Проблема социального взаимодействия в различных социологических концепциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Социальное взаимодействие-это систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Таким образом, социальное взаимодействие - это процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков.
Социальное взаимодействие (интеракция) по типу координации поступков принимает три формы:
поведение;
обмен действиями;
отношение.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема социального взаимодействия.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема социального взаимодействия в различных социологических концепциях.

Оглавление

 

1).Теоретическое задание.

Проблема социального взаимодействия в различных социологических концепциях.

  1. Понятие и формы социального взаимодействия

 

Социальное взаимодействие-это систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Таким образом, социальное взаимодействие - это процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков.

Социальное взаимодействие (интеракция) по типу координации поступков принимает три формы:

  • поведение;
  • обмен действиями;
  • отношение.

Социальное поведение - это последовательность поступков, представляющих собой простые реакции индивида на стимулы, исходящие от социального окружения - других людей, созданных ими объектов и ситуаций. Стандартные связки стимулов и реакций закрепляются воспитанием в качестве обязательных и само собой разумеющихся поведенческих образцов - своего рода социальных рефлексов, которые обеспечивают спонтанную скоординированность поступков различных людей (например, ответ на приветствие, остановка на красный свет светофора и т.д.).

Обмен действиями предполагает координацию поступков на основе смысла, вкладываемого в них участниками взаимодействия, которые сознательно стремятся совершать действия, соответствующие действиям друг друга. Различие между поведением и обменом действиями ввел М. Вебер, который писал, что поведение реактивно, а действие осмысленно. Согласно его точке зрения, не любые действия человека следует относить к социальным. Социальное действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.

Социальные отношения – это взаимодействия, структурированные сложившейся в обществе системой статусов, т.е. системой распределения прав и обязательств, ресурсов для совершения действий и правил их использования.

 

  1. Теория обмена. Джордж Хоуманс

 

Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. И это образует сердцевину теории обмена, как она описана в работе Джорджа Хоуманса. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Здесь можно выделить следующие четыре принципа:

  1. Если мы отправляемся за грибами и получаем много грибов, вероятно, мы снова захотим собирать грибы. Если каждый раз сбор грибов заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию. Иными словами, чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
  2. Если сбор грибов более успешен в лиственных лесах, чем в хвойных лесах, вероятно, мы будем стремиться собирать грибы в лиственных лесах. Общий принцип состоит в том, что, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.
  3. Если грибник знает место, где он наверняка соберет много грибов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже пройти через болото, чтобы достичь этого места. Значит, если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.
  4. Если у грибника три дня подряд, получается, собрать много грибов, вероятно, на третий день он будет меньше увлечен своим занятием, чем в первый. Суть в следующем: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

В случае с походом за грибами речь идет только об одном человеке, но Хоуманс анализирует взаимодействие и между двумя лицами на основе тех же четырех принципов. Это очень простой вид взаимодействия. Но Хоуманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные его виды: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

 

  1. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме

 

Основоположником символического интеракционизма считается американский исследователь Дж.Мид (1863-1931), правда, само название этого направления появилось несколько позже, в трудах его последователей.

В работе «Разум, я и общество» Дж.Мид попытался раскрыть сущность социального через такие понятия, как «коммуникация», «общение», «соучастие», «приспособление», «подражание», «отклик», «установка», «символ», «смысл», «самость».

Концептуализация социальности, с точки зрения Дж.Мида, достигается путем анализа тех связей, которые устанавливаются между людьми в рамках единой социальной целостности.

Именно поэтому понятие «коммуникации» становится основным и определяющим в теоретической конструкции Дж.Мида. К нему стягиваются и остальные из вышеуказанных понятий, хотя каждое из них имеет свою особую концептуальную нагрузку. Коммуникация трактуется Дж.Мидом как общение на основе языка и жеста, т.е. особых символов взаимодействия (отсюда и название этого направления - символический интеракционизм, т.к. по-английски взаимодействие - interaction).

Коммуна и коммуникация, имея общий корень, предполагают и совместное проживание, и обмен социализирующей информацией. В основе этого обмена лежит принцип подражания, выделение главных основных смыслов общения.

Коммуникация, в данном случае, понимается как многократное отражение человеком самого себя и мыслей других о самом себе до тех пор, пока социальная самость, как некий свод взаимоприемлемых установок, правил, оценок и самооценок, не превратится в личностную самость. «Более или менее бессознательно мы видим себя так, - пишет Дж.Мид, - как видят нас другие... обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие... Мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие. Я хочу просто выделить здесь некий всеобщий механизм, потому что он обладает фундаментальным значением для развития того, что мы называем самосознанием и возникновением самости. Мы постоянно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем у других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение».

Акты общения и символического взаимодействия и есть та среда, в которой формируемся личность, происходит превращение физического человека в «социальное Я». Возможность такого превращения объясняется тем, что индивид, общаясь с другими индивидами, являющимися представителями различных социальных групп и слоев общества и, тем самым, выступающими живыми носителями различных программ поведения, как бы списывает, считывает с них программы поведения и сознательно или несознательно превращает их в правила собственного поведения. Человек, тем самым, из простой живой формы превращается в «социальное Я».

Социализируясь, человек не только других людей, но и себя начинает воспринимать в качестве объекта, т.е. становится объектом самопознания, предметом внутреннего самообщения и самооценивания, что и отличает человека от всех других объектов живой и неживой природы. Человек, находясь в символическом поле, стремится понять жесты (действия) других людей и сам ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, т.е. той самостью, которая утверждается в обществе и постепенно становится частью его внутреннего мира, важным элементом его социального мышления.

 

  1. Этнометодология. Гарольд Гарфинкель

 

К символическому интеракционизму примыкает этнометодология. Этнометодология – пытается взять на вооружение методы исследования, которые применяют антропологи и этнографы для изучения примитивных культур и общин, сделав их социологически универсальными. Базовое предположение здесь состоит в том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде. Таким образом, этнометодология ставит своей целью исследование того, каким образом люди («члены») конструируют свой мир. Ее предметом выступают скрытые, неосознаваемые механизмы социальной коммуникации между людьми. При этом все формы социальной коммуникации сводятся в значительной степени к речевой коммуникации, к повседневным разговорам. Один из этнометодологических методов исследования иллюстрируют некоторые эксперименты их основоположника Гарольда Гарфинкеля по разрушению стереотипов повседневной жизни. Гарфинкель просил своих студентов по приходе домой вести себя так, как если бы они были квартирантами или постояльцами гостиницы. Реакции родителей и родственников носили драматический характер, вначале недоуменный, затем – даже враждебный. По Гарфинкелю, это иллюстрирует, насколько тщательным, даже деликатным образом сконструирован социальный порядок повседневной жизни. В других исследованиях (к примеру, поведения присяжных заседателей) он изучал, как люди конструируют свой порядок в различных ситуациях, всецело полагая его само собой разумеющимся. Дж. Тернер следующим образом сформулировал программное положение этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении»

 

  1. Управление впечатлением. Эрвин Гоффман

 

Эрвин Гоффман в социальном взаимодействии отводит важную роль такому виду управления впечатлениями. Он считает, что сами люди создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя как декорации окружающую обстановку для создания определенных впечатлений. Например, это особенно ярко проявляется во время предвыборных кампаний. Человек стремится обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или наоборот - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую человек ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Это регулирование осуществляется путем его влияния на понимание ситуации другими, т.е. он действует так, чтобы производить на других людей необходимое ему впечатление. Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего прочего, стараются создать впечатление своей значимости, внушить другим, что без них никакое мероприятие не состоится.

 

 

2).Тестовое задание

2.1.Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

В чем состояли методологические особенности социологии как науки в период ее становления?

А) В применении методологии логики к изучению общества.

Б) В применении вненаучных методов к изучению общества.

В) В применении методологии точных и естественных наук.

Г) В применении специфической социологической методологии.

Ответ: В)

2.2. В XX в. центр мировой социологической мысли переместился:

А) в Россию;

Б) в США;

В) в Германию;

Г) в Польшу?

Ответ: Б)

2.3. Социальное неравенство – это:

А) случайное явление;

Б) непременный атрибут любого общества;

В) исторически приходящее явление;

Г) вероятностное явление?

Ответ: Б)

2.4. Наличие социального контроля в обществе предполагает:

А) принуждение людей к правовому поведению;

Б) социальный порядок и нормативное поведение людей;

В) осуждение негативного поведения;

Г) воспитание людей.

Ответ: Б)

2.5. Что характерно для взрослого человека по сравнению с ребенком:

А) большее количество статусов и меньшее количество ролей;

Б) меньшее количество статусов и большее количество ролей;

В) большее количество и статусов, и ролей;

Г) взрослые и дети имеют одинаковое количество и статусов, и ролей?

Ответ: В)

2.6. Если в ходе социологического исследования осуществляется поиск исследовательских проблем, то такое исследование называется:

А) пилотажное;

Б) описательное;

В) разведывательное;

Г) экспериментальное.

Ответ: Г)

2.7. Установите соответствие.

Кто из социологов является автором теорий:

А) О.Конт;                   1) Концепция идеальных типов;

Б) К. Маркс;                2) Концепция общественно-экономических формаций;                                  В) М.Вебер;                 3) Закон трех стадий интеллектуального развития общества

Г). П.Сорокин             4) теория социальной мобильности

Ответ: А соответствует 3), Б соответ. 2) , В) соответ. 1), Г) соответ. 4).

     2.8.Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

     Коллективный акт  насилия, предпринятый неконтролируемой  и эмоционально      возбужденной  толпой против собственности  или личности – это:

А) паника;

Б) погром;

В) массовая истерия;

Г) демонстрация.

Ответ: Б)

2.9. Повышение работника организации в должности является примером:

А) нисходящей мобильности;

Б) горизонтальной мобильности;

В) структурной мобильности;

Г) восходящей мобильности?

Ответ: Г) 

2.10.Чиновник, занимающий высокий государственный пост, но отказывающийся от служебной машины, демонстрирует:

А) высокую идентификацию с социальным статусом;

Б) дистанцирование от роли;

В) низкую идентификацию с социальным статусом;

Г) сокращение межстатусной дистанции?

Ответ: В)

Список используемой литературы

 

  1. Соколова В.А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000
  2. Социология: Учебник/ Под ред. Д.В.Иванова – М.,2005 – С. 203-206
  3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект; Логос, 1999
  4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 2000- 256 с. 102

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема социального взаимодействия в различных социологических концепциях