Проблема патриотизма в современном белорусском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:27, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования: повысить уровень патриотизма студенческой молодежи РБ
Задачи исследования. Выяснить:
1. число и процент студентов, не считающих себя патриотами
2. каковы причины данной проблемы
3. что, по мнению студентов, могло бы помочь исправить ситуацию
4. роль университета в повышении патриотизма

Вложенные файлы: 1 файл

issledovanie.docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра экономической социологии

 

 

 

 

 

Социологическое исследование

 

По дисциплине: социология

На тему: «Проблема патриотизма в современном белорусском обществе»

 

 

 

 

 

Выполнили: студенты ФМЭО, 2 курса,  ДАБ

Архипова Виталия, Зеленко Яна, Прокопенко Наталья

 

 

 

Проверил: профессор Л.И. Подгайская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Как известно, в народе бытует мнение о том, что если ты не уважаешь свою Родину, то ты не уважаешь себя. Мы живем в стране со сложным историческим прошлым, где национальная культура подвергалась постоянным гонениям, и в зависимости от того, к какой стране прилегала, видоизменялась под ее давлением. Самоопределение белорусов всегда являлось краеугольным камнем во многих вопросах. С каждым годом становится все актуальнее вопрос о белорусском языке, как о единственно государственном.  Количество людей, использующих белорусский язык, едва ли достигает 15%.И отсюда следственно вытекает вопрос о патриотизме и на что готов сейчас житель Беларуси ради своей страны. В нашей же студенческой среде  мы наблюдаем стремление молодежи покинуть Родину. И это проблема.

Программа:

Методологический  раздел

Объект исследования: студенты БГЭУ

Предмет исследования: уровень  патриотизма студенческой молодежи РБ

Цель исследования: повысить уровень патриотизма студенческой молодежи РБ

Задачи исследования. Выяснить:

    1. число и процент студентов, не считающих себя патриотами
    2. каковы причины данной проблемы
    3. что, по мнению студентов, могло бы помочь исправить ситуацию
    4. роль университета в повышении патриотизма

Гипотеза: уровень патриотизма студенческой молодежи низок, основной причиной этого исследователь видит в недостаточном внимании к идеологии страны.

Основные понятия:

Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (словарь). В общепринятом смысле патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, обычно характеризующихся как любовь к Родине. Словарь В. Даля определяет патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его…». Ключевое слово в этом определении, - ревнитель, то есть усердный защитник, поборник интересов Родины. Под любовью к Родине следует понимать: заботу об интересах и исторической судьбе своей страны, гордость её достижениями и критику недостатков, сочувствие к страданиям и социальным нуждам народа, уважение к историческому прошлому и традициям своей родины, привязанность к месту рождения, жительства, готовность к борьбе с врагами отечества, защиту интересов Родины.

Методический раздел

Метод сбора социологической информации – опрос.

Вид опроса – анкетирование.

Инструментарий – анкета.

 

План проведения исследования.

I. Этап подготовки к полевому исследованию

  1. Составление программы и инструментария исследования
  2. Составление выборки
  3. Тиражирование анкет

II. Этап полевого исследования

  1. Массовый сбор первичной информации

III. Обработка первичной информации

  1. Подготовка анкет к обработке
  2. Ручная обработка информации
  3. Ввод информации в компьютер

IV. Анализ результатов, подготовка выводов и рекомендаций

  1. Анализ и подготовка предварительного отчета
  2. Подготовка окончательного отчета, выводов и рекомендаций

 

Генеральная совокупность: студенческая молодежь РБ

Выборка: 50 студентов БГЭУ

 

 

Анкета

Уважаемые студенты! Наш коллектив проводит  опрос среди студентов нашего вуза, посвященный проблеме патриотизма в современном обществе. Пожалуйста, заполните эту анкету, нам важно учесть ваше мнение и оценку сложившейся ситуации, а также возможностей ее улучшения. Мы гарантируем анонимность - данные, полученные в ходе исследования, не будут использоваться в целях не связанных с проведением данного исследования.

Заранее благодарим за участие!

  1. Что, по вашему мнению, означает слово «патриотизм»?
    1. Патриотизм – это любовь к Родине
    1. Любовь к национальной культуре
    2. Любовь к народу

 

  1. Оцените свой уровень патриотизма:
    1. Высокий
    1. Средний
    2. Низкий

 

  1. Видите ли вы проблему  в уровень патриотизма населения РБ?
    1. Да
    1. Нет
    2. Затрудняюсь ответить

 

  1. Если да, то какие причины можете выделить?
    1. Недостаточное внимание родителей
    1. Недостаточное внимание школьной системы образования к этому вопросу
    2. Плохая власть
    3. Плохая страна

 

  1. Говорите ли вы на белорусском языке?
    1. Да, всегда
    1. Да, но с трудом
    2. Без проблем, но не пользуюсь
    3. Не могу говорить

 

  1. Нравится ли вам национальная культура?
    1. Да, конечно
    1. Да, но культуры других стран интереснее
    2. Нет

 

  1. Какой путь экономического развития наиболее приемлем для РБ?
    1. Свободная рын.экон., как в США, Франции
    1. С преобладанием гос.форм.собственности (Китай)
    2. У РБ должен быть свой путь развития

 

 

 

 

  1. Испытываете ли Вы гордость за свою страну?
    1. Да
    1. Нет
    2. Затрудняюсь ответить

 

  1. Какие проблемы, по вашему мнению, снижают уровень патриотизма граждан?
    1. Уровень и качество жизни
    1. Проблемы социальной жизни
    2. Проблемы образования, воспитания
    3. Миграция
    4. Развитие экономики
    5. Нет идеологической основы, нечем гордиться
    6. Затрудняюсь ответить

 

  1. Как вы относитесь к службе в вооружённых силах?
    1. Считаю  необходимой
    1. Отвергаю
    2. Мне всё равно
    3. Затрудняюсь ответить

 

  1. Уехали ли бы вы заграницу, если да, то куда?
    1. Да, с радостью
    1. Вероятно, нет
    2. Категорически нет

 

  1. Принимаете ли вы (или будете принимать, если вам нет ещё 18 лет) участие в выборах властей? 
    1. Всегда участвую (буду участвовать)
    1. Очень редко
    2. Считаю это ненужным для меня
    3. Затрудняюсь ответить

 

  1. Повлияла ли учеба в университете на ваши взгляды в отношении патриотизма?
    1. Нет
    1. Да (если да – как именно)

 

  1. В настоящее время, как в РБ так и во всём мире существуют такие объединения людей как «скин-хэды», «националисты». Лидеры этих движений говорят, что они истинные «патриоты» своей Родины. А как вы думаете, на самом ли деле это так, правильную ли позицию заняли эти люди?
    1. Да я поддерживаю их идеи 2
     
    1. Мне всё равно 8
    2. Я ничего не знаю об этих объединениях 16 
    3. Я против их действий 70
    4. Затрудняюсь ответить 4

 

  1. Чтобы бы вы предложили изменить для повышения уровня патриотизма? __________

 

  1. Ваш пол:
    1. Женский
    1. Мужской

 

  1. Ваш возраст: ________

 

 

 

В исследовании приняли участие 50 студентов БГЭУ в возрасте от 17 до 21 года, из которых 29 девушек и 21 мужчина.

    1. 72% опрошенных определяют патриотизм как любовь к Родине, 20% - любовь к национальной культуре и 8% - любовь к народу. На наш взгляд, сложившееся распределение ответов имеет свою логику. Для большинства слово «патриотизм» ассоциируется с «Родиной»: родным городом, деревней, домом.
    2. 58 % опрошенных затруднились оценить свой уровень патриотизма, 15% оценили как «высокий» и 27% - как низкий. Как видно, большая часть не может оценить свой уровень, мы бы связали это с тем, что опрошенные не считают себя патриотами, но видят в этом отрицательную черту
    3. 69% сказали, что уровень патриотизма в стране – это проблема, 19% затруднились ответить и 12% не видят в этом проблемы. Это хороший знак, т.к. осознание проблемы – первый шаг к ее решению.
    4. 50% опрошенных винят представителей власти в отношении народа к Родине, 46%  видят причину в недостаточном внимании школьной системы образования к проблеме, 4% - в недостаточном внимание родителей, и ни один не назвал свою страну плохой.
    5. Из опрошенных студентов 52% сказали, что испытывают трудности при употреблении белорусского языка, 29% - не могут использовать родной язык, 19% хорошо владеют белорусским языком, но не пользуются. Употребляющих в повседневной жизни белорусский не оказалось.
    6. 56% опрошенным нравится национальная культура, но культуры других наций им нравится больше. 40% назвали национальную культуру самой лучшей. 4% родная культура не нравится.
    7. 76% опрошенных хотели бы, чтобы страна шла по пути рыночной экономики. 20% за свой собственный путь развития и только 4% за гос. Собственность.
    8. 60% испытываю гордость за свою страну, 14% затрудняются ответить и 26% не видят поводов ей гордится, что печалит.
    9. 42% не довольны уровнем и качеством жизни в стране, 26% винят образование и воспитание, 20% не довольны развитием экономики и 12% считают, сто в стране нет идеологической основы и нам нечем гордиться, остальные варианты ответов не использовались.
    10. 60% считают, что служба в армии обязательна. 20% отвергают. 16% равнодушно относятся к этому вопросу. 4% затрудняются ответить.
    11. 78% респондентов переехали бы заграницу на постоянное место жительства, из них 47% хотели бы жить в США, 38% в одной из стран Европы, 8% в одной из стран Ближнего Зарубежья(Польша, Литва, Латвия),  6%  - в России, 1% - в Японии. 7%, вероятно, остались бы на Родине и 15% не покинули бы Родину. Это говорит о том, что молодежь не видит успешного будущего на Родине и считает, что лучше реализует свои возможности заграницей. Этот факт красноречивее других отражает проблемность данной темы.
    12. 70% участвуют или будут участвовать в выборах, 17% затрудняются ответить, 13% - редко участвуют, никто не сказал, что это для него не важно. Это указывает на то, что гражданам совсем небезразлична судьба своего государства и его будущее, и в этом, на наш взгляд, есть немалая доля патриотизма и заботы о своей стране и о её народе.
    13. Учеба в БГЭУ никак не повлияла на отношение к Родине 72% учащихся. У 28% отношение изменилось. Среди причин были названы: влияние некоторых преподавателей, новый круг общения, «просто вырос».
    14. В вопросе о скинхедах и националистах 70% негативно отзываются о их деятельности, 2% поддерживают, 16% равнодушны к ним, 8% ничего не знают о них.
    15. На этот вопрос ответило 80%. Среди предложений были следующие: развивать культуру(литература, кино), проводить больше бесед на эту тему в школах, постоянно транслировать социальные рекламы , менять экономическую и политическую ситуацию в стране.

 

Мы получили и обработали результаты анкеты. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что проблема патриотизма в нашей стране действительно существует и требует ответных действий в ее решении; т.к нашими респондентами являлись люди, которых можно считать новым поколением в нашей стране, то осознание того, что проблема действительно существует , является первым шагом к ее решению. Выходом мы видим новую политику государства, которая может в себя включать новые программы образования, в которых упор делается на национальную культуру, а также социальные программы по улучшению уровня и качества жизни, что является необходимым для современного жителя. А самым главным мы считаем становление белорусского языка как единственно государственного, т.к считаем, что язык - это главная платформа для формирования национального самосознания и патриотизма.

 


Информация о работе Проблема патриотизма в современном белорусском обществе