Проблемы инклюзивного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 81.14 Кб (Скачать файл)

 

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых:

  • Москва,
  • Архангельск,
  • Самарская область,
  • столица Республики Бурятия,
  • Ухта (Республика Коми),
  • Республика Карелия (Петрозаводск, Сортавала),
  • Томск,
  • Воронеж,
  • Санкт-Петербург,
  • Хабаровск,
  • республики Северного Кавказа[15]

 

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций.  Инициаторами включения  детей  с  особенностями  развития в  процесс обучения  в  систему  образовательных учреждений общего типа выступают  объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и  интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме. 

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает,  что образование должно быть доступно для всех детей без исключения,  основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.

Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым  сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (в образовательном учреждении общего типа).

Сегодня готовится проект нового Закона об образовании, он обсуждается. Мы постараемся , чтобы принципы инклюзии в современной школе были в нём отражены.

Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011-  2015 годы.

 

В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов:

  • изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки,
  • предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам,
  • и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.

 

На текущий день самыми большими трудностями на пути продвижения инклюзивного образования остаются:

 

  • неориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями;
  • неучтенность разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и поддерживающих услуг при организации целевого финансирования[18];

 

Рабочая группа при администрации главы Республики Карелия разработала норматив на обеспечение реабилитационных услуг в системе образования ребенка-инвалида, который утвержден на законодательном уровне с целью обеспечения реабилитационной среды в массовой школе. В соответствии с Законом Республики Карелия осуществляется целевое выделение средств на детей с  наиболее сложными потребностями. К действующим финансовым нормативам подушевого финансирования на образовательную услугу дополнительно устанавливаются:

  • 117.200 рублей в год на каждого ребенка-инвалида со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно,
  • 21.800 рублей на одного ребенка данной категории, обучающегося и воспитываемого в муниципальном общеобразовательном учреждении
  • 63.186 рублей в год на одну социальную услугу по сопровождению ребенка-инвалида данной категории,

 

Реализация инклюзивного образования прямо связана с наличием в стране налаженной системы ранней комплексной помощи. Мы считаем, что модель инклюзии на уровне дошкольного звена наиболее перспективна и менее противоречива, так как ориентирована на цели развития ребёнка.

Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. Поэтому у педагогов возникает вопрос: какой аттестат будем давать?

Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования. В России только ограниченное количествово ВУЗов ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями. В государственных вузах обучается  более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях - более 14 тысяч, в учреждениях начального профессионального образования - более 20 тысяч человек.

 

Последнее время интенсивно внедряются дистанционные формы высшего образования. Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью. По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60 %.

Реализация инклюзивного образования может оказаться под угрозой без своевременного принятия целого ряда нормативно-правовых актов, детальнейшим образом регламентирующих организацию и функционирование различных звеньев образовательной вертикали и механизмы их взаимодействия. Здесь особое внимание следует уделить правовому регулированию «переходных» звеньев: от дошкольного - к школьному, и от школьного к среднеспециальному и профессиональному образованию.

Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.

В рамках психолого-педагогического направления ФГОС ВПО третьего поколения разработана ПООП «Психология и педагогика инклюзивного образования», ориентированная на подготовку бакалавров и магистров, открыта магистерская программа «Организация инклюзивного образования» в МГППУ, разработаны программы повышения квалификации педагогов, руководителей и специалистов ИОУ.

Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих  реализовать  разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов.  Педагог оказывается обезаружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения.

В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным,  как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий  психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые  позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа (как социальный институт) ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

 

Наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:

  • выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования;
  • обязательная профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;
  • подготовка всех участников школьного сообщества –формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения;
  • разработка технологий психолого-педагогических технологий сопровождения;
  • вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников.

 

 

2.4 Ситуация с развитием инклюзивного образования  в Москве.

 

 

В соответствии со ст. 18. Закона города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» финансирование государственных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на основании индивидуального штатного расписания в соответствии с финансовыми нормативами затрат, очередной финансовый год[14].

 

В системе Департамента образования города Москвы  насчитывается  3992 учреждений (4 607 зданий), из них приспособлено 925. В рамках Целевой программы «Социальная интеграция инвалидов Москвы. 2011-2013 гг.» предусмотрено  полностью приспособить для инвалидов все учреждения социальной сферы города. в т.ч. 2997 объектов образования. На это предполагается затратить  1.180.000,0  тыс. рублей, в т.ч. 

  • в 2011 году - 700 000,0 тыс. рублей;
  • в 2012 – году 350 000,0
  • в 2013 году - 130 000,0

 

В этом году с учетом приобретаемого оборудования планируется сделать доступными 38% образовательных учреждений в городе.

Сегодня в Москве проживает 25,6 тысяч детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет (данные Департамента социальной защиты населения города Москвы). Из них 74 % детей-инвалидов (18 958 человек) в соответствии с профилем заболевания ребенка и желанием родителей обучается и воспитывается в различных образовательных учреждениях города, в частности:

  • 48,5 %  в общеобразовательных учреждениях;
  • 35,8 % в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах, школах надомного обучения;
  • 10,6 % в дошкольных образовательных учреждениях;
  • 5,1 % в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

 

Каковы приоритеты определяет нам Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы?

  • Охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальной доступности;
  • Максимально раннее включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в образовательный процесс;
  • Индивидуализация образования;
  • Интеграционные (инклюзивные) процессы;
  • Новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность.

Информация о работе Проблемы инклюзивного образования в России