Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:28, курсовая работа
Исходя из важности изучаемой проблемы целью работы является изучение особенностей технологий социально-педагогической работы по подготовке молодежи к браку и семейной жизни.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические и социальные основы современного брака.
2. Выявить специфику социально-педагогической работы по подготовки молодежи к браку и семейным отношениям.
3. Изучить проблему подготовки студенческой молодежи к браку.
4. Разработать программу подготовки студентов к браку и семейной жизни.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы подготовки
современной молодежи к семейной жизни…………………………..5
1.1 Психологические и социальные основы современного брака………….5
1.2 Социально-педагогическая подготовка молодежи к браку
и семейным отношениям………………………………………………….9
Глава 2. Проблема подготовки студенческой молодежи к браку…………...15
2.1 Изучение проблемы брака и семьи в студенческой среде…………….15
2.2 Программа по подготовке молодых людей к будущей семейной
жизни……………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………
Программа подготовки является многосторонней и предусматривает приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.
Мероприятия разработанной нами программы помогут студентам понять свое отношение к браку и семейной жизни, представить какими они будут родителями, сформировать осознанное отношение к родительству и смоделировать их отношения с будущим супругом. Данную программу можно дополнить и другими мероприятиями: играми-драматизациями, тренингами и т.д.
Формирование ознательной активной личности является важнейшей задачей современного государства и общества. От её решения зависят условия выполнения всех других социально значимых задач: производственно - экономических, социально - политических, в т.ч. и дальнейший подъём всех сфер общественной жизни.
Учреждения профессионального образования призваны осуществлять не только теоретическую подготовку специалистов, но и осуществлять последовательную воспитательную работу, которая завершается личностное самоопределение каждого студента. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности для молодежи является подготовка к вступлению в законный брак, созданию здоровой семьи, воспитанию детей. Наблюдения показывают, что осознанием социальной сущности семьи у молодых людей начинается к 20 – 30 годам.
Исходным моментом готовности молодого человека к браку и семье является понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам. Сплошь и рядом наблюдаются основанные исключительно на эмоциях взаимоотношения. Молодые люди не имеют чёткого понимания того, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой близкими отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.
Многие молодые люди не
Подготовка молодёжи к браку должна быть комплексной, т.к. она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства. Необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку; дать молодежи, вступающей в брак, ёмкие, концентрированные знания по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д.
Следует усилить и антиалкогольную пропаганду, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если будущие родители употребляют алкогольные напитки, курят.
Необходимо обращать внимание и на влияние семейных конфликтов и ссор на психическое здоровье детей и нервно-психические расстройства самих родителей и супругов.
В вопросах подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие проблемы, как рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание наступает рано - у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет. Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20 - 25 лет. Поэтому ценность брака, семьи и детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение семейных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия.
Подготовка молодёжи к браку означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях.
Необходимость исследования подготовки учащейся молодежи к семейной жизни определяется и проблемой разводов. Ранние браки, а затем разводы молодых людей, стали одной из злободневных социальных проблем. Утверждение о том, что молодые люди при достижении юношеского возраста уже полностью готовы к созданию семьи, опровергается статистикой. В Беларуси в настоящее время разводов больше чем числа заключенных браков. Разводы наносят значительный психологический и материальный урон обществу и людям. Поэтому подготовка молодых людей к осознанному браку, созданию полноценных семей и формированию ответственности за рождение и воспитание детей должна стать одним из приоритетных направлений деятельности профессиональной школы в современных условиях.
Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний - важнейший показатель подготовленности человека к браку.
Социально-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина, Ю.Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубровская - М.: Педагогика, 1987. - 350 с.
2. Антология социальной работы. - М.: Высшая школа - Т. 3., 1999. – 515 с.
3. Борисов, В.А. и др. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. Вып. 2. / В. А. Борисов, А. Б. Синельников - М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000. – 315 с.
4. Витек, К. Проблемы супружеского благополучия / К. Витек – М.: Прогресс, 1988. – 120 с.
5. Гергишанов, Т. Семейные будни, или нежность на каждый день / Т. Гергишанов – М.: Республика, 1992. – 212 с.
6. Гребенников, И. В. и др. Этика и психология семейной жизни / И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, Г. П. Разумихина - М.: Педагогика, 1987. – 220 с.
7. Григорьев, А. Д. Социальная работа на Беларуси: История, опыт, пробле-мы / А. Д. Григорьев - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 350 с.
8. Дармодехин, С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки / С. В. Дармодехин - М.: Высш.шк, 1995. – 350 с.
9. Демография. Семья. Гендерная политика: Сб. актов законодательства / Сост. В. Г. Гавриленко и др. – Минск: Право и экономика, 2003.
10. Доклад ООН в Беларуси «Женщины Беларуси в зеркале эпохи» www. un. ru / дата доступа 15.04.2010
11. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев – М.: Академия, 2000. – 340 с.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменения и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск.: «Амалфея», 2006. – 50 с.
13. Корчак, Я. Как любить детей / Я. Корчак – Минск.: Нар. асвета, 1980. – 150 с.
14. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 230 с.
15. Нечаева, М. Брак. Семья. Закон / М. Нечаева – М.: Педагогика, 1984. – 115 с.
16. Основы социальной работы / под ред. Павленка П. Д. - М.: Инфро-М, 1997. – 390 с.
17. Основы социальной работы / под ред. Н. Ф. Басова – М.: Академия, 2008. – 240 с.
18. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М., 1992. – 190 с.
19. Разумовская, Т. Узы брака, узы свободы / Т. Разумовская – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 244 с.
20. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. / В. Сатир – М.: Педагогика-Пресс, 1992
21. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
22. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. – М.: Институт социальной работы, 1995.
23. Социальная работа с семьей / Под. Ред. Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1996.
24. Социальная работа: теория и организация: Учебное пособие. - Минск.: Тетра-Системс, 2005. сост. Украинец П. П.
25. Справочное пособие по социальной работе / под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.
26. Теория социальной работы. Курс лекций – Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2007.
27. Теория и практика социальной работы / под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997.
28. Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм - М., 1994.
29. Холостова, Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. / Е. И. Холостова - М.: Дашков и Ко, 2004. - 312 с.
30. Шуман С.Г. и др. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С. Г. Шуман, В. П. Шуман – Минск: Университетское, 2002. – 335 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Уважаемый респондент!
Убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать.
Заранее благодарим!
1. Как Вы относитесь к браку?
- положительно
- отрицательно
- пока не думал(а) об этом
- затрудняюсь с ответом
2. Считаете ли Вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?
- да
- нет, это помешает учебе
- считаю это вполне возможным
- затрудняюсь с ответом
3. Какой возраст Вы считаете оптимальным для вступления в брак?
- до 18 лет
- 18-20 лет
- 20-30 лет
- после 30 лет
4. Как
Вы относитесь к бракам между
представителями разных
- положительно
- считаю это недопустимым
- ничего не имею против, но боюсь, что будут против родители
- не интересуюсь этим вопросом
- затрудняюсь ответить
5. Для Вас
имеет значение социальное
- да
- нет
- возможно будет иметь какое-то значение
- не знаю
6. На
каком социальном уровне
- студент
- служащий
- интеллигент
- бизнесмен
- не имеет значение
7. Кто, по Вашему, должен быть главой семьи?
- мужчина
- женщина
- совместно
- не думал(а) об этом
8. Кто в
семье должен зарабатывать
- мужчина
- женщина
- оба
- по обстоятельствам
9. Из-за чего, по Вашему мнению, может распасться семья?
- скука
- измена
- отсутствие денег
- разность характеров
- другие причины
10. Как Вы думаете, нормально, что многие парни придерживаются правила: «Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?
- нормально
- примитивно
- может быть, но не злоупотреблять
11. Когда
Вы встретили свою первую
Информация о работе Проблема подготовки студенческой молодежи к браку