Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:50, реферат
Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида....5
2.Причины самоубийства………………………………………………......12
3.Профилактика самоубийств……………………………………………...15
4.Суицид в современной России…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Самый частый
способ попытки самоубийства
— отравление лекарствами.
В последнее
время суицид является первой
среди причин смертности у
лиц в возрасте 25—34 года, второй
— у 15—24-летних молодых
Это, что
касается Франции. В России
наблюдается такая же
Одна из
основных проблем
В большинстве
стран неуклонно возрастает
Таким образом,
проблема суицида является
2. Причины самоубийства
Каковы
же причины самоубийства? Что
заставляет человека
Одни из ученых думали, что главной причиной самоубийств является сумасшествие, и многие психиатры рассматривали самоубийство, как особый вид сумасшествия (Esquirol, Falret и др.). Но это мнение не оправдывается фактами, потому что многие самоубийцы никогда не были сумасшедшими и наоборот, многие сумасшедшие никогда не кончали самоубийством. Помимо этого следующие факты противоречат такому положению.
а) Среди женщин психически-ненормальных больше, а самоубийств гораздо меньше.
б) Евреи вообще более склонны к душевным болезням, чем другие народы; однако, процент самоубийц у них всего меньше.
в) Если сравнить различные
страны, то мы увидим, что страны, где
процент самоубийств всего
Значит суть
дела не в сумасшествии. Вполне
возможно, что сумасшествие в
той или иной форме
Другие ученые думали, что главной причиной самоубийств служит алкоголизм. Постоянное и неумеренное употребление алкоголя, говорили они, разрушает здоровье, ум, волю и нравственность человека. Благодаря ему, организм мало-по-малу разрушается, наступают страдания, различные болезни и, в частности, белая горячка. Все это, вместе взятое, ведет человека-алкоголика либо к преступлению (в частности, к убийству), либо к самоубийству.
Все это,
конечно, в значительной
Из других теорий нельзя упомянуть о теории "космических факторов", в частности, климата и изменения температуры в течение года. Наблюдая количество самоубийств, мы видим, что на севере и юге Европы – их всего меньше, тогда как в центре, где климат умеренный – они достигают максимума. Это одно. Другое важное обстоятельство заключается в том, что само число самоубийств правильно поднимается и падает по временам года. Всего больше их летом, затем следует весна, за весной – осень, а минимум самоубийств приходится на зиму. Отсюда некоторые ученые (Ферри и Морселли) сделали вывод, что жара влияет на количество самоубийств.
Но более тщательное изучение факторов показало, что дело обстоит не совсем так, и климат, а равным образом, и сезонные колебания температуры тут ни при чем.
Из всего
сказанного вытекает, что причины
или факторы самоубийства
4) Одной из
простейших социальных причин
самоубийства служит так
Главная общая причина роста самоубийств – это рост одиночества личности, ее оторванность от общества, в свою очередь представляющая результат нашего беспорядочно организованного общества.
На этой
то общей почве и развивается
самоубийство. Ей мы обязаны тем,
что достаточно малейшей
3. Профилактика самоубийств
Для профилактики
самоубийств важное значение
имеет выяснение состояния
Так, например,
суицидальные проявления у
Наиболее типичные
мотивы суицидального
• переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым;
• действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;
• переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
• чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;
• страх наказания, нежелание принести извинения;
• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;
• чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;
• желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
• сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.
Характеристики
подростков с риском
1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.
2. Подростки, в поведении
которых имеются аффективные
расстройства в форме
3. Подростки с
4. Подростки, употребляющие
спиртные напитки и склонные
к асоциальным формам
5. Подростки из конфликтных
семей, а также проживающие
с психически больными
6. Подростки, страдающие
хроническими соматическими и
неврологическими
7. Подростки, совершившие
в прошлом попытку
Формы профилактики
подростковой суицидности.
• неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
• освоение хотя бы минимума
знаний возрастной психопатологии, а
также соответствующих приемов
индивидуально-педагогического
• раннее выявление контингента
риска на основе знания его характеристики
в целях динамического
• активный патронаж семей,
в которых проживают учащиеся
группы риска, с использованием приемов
семейной психотерапии, оказанием консультативной
помощи родителям и психолого-
• неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
• рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
• усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
• проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
• формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
• повышение стрессоустойчивости
путем психологической
• психологическая помощь
школе, семье и подростку в
целях предупреждения или ослабления
действия факторов, обусловливающих
возникновение психогенных