Проблема человека и общества, специфика её анализа в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Все люди обладают определенными общими — биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получаем особенное, т.е. личность.

Содержание

Введение

Человек в социологии

Проблемы человека в современной социологии

Сущность человека в современной социологии

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 20.32 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Полоцкий  государственный университет»

 

 

 

Контрольная работа

по социологии

 

На тему: «Проблема человека и общества, специфика её анализа в                     социологии»

 

 

 

 

Выполнил: студентка  гр. 10 ПГСз-4

Богомолов Д.А.

 Проверил: преподаватель

Китович Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2013

 

Содержание

 

 Введение

 

Человек в социологии

 

 Проблемы человека  в современной социологии

 

Сущность человека в современной  социологии

 

Заключение 

 

Список использованной литературы

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень,  включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное  обслуживание, который необходим  для поддержания здоровья и  благосостояния его самого и  его семьи, и право на обеспечение  на случай безработицы, болезни,  инвалидности, вдовства, наступления  старости...

 В нормально развивающемся  обществе большинство людей сами  могут и должны разрешать свои  проблемы. Все люди обладают определенными  общими — биологическими и  социальными чертами. В то же  время каждый человек имеет  свои, только ему присущие особенности,  свою биографию, профессию, свои  отношения с обществом. Если  рассматривать общие характеристики  человека, связанные с социальной  сферой его жизнедеятельности  и соотнести их с его индивидуальными  особенностями, то мы получаем  особенное, т.е. личность.

 

Человек в социологии

 

Человек в социологии рассматривается  как высшая ступень развития живых  организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность  другим живым существам человек  является в конечном счете продуктом собственной материальной и духовной деятельности.

Вместе с тем если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”. Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Это понятие употребляется и в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители выборочной совокупности, которые описываются контекстуально по принадлежности к данной совокупности.Понятие “социальный индивид” употребляется и в других науках, в частности в психологии. В психологии под этим термином понимается представитель рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Это понятие следует отличать от понятия “индивидуальность” (индивидуальностью называется неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида), так же как и от понятия “личность” (деиндивидуализированные социальные качества человека).

 

 

Проблемы человека в современной  социологии

 

 В современной социологии  проблемы человека и личности  занимают одно из центральных  мест. У социологов нет монополии  на изучение и интерпретацию  данных проблем. К человеку  обращаются различные науки, и  не только науки, но и художественная  литература, искусство, религия, публицистика. Здесь важно определение специфики различных наук, в том числе социологии, в подходе к человеку. Не рассматривая специально проблему человека в искусстве и религии, обратимся к научным знаниям.

 Предмет и специфика  каждой науки определяет ее  подход к человеку. Традиционно  различие гуманитарных и естественных  наук: первые занимаются изучением  человека как общественного существа, вторые — как биологического, природного. Однако границы такого  различия в определенной степени  относительны. При изучении социальных  аспектов человеческой жизни  нельзя не считаться с биологическими  факторами, и наоборот, обращаясь  к человеку, естественные науки  не могут игнорировать социальную  сторону его жизни. Без учета  личностного фактора не могут  быть решены многие теоретические  и практические вопросы науки  и техники.

 Рассматривая проблему  человека, социология взаимодействует прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками, в результате чего происходит их взаимное обогащение. Особенно тесно социология связана с социальной философией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Одним из главных звеньев -  проблема человека, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний. В то же время эта проблема является фактором гуманизации и гуманитаризации всей системы научного знания.

 Объективный процесс  интеграции наук не исключает  необходимости их разграничений,  нередко связанных с определенными  трудностями. В  нашем случае  речь идет о разграничении  предметов социологии, философии,  социальной и общей психологии.

Философия рассматривает  бытие человека и общества в широком  историке-теоретическом плане, намечая подходы к решению существующих здесь «вечных» вопросов. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа, его цели, идеалы и пути их достижения. В последнее время внимание многих философов концентрируется на социальной философии и социальной антропологии, затрагивающих ряд общих с социологией вопросов, в том числе и таких, которые относятся к человеку и личности. Социология тесно связана с социальной психологией, также изучающей человека и его сообщества.

 В учебнике по социальной  психологии существует законность  «присутствия» проблемы личности  в этой науке, хотя и отмечает  отличие ее трактовки в социальной  психологии от двух «родительских»  дисциплин — социологии и общей  психологии. В структуру социологического  знания входит раздел «Социология  личности», а раздел «Психология  личности» давно завоевал прочное  место в общей психологии. Определяя  специфику социально-психологической  проблематики личности, некоторые  авторы возражают против довольно  распространенной точки зрения, согласно которой задача социальной  психологии — анализ личности  как объекта и субъекта общественных  отношений. Они считают, что  для социальной психологии главным  ориентиром в исследовании личности  является взаимоотношение личности  с группой (не просто личность  в группе, а именно результат,  который получается от взаимоотношений личности с конкретной группой. Главная проблема анализа личности в социальной психологии — выявление того, посредством каких механизмов осуществляется влияние общества на личность, как участвует в этом процессе микро- и макросреда.

 Но взаимоотношения  общества и личности не сводятся  только к влиянию общества  на личность. Не менее, если  не более, важен и другой  вопрос, включающий множество аспектов: «Как сама личность влияет на общество?» Многозначность данного вопроса базируется на парадигме: «Личность — субъект общественных отношений», которая и определяет главное содержание социологии личности, или, в другой формулировке, социологической теории личности. Но если это так, то социология личности должна изучать ее как определенную целостность в социально-функциональном аспекте.

Современная социология личности должна учитывать данные не только социальной, но и общей психологии, которые содержат немало ценных мыслей и обширный экспериментальный материал, относящийся к различным сторонам существования человека.

 Следует сказать и  об огромном вкладе психоанализа  в современное понимание человека  и личности, 3. Фрейд, К. Хорни и Э. Фромм подчеркивают роль в поведении человека инстинктов и влечений, находящихся за порогом сознания. Фрейд доказывал, что именно подсознательные психические функции составляют структуру личности. Для социологии личности большой интерес представляет работа 3. Фрейда «По ту сторону удовольствия», в которой он утверждал, что История человеческой психики складывается из двух тенденций: консервативной — биологической и прогрессивной — социологической. По мнению Фромма, великая истина, открытая Фрейдом, состоит в том, что человек — это иррациональное животное, им управляют неодолимые невротические стремления, детерминирующие его мысли, поступки, чувства, а его хваленый разум есть не что иное, как раб его иррациональных, бессознательных импульсов, тогда как его рациональные мысли являются в значительной степени лишь рационализациями этих импульсов.

 

Сущность человека в современной  социологии

 

В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. К человеку обращаются различные науки и каждая из них имеет свою специфику. Эта специфика определяется их предметом.

Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: гуманитарные науки изучают человека как общественное существо, а естественные – как  биологическое, природное. Вместе с  тем при изучении социальных аспектов человеческой жизни учитываются  биологические факторы, а без  учета социальной стороны его  жизни не могут быть решены многие вопросы науки и техники.

Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего c другими общественными и гуманитарными науками, особенно тесно с социальной философией,  антропологией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема человека – это одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний.

Каждая из названных наук рассматривает человека своеобразно. Так, философия подходит к этой проблеме в широком историко-теоретическом  плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения и т.д. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии – раздела социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные системы. Социальная психология так же, как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, каким образом он -

может реализовать свои личностные качества, структуру личности, проблемы межличностного общения и взаимодействия и т.д.

Огромный вклад в современное  понимание человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений, находящихся  за порогом сознания, прежде  всего  сексуальных инстинктов, их взаимодействие с сознательным началом в психике  человека. Социология не отрицает значения подсознательного и иррационального  в поведении человека, но и не преувеличивает значение этого фактора.

 

Заключение 

 

 Многие философы, социологи,  да и психологи считают такие  утверждения полемическим преувеличением. Однако нельзя не признать, что  люди далеко не всегда в  своих поступках руководствуются  разумом. Современная наука, все  глубже проникая в сферу человеческого  «Я», конечно, не может отрицать  значения подсознательного, иррационального  в поведении человека.

Итак, человек — понятие  общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность В современной социологии  человеку предоставляется широкий выбор сфер приложения своих сил, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 Андреева Г.М. Социальная  психология. М., 1994. С. 328.

 

 Фрейд 3. Психология  бессознательного (Сборник произведений). М., 1989).

 

 Ядов В.А. Личность  как предмет изучения// Социальная  психология. Л., 1979. С. 75.


Информация о работе Проблема человека и общества, специфика её анализа в социологии