений.

2. Наиболее  существенным будет урон. нанесенный  ценностному миру той молодежи, которая характеризуется ослабленными  связями с семьей, довольно значительными  задержками социального развития, малой успешностью в системе  образования.

3. Наличие проблемы идентификации и социально-культурной интеграции молодых людей.

4. Следует ожидать усиление воздействия  на ценностные структуры молодежи национального фактора.

5. В случае дальнейшего неблагоприятного  развития экономики страны возможно  “слияние” экономического, политического  и националистического факторов с ярко выраженной прототалитарной и антикавказской направленностью.

6. Значительное воздействие на  ценностные структуры оказывает экономический фактор: чем ниже уровень материального обеспечения, тем выше требования “крепкой руки”, и, наоборот, с его повышением - выше ценность свободы.

Необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности.

До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке  присутствовать и воспроизводиться социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие добровольно признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается механизм эффективного социального контроля.

Итак, формирование и развитие личности – очень актуальная проблема современной  социологии (в частности, для решения  проблем отечественной социологии).  Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным   причинам в России в настоящее время  наблюдается кризис социализации. А  социализация является аспектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).

Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в  изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид  является основой развития личности).

 
    1. Взаимоотношения общества и личности

 

Под обществом  в социологии понимается объединение  людей, характеризующееся:

а) общностью  территории их проживания, обычно совпадающей  с государственными границами и  служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются  взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;

б) целостностью и устойчивостью;

в)самовоспроизводством, самообепеченностью, саморегулируемостью;

г) таким  уровнем развития культуры, который  находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей17.

         В общем и целом признавая,  что общество есть продукт  взаимодействия людей, социологи,  как и прошлом, так и в  наши дни нередко по-разному  отвечали на вопрос о том,  что служит первоосновой объединения  людей в общество. 

Существовало  и существует немало попыток систематизировать  социологические воззрения по решению  вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном18.  Он выделил четыре основных подхода.

Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят  из примата общества по отношению  к отдельному индивиду и сосредотачивают  свое внимание на изучении закономерностей  “высокого” порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается  над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассужденийпри такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится прежде всего школа структурно-функционального анализа  (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).

Огюста Конта (1798-1857) считают основателем  позитивистской социологии. Основной труд Конта “Курс позитивной философии” в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный  кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества19.

В теоретическом понимании общества Э.Дюркгеймом (1858-1917) прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм. Первая уходит корнями в понимание общества и его закономерностей по аналогии с природой. Вторая предполагает понимание  общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов. Социологизм является основной методологической установкой этого исследователя.

Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие  связи объединяют людей в общество. Его основополагающий тезис состоял в том,что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую ранее выполняло общее сознание. Разделение труда обуславливает индивидуальные различия   в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает   чувства зависимости друг  от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме и степень определенности также уменьшается,   по содержанию оно превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида20.

Любое современное общество, в котором  господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Дюркгейм, естественно, видел наличие социальных проблем и конфликтов. Однако он считал их просто отклонением от нормы, вызванной недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества. В этом плане исследователь развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов общественной солидарности. Они должны, по его замыслу, выполнять широкий круг общественных функций - от производственных  до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут  регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личности21.

Большое влияние на развитие современной  социологической теории оказали  произведения Т.Парсонса (1902-1979). Такие  понятия как “социальная система” и “общество” у Парсонса являются взаимосвязанными, но не сводимыми друг к другу. Он считает, что общество является особым типом социальной системы: оно есть социальная система, достигшая наивысшего уровня самодостаточности в отношении к своему окружению. Парсонс называет пять внешних окружений социальной системы - “Предельная реальность”, “Культурная система”,  “Система личности”, “Организм” и “Физико-органическое окружение”22.

Главными чертами этой системы  выступают, по Парсонсу, упорядоченность отношений между индивидами и коллективность существования людей. Поэтому, как упорядоченная система, социетальная общность содержит ценности и дифференцированные и специализированные нормы и правила, наличие которых предполагает культурную референцию, способствующую их легитимации.

 Отношения социальной системы  к системе личности, считает Парсонс,  радикально отличны от ее отношений  к системе культуры, поскольку  личность (как и организм, и физико-органическое  окружение) располагается “ниже” социальной системы в кибернетической иерархии. Социальная система представляет собой лишь одну сторону поведения человека, другую сторону представляет жизнедеятельность человеческого организма. Функциональные требования, выдвигаемые личностями, организмами и физико-органическим окружением, составляют сложную систему измерений действительной организации и существования социальных систем23.

Основной функциональной проблемой  отношений социальной системы к системе личности выступает в теории Т.Парсонса проблема социализации.  Социализация  определяется им как совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами системы социальной общности и устанавливают определенный социальный статус. Сложные отношения между личностью и социальной системой включают в себя, с одной стороны, установление и развитие адекватной мотивации на принятие участия в социально контролируемых образцах действия, а с другой -адекватное удовлетворение и поощрение участников такого действия. Таким  образом, первичной функциональной потребностью социальной системы по отношению к личности ее членов является мотивация участия в социальной системе, предполагающая согласие с требованиями нормативного порядка. Парсонс выделяет  три аспекта этой функциональной потребности: во-первых, самые общие обязательства, вытекающие из принятия центральных ценностных образцов, напрямую относящиеся к религиозной ориентации; во-вторых, подуровень личности, формирующейся в процессе ранней социализации, связанный с эротическим комплексом и мотивационной важностью родства и других интимных отношений; в-третьих, непосредственные инструментальные и неинструментальные действия личности (“службы”), варьирующие по цели и ситуации.

Несмотря на важность всех аспектов функциональной потребности, отношения  между системой личности и социальной системой структурируются посредством “служб”, которые являются основными элементами образования политической подсистемы социальной системы24.

Многие социологи вполне справедливо  ставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок (теории социального  конфликта):  стабильность,   устойчивость гармония сопровождается конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

Основными аргументами, выдвигавшимися  против тезиса Парсонса о стабильности как атрибуте общества выступали  следующие: I) распределением средств к жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу. Поэтому конфликт неизбежен; 2) политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу. Поэтому конфликт между нею и народными массами объективно обусловлен; 3) во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги - власть - ценности -ритуал. Он первого до последнего компонента всюду налицо столкновение интересов противоположных социальных групп. Следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений;  4) в любом обществе имеет место принуждение одних другими, ибо лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт есть продукт экономических отношений.

Информация о работе Проблема личности в социологии