УО «Белорусский государственный
экономический университет»
Кафедра экономической социологии
Социологическое исследование
По дисциплине: социология
На тему: «Проблема патриотизма
в современном белорусском обществе»
Выполнили: студенты ФМЭО, 2
курса, ДАБ
Архипова Виталия, Зеленко Яна,
Прокопенко Наталья
Проверил: профессор Л.И. Подгайская
Минск 2013
Как известно, в народе бытует
мнение о том, что если ты не уважаешь свою
Родину, то ты не уважаешь себя. Мы живем
в стране со сложным историческим прошлым,
где национальная культура подвергалась
постоянным гонениям, и в зависимости
от того, к какой стране прилегала, видоизменялась
под ее давлением. Самоопределение белорусов
всегда являлось краеугольным камнем
во многих вопросах. С каждым годом становится
все актуальнее вопрос о белорусском языке,
как о единственно государственном.
Количество людей, использующих белорусский
язык, едва ли достигает 15%.И отсюда следственно
вытекает вопрос о патриотизме и на что
готов сейчас житель Беларуси ради своей
страны. В нашей же студенческой среде
мы наблюдаем стремление молодежи покинуть
Родину. И это проблема.
Программа:
Методологический
раздел
Объект исследования: студенты БГЭУ
Предмет исследования: уровень патриотизма студенческой
молодежи РБ
Цель исследования: повысить уровень
патриотизма студенческой молодежи РБ
Задачи исследования. Выяснить:
- число и процент студентов,
не считающих себя патриотами
- каковы причины данной проблемы
- что, по мнению студентов, могло
бы помочь исправить ситуацию
- роль университета в повышении
патриотизма
Гипотеза: уровень патриотизма студенческой молодежи
низок, основной причиной этого исследователь
видит в недостаточном внимании к идеологии
страны.
Основные понятия:
Патриотизм – это преданность
и любовь к своему отечеству, к своему
народу. (словарь). В общепринятом смысле
патриотизм понимается как общественный
и нравственный принцип, характеризующий
отношение граждан к своей стране. В жизни
это отношение проявляется в сложном комплексе
чувств, знаний, ценностных ориентаций,
установок, действий, обычно характеризующихся
как любовь к Родине. Словарь В. Даля определяет
патриота как «любителя отечества, ревнителя
о благе его…». Ключевое слово в этом определении,
- ревнитель, то есть усердный защитник,
поборник интересов Родины. Под любовью
к Родине следует понимать: заботу об интересах
и исторической судьбе своей страны, гордость
её достижениями и критику недостатков,
сочувствие к страданиям и социальным
нуждам народа, уважение к историческому
прошлому и традициям своей родины, привязанность
к месту рождения, жительства, готовность
к борьбе с врагами отечества, защиту интересов
Родины.
Методический раздел
Метод сбора
социологической информации – опрос.
Вид опроса – анкетирование.
Инструментарий – анкета.
План проведения
исследования.
I. Этап подготовки к полевому
исследованию
- Составление программы и инструментария
исследования
- Составление выборки
- Тиражирование анкет
II. Этап полевого исследования
- Массовый сбор первичной информации
III. Обработка первичной информации
- Подготовка анкет к обработке
- Ручная обработка информации
- Ввод информации в компьютер
IV. Анализ результатов, подготовка
выводов и рекомендаций
- Анализ и подготовка предварительного
отчета
- Подготовка окончательного
отчета, выводов и рекомендаций
Генеральная
совокупность: студенческая молодежь РБ
Выборка: 50 студентов БГЭУ
Анкета
Уважаемые студенты! Наш коллектив
проводит опрос среди студентов нашего
вуза, посвященный проблеме патриотизма
в современном обществе. Пожалуйста, заполните
эту анкету, нам важно учесть ваше мнение
и оценку сложившейся ситуации, а также
возможностей ее улучшения. Мы гарантируем
анонимность - данные, полученные в ходе
исследования, не будут использоваться
в целях не связанных с проведением данного
исследования.
Заранее благодарим за участие!
- Что, по вашему мнению, означает слово «патриотизм»?
- Патриотизм – это любовь к Родине
- Любовь к национальной культуре
- Любовь к народу
- Оцените свой уровень патриотизма:
- Видите ли вы проблему в
уровень патриотизма населения РБ?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Если да, то какие причины можете выделить?
- Недостаточное внимание родителей
- Недостаточное внимание школьной
системы образования к этому вопросу
- Плохая власть
- Плохая страна
- Говорите ли вы на белорусском
языке?
- Да, всегда
- Да, но с трудом
- Без проблем, но не пользуюсь
- Не могу говорить
- Нравится ли вам национальная
культура?
- Да, конечно
- Да, но культуры других стран
интереснее
- Нет
- Какой путь экономического
развития наиболее приемлем для РБ?
- Свободная рын.экон., как в США, Франции
- С преобладанием гос.форм.собственности (Китай)
- У РБ должен быть свой путь развития
- Испытываете ли Вы гордость
за свою страну?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Какие проблемы, по вашему мнению,
снижают уровень патриотизма граждан?
- Уровень и качество жизни
- Проблемы социальной жизни
- Проблемы образования, воспитания
- Миграция
- Развитие экономики
- Нет идеологической основы,
нечем гордиться
- Затрудняюсь ответить
- Как вы относитесь к службе
в вооружённых силах?
- Считаю необходимой
- Отвергаю
- Мне всё равно
- Затрудняюсь ответить
- Уехали ли бы вы заграницу, если
да, то куда?
- Да, с радостью
- Вероятно, нет
- Категорически нет
- Принимаете ли вы (или будете
принимать, если вам нет ещё 18 лет) участие
в выборах властей?
- Всегда участвую (буду участвовать)
- Очень редко
- Считаю это ненужным для меня
- Затрудняюсь ответить
- Повлияла ли учеба в университете
на ваши взгляды в отношении патриотизма?
- Нет
- Да (если да – как именно)
- В настоящее время, как в РБ так и во всём мире существуют такие объединения людей как «скин-хэды», «националисты». Лидеры этих
движений говорят, что они истинные «патриоты»
своей Родины. А как вы думаете, на самом
ли деле это так, правильную ли позицию
заняли эти люди?
- Да я поддерживаю их идеи 2
- Мне всё равно 8
- Я ничего не знаю об этих объединениях 16
- Я против их действий 70
- Затрудняюсь ответить 4
- Чтобы бы вы предложили изменить
для повышения уровня патриотизма? __________
- Ваш пол:
- Ваш возраст: ________
В исследовании приняли участие
50 студентов БГЭУ в возрасте от 17 до 21 года,
из которых 29 девушек и 21 мужчина.
- 72% опрошенных определяют патриотизм как любовь к Родине, 20% - любовь к национальной культуре и 8% - любовь к народу. На наш взгляд, сложившееся распределение ответов имеет свою логику. Для большинства слово «патриотизм»
ассоциируется с «Родиной»: родным городом,
деревней, домом.
- 58 % опрошенных затруднились оценить свой уровень патриотизма, 15% оценили как «высокий» и 27% - как низкий. Как видно, большая часть не может оценить свой уровень, мы бы связали это с тем, что опрошенные не считают себя патриотами, но видят в этом отрицательную черту
- 69% сказали, что уровень патриотизма в стране – это проблема, 19% затруднились ответить и 12% не видят в этом проблемы. Это хороший знак, т.к. осознание проблемы – первый шаг к ее решению.
- 50% опрошенных винят представителей власти в отношении народа к Родине, 46% видят причину в недостаточном внимании школьной системы образования к проблеме, 4% - в недостаточном внимание родителей,
и ни один не назвал свою страну плохой.
- Из опрошенных студентов 52%
сказали, что испытывают трудности при
употреблении белорусского языка, 29% -
не могут использовать родной язык, 19% хорошо владеют белорусским языком, но не пользуются. Употребляющих в повседневной жизни белорусский не оказалось.
- 56% опрошенным нравится национальная культура, но культуры других наций им нравится больше. 40% назвали национальную культуру самой лучшей. 4% родная культура не нравится.
- 76% опрошенных хотели бы, чтобы страна шла по пути рыночной экономики. 20% за свой собственный путь развития и только 4% за гос. Собственность.
- 60% испытываю гордость за свою страну, 14% затрудняются ответить и 26% не видят поводов ей гордится, что печалит.
- 42% не довольны уровнем и качеством жизни в стране, 26% винят образование и воспитание, 20% не довольны развитием экономики и 12% считают, сто в стране нет идеологической основы и нам нечем гордиться, остальные варианты ответов не использовались.
- 60% считают, что служба в армии обязательна. 20% отвергают. 16% равнодушно относятся к этому вопросу. 4% затрудняются ответить.
- 78% респондентов переехали бы заграницу на постоянное место жительства, из них 47% хотели бы жить в США, 38% в одной из стран Европы, 8% в одной из стран Ближнего Зарубежья(Польша, Литва, Латвия), 6%
- в России, 1% - в Японии. 7%, вероятно, остались
бы на Родине и 15% не покинули бы Родину.
Это говорит о том, что молодежь не видит
успешного будущего на Родине и считает,
что лучше реализует свои возможности
заграницей. Этот факт красноречивее других
отражает проблемность данной темы.
- 70% участвуют или будут участвовать в выборах, 17% затрудняются ответить, 13% - редко участвуют, никто не сказал, что это для него не важно. Это указывает на то, что гражданам совсем небезразлична судьба своего государства и его будущее,
и в этом, на наш взгляд, есть немалая доля
патриотизма и заботы о своей стране и о её народе.
- Учеба в БГЭУ никак не повлияла
на отношение к Родине 72% учащихся. У 28%
отношение изменилось. Среди причин были
названы: влияние некоторых преподавателей,
новый круг общения, «просто вырос».
- В вопросе о скинхедах и националистах
70% негативно отзываются о их деятельности, 2% поддерживают, 16% равнодушны к ним, 8% ничего не знают о них.
- На этот вопрос ответило 80%.
Среди предложений были следующие: развивать
культуру(литература, кино), проводить
больше бесед на эту тему в школах, постоянно
транслировать социальные рекламы
, менять экономическую и политическую
ситуацию в стране.
Мы получили и обработали результаты
анкеты. Исходя из этих данных, можно сделать
вывод о том, что проблема патриотизма
в нашей стране действительно существует
и требует ответных действий в ее решении;
т.к нашими респондентами являлись люди,
которых можно считать новым поколением
в нашей стране, то осознание того, что
проблема действительно существует , является
первым шагом к ее решению. Выходом мы
видим новую политику государства, которая
может в себя включать новые программы
образования, в которых упор делается
на национальную культуру, а также социальные
программы по улучшению уровня и качества
жизни, что является необходимым для современного
жителя. А самым главным мы считаем становление
белорусского языка как единственно государственного,
т.к считаем, что язык - это главная платформа
для формирования национального самосознания
и патриотизма.