Проблема суицида в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида....5
2.Причины самоубийства………………………………………………......12
3.Профилактика самоубийств……………………………………………...15
4.Суицид в современной России…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

     Самый частый  способ попытки самоубийства  — отравление лекарствами. Чаще  всего принимают слабые транквилизаторы.  Производные парацетамола используются  в трех случаях из четырех.  В 20—30% случаев отравление лекарствами  сочетается с приемом спиртного  и/или со вскрытием вен. Количество случаев смерти зависит от способа самоубийства: повешение, огнестрельное оружие, выброс из окна, или отравление, когда смерть наступает не сразу и есть возможность спасти человека, если помощь пришла вовремя.

     В последнее  время суицид является первой  среди причин смертности у  лиц в возрасте 25—34 года, второй  — у 15—24-летних молодых людей.  Из общего числа случаев смерти. Суициды со смертельным исходом  отмечаются главным образом у  лиц пожилого возраста.

     Это, что  касается Франции. В России  наблюдается такая же тенденция.  Наибольшее число суицидов совершается  в возрасте 40—59 лет, на втором  месте возрастная категория 25—39 лет, затем идет возрастная  категория 20—24 года.

     Одна из  основных проблем суицидального  поведения заключается в опасности  повторения: около 40% молодых людей,  пытающихся расстаться с жизнью, уже имели по меньшей мере  одну попытку; чем моложе субъект,  тем больше опасность рецидива  в течение года после суицидальной  попытки (этот срок не превышает  года в 64% случаев); чем больше  попыток, тем больше физический  риск, так как каждая попытка  может повлечь за собой нарушение  здоровья (риск остаточных явлений,  более длительная госпитализация); наконец, по некоторым данным, 1—2% людей, пытавшихся покончить  с собой, умирают в результате  суицида через 12 месяцев после  их попытки независимо от предыдущего  способа покончить с собой.

     В большинстве  стран неуклонно возрастает количество  самоубийств среди людей старшего  возраста. Кроме того, статистические  данные свидетельствуют о том,  что эта скрытая эпидемия носит  глобальный характер.

     Таким образом,  проблема суицида является серьезной  и актуальной в наше время.  Еще Дюркгейм отмечал, что процент  самоубийств является следствием  действующих на общество факторов.

2. Причины самоубийства

      Каковы  же причины самоубийства? Что  заставляет человека отказаться  от высочайшего блага – жизни,  с потерей которой теряются  и все остальные блага, все,  что есть в его жизни хорошего, доброго, прекрасного и лучшего?

     Одни из ученых думали, что главной причиной самоубийств является сумасшествие, и многие психиатры рассматривали самоубийство, как особый вид сумасшествия (Esquirol, Falret и др.). Но это мнение не оправдывается фактами, потому что многие самоубийцы никогда не были сумасшедшими и наоборот, многие сумасшедшие никогда не кончали самоубийством. Помимо этого следующие факты противоречат такому положению.

а) Среди женщин психически-ненормальных больше, а самоубийств гораздо  меньше.

б) Евреи вообще более  склонны к душевным болезням, чем  другие народы; однако, процент самоубийц  у них всего меньше.

в) Если сравнить различные  страны, то мы увидим, что страны, где  процент самоубийств всего больше – вовсе не являются в то же время  странами, в которых процент психически-ненормальных всего выше. Саксония дает меньше всего  душевно-больных (на 1 миллион людей  в ней приходится 84 душевно-больных); однако самоубийц она дает больше всего (272 на миллион).

     Значит суть  дела не в сумасшествии. Вполне  возможно, что сумасшествие в  той или иной форме способствует  самоубийству, но как видно из  сказанного, не оно является причиной  вызывающей самоубийство.

     Другие ученые думали, что главной причиной самоубийств служит алкоголизм. Постоянное и неумеренное употребление алкоголя, говорили они, разрушает здоровье, ум, волю и нравственность человека. Благодаря ему, организм мало-по-малу разрушается, наступают страдания, различные болезни и, в частности, белая горячка. Все это, вместе взятое, ведет человека-алкоголика либо к преступлению (в частности, к убийству), либо к самоубийству.

     Все это,  конечно, в значительной степени  верно, а с первого взгляда  кажется и вполне верным. Однако  более внимательное изучение  фактов показало, что нельзя видеть  и в алкоголизме главную причину  самоубийств.     Как эти  факты, акт и ряд других показывают, что алкоголизм не является  главной причиной самоубийства. Нет сомнений, что он содействует  ему, разрушая здоровье, подрывая  экономическое благосостояние населения  и т.д., но не в нем главная  пружина, толкающая человека на  самоубийство.

     Из других теорий нельзя упомянуть о теории "космических факторов", в частности, климата и изменения температуры в течение года. Наблюдая количество самоубийств, мы видим, что на севере и юге Европы – их всего меньше, тогда как в центре, где климат умеренный – они достигают максимума. Это одно. Другое важное обстоятельство заключается в том, что само число самоубийств правильно поднимается и падает по временам года. Всего больше их летом, затем следует весна, за весной – осень, а минимум самоубийств приходится на зиму. Отсюда некоторые ученые (Ферри и Морселли) сделали вывод, что жара влияет на количество самоубийств.

     Но более  тщательное изучение факторов  показало, что дело обстоит не  совсем так, и климат, а равным  образом, и сезонные колебания  температуры тут ни при чем.

     Из всего  сказанного вытекает, что причины  или факторы самоубийства следует  искать в социальной или общественной  жизни людей. Перечисленные факторы – физические и биологические – имеют не главное, а второстепенное значение.

     4) Одной из  простейших социальных причин  самоубийства служит так называемое  подражание или заражение. Под  подражанием или заражением мы  разумеем такой процесс, в силу  которого человек бессознательно  и механически повторяет тот  или иной поступок другого  человека. Каждому, вероятно, приходилось  видеть такие факты: в каком-нибудь  обществе иногда достаточно зевнуть  одному, как за ним зевают и  другие; зевают не потому, что  хотят сознательно зевать, а зевают  без всякого сознания; то же  относится и к явлениям смеха,  печали, негодования и т.д. Особенно  ясны явления подражания в  толпе. Достаточно одному в  театре крикнуть "пожар" и  броситься из театра, чтобы все  остальные, как стадо баранов,  бросились, давя друг друга.  Достаточно иногда в битве  одному солдату броситься в  бегство, чтобы и остальные  последовали его примеру. То  же происходит и при эпидемии  самоубийств. Достаточно иногда  бывает одного случая самоубийства, чтобы вызвать ряд других самоубийств  – "подражаний". В 1772 г. в  доме инвалидов повесился на  одном крючке один инвалид,  и вслед за ним повесилось  один за другим на том же  крючке 15 инвалидов. Что здесь  действовало простое заражение  (также, как и при эпидемии  холеры, например), это видно из  того, что достаточно было снять  крючок, чтобы самоубийства прекратились. Фактов можно привести бесконечно много. Во всех этих случаях человек кончает с собой без всяких оснований, просто в силу заражения примером. Не будь этого примера – едва ли бы произошли и самоубийства.Наша недавняя эпидемия самоубийств, особенно в средних учебных заведениях, в значительной степени обязана своим широким распространением – подражанию.

     Главная общая  причина роста самоубийств –  это рост одиночества личности, ее оторванность от общества, в свою очередь представляющая  результат нашего беспорядочно  организованного общества.

      На этой  то общей почве и развивается  самоубийство. Ей мы обязаны тем,  что достаточно малейшей неудачи,  чтобы человека свел счеты  с жизнью.

3. Профилактика  самоубийств

     Для профилактики  самоубийств важное значение  имеет выяснение состояния эмоционально-волевой  сферы человека, покончившего с  собой, его психическое отношение  к предстоящему суициду. Поскольку  самоубийство — деяние умышленное, то, прежде чем говорить об  их предупреждении, необходимо рассмотреть  мотивы и причины самоубийств.

     Так, например, суицидальные проявления у детей  и подростков является одной  из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия  от суицидального поведения у  взрослых. Так, в 90% случаев суицидов  в подростковом возрасте –  это "крик о помощи", и  лишь в 10% случаев имело место  истинное желание покончить с  собой.

     Наиболее типичные  мотивы суицидального поведения  у подростков:

•   переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность  быть понятым;

•   действительная или  мнимая утрата родительской любви, ревность;

•   переживания, связанные  со смертью, разводом, уходом родителей  из семьи;

•   чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;

•   страх наказания, нежелание принести извинения;

•   любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

•   чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;

•   желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать  сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

•   сочувствие или  подражание товарищам, героям книг или  фильма.

     Характеристики  подростков с риском самоубийства:

1. Дети и подростки,  переживающие острые, экстремальные  или длительные, психологически  тяжелые ситуации.

2. Подростки, в поведении  которых имеются аффективные  расстройства в форме депрессии,  дисфории (состояние ничем не  обоснованной грусти).

3. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и  психопатоподобными состояниями  с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических  расстройств в поведении.

4. Подростки, употребляющие  спиртные напитки и склонные  к асоциальным формам поведения.

5. Подростки из конфликтных  семей, а также проживающие  с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами,  в семьях, где были случаи суицидов  у кого-либо из близких.

6. Подростки, страдающие  хроническими соматическими и  неврологическими заболеваниями,  приводящими к социально-психологической  изоляции и сопровождающимися  депрессивными переживаниями.

7. Подростки, совершившие  в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу  суицида.

     Формы профилактики  подростковой суицидности. Предупреждение  побуждений к самоубийству и  повторных суицидальных попыток  у подростков группы риска  относится к одной из важных  задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

•  неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого  воспитателя или учителя;

•  освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а  также соответствующих приемов  индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

•  раннее выявление контингента  риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

•  активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов  семейной психотерапии, оказанием консультативной  помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

•  неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

•  рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного  суицидального риска;

•  усиление внимания родителей  к порядку хранения лекарственных  средств, а также к суицидогенным  психологическим факторам;

•  проведение при необходимости  тактичной консультации подростка  с психологом, психотерапевтом, психиатром;

•  формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов  психологической защиты в сложных  жизненных ситуациях;

•  повышение стрессоустойчивости  путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых  трудностей;

•  психологическая помощь школе, семье и подростку в  целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих  возникновение психогенных реакций  или декомпенсацию имеющихся  у школьника нервно-психических  расстройств.

Информация о работе Проблема суицида в современном обществе