Проблема суеверий в студенческой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:59, практическая работа

Краткое описание

Цель работы :
изучение суеверных представлений и их роли в жизни и деятельности студентов.
Задачи для реализации цели :
- исследование распространённости суеверий различного рода среди студентов;
-исследование функций суеверий в жизни студентов;

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема суеверий в студенческой среде.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

СПХФА

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

Социологическое исследование на тему

«Проблема суеверий в студенческой среде»

 

 

 

 

Выполнили ст.гр. 232

Попова Анна

Юшина Алена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 год

 

Введение

Предпосылкой к данному  исследованию послужили  отмеченные нами в ходе общения со  студентами  действия и поступки, связанные с их верой в  наличие  сверхъестественных явлений. Нас  заинтересовало, насколько важное место в жизни как студентов занимают подобные  верования и каковы мотивы их реализации.

 

 

Цель работы :

изучение суеверных представлений и их роли в жизни и деятельности студентов.

Задачи для реализации цели :

- исследование распространённости суеверий различного рода среди студентов;

-исследование  функций суеверий в жизни студентов;

-исследованиемотивов  их реализации;

 

 

Теоретические данные

Суеверно-ритуальная деятельность направлена на совершение ритуальных действий, защищающих субъекта от негативного влияния  таинственных сил. Носитель суеверий приписывает причинно-следственные связи явлениям  окружающего мира, объективно не зависящим друг от друга.

В основу исследования легли следующие гипотезы: суеверия в целом широко распространены среди студентов, но чаще всего встречаются суеверия, связанные с экзаменационной сессией. Основным мотивом реализации студентамипримет  является потребность в безопасности и защите своей личности от негативных переживаний; соответственно, основная функция суеверий- аффективно-защитная.

 

Как известно, суеверия тесно связаны по своему происхождению с магическим (мифологическим) мышлением, преобладающим в общественном сознании на ранних этапах развития человечества. Под магическим мышлением подразумевается вера человека в собственную способность повлиять на явления внешнего мира сверхъестественным образом. При этом субъект магического мышления убежден в том, что его мысли, слова и действия вызывают эффекты, которые не могут быть объяснены обычной причинно-следственной логикой. Суеверные представления являются продуктом магического мышления. Существенным компонентом суеверий являются приметы — явления, предвещающие беду, неудачу, несчастье либо, наоборот, счастье, успех, прибыль. Чтобы избежать первого и приблизить второе, суеверный человек совершает ритуальные, защитные действия, прибегает к помощи заклинаний и заговоров.

В. Даль рассматривает суеверие как ошибочное, ложное верование; веру в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; веру в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно. По мнению Л.Леви-Брюля суеверия как разновидность коллективных представлений возникают в ходе передачи их от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. Суеверия носят императивный характер: они воспринимаются человеком почти автоматически, навязываются ему с раннего детства, почти не поддаются критике, передаются в неизменном виде. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.

С точки зрения Б.Ф. Поршнева, суеверные представления противостоят разуму человека и как проявления доисторического сознания являются продуктом несвободы, свойственной родоплеменным традициям и обычаям. В качестве психологических факторов суеверий А.Ф. Анисимов и В.И. Лебедев называют голод, холод, усталость, болезни. Подобные явления порождают эмоциональные переживания страха, растерянности, подавленности, бессилия, горя, которые усиливаются в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.

 

Вероятно, поэтому так развиты суеверия у наших современников, постоянно подвергаемых опасностям со стороны неконтролируемых ими природных сил. Например, известной суеверностью отличаются моряки, летчики, шахтеры и конечно же студенты.

Суеверия можно анализировать как частный случай социальных установок, т.е. суеверное представление — это установка на восприятие и понимание людей, предметов и явлений окружающего мира как связанных между собой причинно-следственными связями при объективном отсутствии зависимостей между ними (приписывание причинно-следственных зависимостей предметам и явлениям окружающего мира, объективно не связанным между собой). Рассматривая суеверие в качестве установки, следует выделить в ней аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает в себя эмоциональные состояния и процессы, переживаемые по поводу реализуемых примет, — страх, тревогу, гнев, волнение, а также радость, удивление, восторг, интерес. Когнитивный компонент суеверия представлен процессами восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательные процессы, призванные опознать и категоризировать незнакомые события и людей, а также обеспечить предвидение возможных последствий встречи с ними и выстроить стратегию собственного поведения по отношению к ним, приобретают особое значение, если распознаваемые явления расцениваются как потенциально опасные. Поведенческий компонент суеверия означает совершение ритуальных символических действий (заклинаний, молитв, заговоров, наговоров), призванных защитить и оберечь суеверного человека при появлении предвещающих беду примет, вызвать желаемое действие или предотвратить нежеланное событие.

 

 

Изучение суеверно-ритуальной деятельности предполагает выделение в ней следующей структуры. Целью суеверно-ритуальной деятельности может быть, например, обретение уверенности в себе, предотвращение нежелательных событий. Результатом деятельности, соответственно, является достижение цели. Мотивы суеверно-ритуальной деятельности — это потребности, исходя из которых люди следуют приметам. Это потребности в защите и безопасности, эмоциональной стабильности, в том, чтобы быть уверенным в себе, не испытывать страха и др. Средствами этой деятельности являются ритуалы, защитные действия. Предмет суеверно-ритуальной деятельности — это предметы и явления окружающей действительности, подлежащие изменению, а также внутренние процессы, мысли, чувства.

 

 

Объекты, предметы, методы исследования

В качестве объекта исследования выступали студенты  из различных ВУЗов, факультетов и даже стран. Предметом исследования были суеверные представления. Мы использовали анкетирование, как основной метод получения данных. Нами было опрошено  68 человек.

 

Опрашиваемым была предложена  следующая анкета (звездочкой помечены вопросы, обязательные к ответу):

 

Верите ли вы в приметы/ суеверия? *

  • да
  • нет
  • иногда

Как Вы относитесь к суеверным людям? *

  • негативно
  • нейтрально
  • положительно

 

Когда Вы пользуетесь приметами?

  • всегда ( ежедневно, постоянно)
  • иногда (периодически)

 

Насколько Вы доверяете приметам?

  • безоговорочно доверяю всем приметам
  • доверяю лишь некоторым приметам

 

В каких ситуациях вы чаще всего пользуетесь приметами?

  • при сдаче экзаменов/зачетов/контрольных
  • в соревновательных ситуациях
  • в ситуациях требующих принятия важных решений (свадьба, рождения ребенка, свидание, важные покупки, встречи, поездки)

 

С какими эмоциями для Вас связаны эти ситуации?

  • страх
  • волнение
  • неуверенность в собственных силах
  • сомнения

 

В чем проявляется помощь примет которыми вы пользуетесь ?

  • они помогают мне чувствовать себя защищенным, уверенным в себе
  • они помогают избежать неудач ( ссор, порчи, нужды , болезней)
  • они приносят мне удачу
  • они помогают мне прогнозировать исход предстоящего события 

 

 

 

 

 

Какими приметами Вы чаще всего пользуетесь?

  • хозяйственно-бытовым приметам (просыпанная соль, падение ножа\вилки)
  • приметам связанным с подготовкой и сдачей экзаменов
  • приметам связанным с реакциями человеческого тела (спотыкание, икание,  чиханье)
  • приметам связанным с  дорогой, счастливым путем не возвращаться на пол пути, посидеть перед отъездом)
  • погодным приметам

Становитесь ли Вы более суеверным/ой в преддверии экзамена?

  • да
  • нет
  • по-разному

 

Посещаете ли вы церковь перед экзаменом/ молитесь за успешную сдачу экзамена?

  • да
  • иногда
  • нет

 

Распределение ответов на данные вопросы представлено в приложении.

 

Основные результаты и выводы

В ходе опроса были получены  следующие сведения о распространенности суеверий среди студентов. Опрошенные  разделились на 4 группы:

1.Студенты верящие в приметы , полностью им доверяющие, постоянно пользующиеся ими , составили 10% опрошенных.

2. Студенты, иногда верящие  в приметы, частично им доверяющие  и иногда им пользующиеся, составили 33% опрошенных.

3. Студенты, верящие приметам, но с оговорками либо не всегда верят или частично  доверяют или не всегда используют, составили 13% опрошенных. 4. Студенты, неверящие  в приметы , составили 26 % опрошенных.

В целом всегда или иногда верят и пользуются приметами 74 % опрошенных студентов.  Таким образом, наше гипотеза о том, что суеверия широко  распространены  в студенческой среде, подтвердилось.

 

 

 

К самым распространенным среди студентов суевериям можно отнести приметы связанные  с  дорогой. Им следуют 42% опрошенных. Поведение, реализуемое человеком накануне предстоящей дороги, может включать действия, которые способствуют легкому прохождению пути, призваны сберечь от несчастий на пути.

Также, широко распространенной среди студентов  является вера в ряд  хозяйственно-бытовых примет. Такого рода предрассудки  разделяют 21% опрошенных.  Это такие приметы, как «рассыпать соль – к ссоре», « нельзя сметать крошки со стола рукой, так как в доме не будет достатка», « на столе нельзя сидеть, оставлять ножи, класть ключи, так как будут неприятности» и т.п.

И лишь на третьем месте  по распространённости у студентов  находятся  экзаменационные приметы, т. е. приметы связанные с подготовкой и сдачей экзаменов/зачетов/контрольных работ. Данными приметами пользуются лишь 19% опрошенных.

Также респонденты знают, доверяют  и пользуются другими группами примет -  приметами, связанными с реакциями человеческого тела-15%, погодными приметами- 4%

Таким образом наша гипотеза о наибольшей распространённости экзаменационных примет среди студентов- не подтвердилась.

 

Мотивы безопасности присущи 65%  опрошенных, которые доверят приметам , реализующим потребность человека чувствовать себя защищённым и уверенным, избавляться от страха  и неудач. Выявленные мотивы безопасности объединяют две группы побуждений к суеверно-ритуальной деятельности: мотив  избегания неудачи(26%) и мотив стабилизации эмоционально-личностной сферы (39%)

Мотивы достижения успеха в процессе суеверно-ритуальной деятельности отмечают всего у 29% опрошенных.

 

 

И для 7% опрошенных, пользующихся приметами, характерно наличие познавательных мотивов суеверно-ритуальной деятельности. Эта категория студентов, пользуясь суеверными представлениями, руководствуется в своем поведении желанием предвидеть предстоящие события, прогнозировать возможные неприятности.

Анализ мотивов суеверно-ритуальной деятельности в целом демонстрирует преобладание мотива безопасности  над  остальными мотивами. Исходя из этого, можно сделать вывод о том , что в основе суеверно-ритуальной деятельности зачастую лежат иррациональные, необъяснимые страхи и суеверный человек стремиться избавиться от них, защитить свое самосознание и эмоциональные сферу от различных негативных переживаний. А значит, главной функцией суеверно-ритуальной деятельности  является аффективно-защитная функция - суеверные представления регулируют эмоциональную сферу человека, защищая его от негативных переживаний, осуществляя разрядку, снимая напряжение, успокаивая и давая облегчение. Наша гипотеза потверждена.

Информация о работе Проблема суеверий в студенческой среде