Проблемы исторической памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:27, творческая работа

Краткое описание

Темой данного проекта является изучение уровня исторической памяти среди молодежи. Ситуация со снижением уровня исторической памяти, забвения прошлого, надвигающимся манкуртизмом стала актуальной для нашего времени. И в первую очередь, самым незащищенным от этой беды слоем является молодежь, на которую легко эмоционально и психически воздействовать и «сбивать» с верных ориентиров. Отсутствие исторической памяти ведет к антипатриотическим настроениям в обществе, что, в свою очередь, приведет к глобальным внутренним проблемам для страны и для народа. Поэтому необходимо активно изучать данную проблему, но прежде, чем приступить к исследованию, следует дать определения вышеуказанным понятиям.

Вложенные файлы: 1 файл

исследование.docx

— 20.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Социальное исследование на тему:

«Проблемы исторической памяти»

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

Теоретическая часть

Темой данного проекта  является изучение уровня исторической памяти среди молодежи. Ситуация со снижением уровня исторической памяти, забвения прошлого, надвигающимся манкуртизмом стала актуальной для нашего времени. И в первую очередь, самым незащищенным от этой беды слоем является молодежь, на которую легко эмоционально и  психически воздействовать и «сбивать»  с верных ориентиров. Отсутствие исторической памяти ведет к антипатриотическим настроениям в обществе, что, в  свою очередь, приведет к глобальным внутренним проблемам для страны и для народа. Поэтому необходимо активно изучать данную проблему, но прежде, чем приступить к исследованию, следует дать определения вышеуказанным  понятиям.

Итак, если охарактеризовать суть и содержание исторического сознания, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей. В социологии исследуется не теоретический и обыденный уровень общественного сознания, а реально функционирующее сознание, выраженное в позициях конкретных людей, т.е. социологи обращаются за информацией к самим людям.

Историческая  память - это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Историческая память по сути является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания.

Цель исследования – изучить  и показать уровень исторических знаний среди группы молодежи, их отношение  к своей стране и к истории  своей страны, к своим предкам, на основе этого сделать вывод  о представлении проблем России и истории в наше время, и отношение  к этому сегодняшнего поколения.

Задачей являлся сбор информации по данной проблеме, проведенный с  помощью социологического опроса.

Объектом исследования стала  группа студентов (в количестве 20 человек) в возрасте 16-18 лет. Предметом явились  проблемы исторической памяти и манкуртизма.

Гипотеза состоит в  том, что несмотря на недостаточную  популяризацию истории на сегодняшний  день, снижения общего уровня культуры и образования, молодежь, тем не менее, воспитана на патриотических началах  и данный момент России не грозит забвение людей.

Доказательством этого послужили  результаты проведенного опроса.

Вопросы исследования:

  1. Считаете ли вы, что умеете свободно оперировать общими историческими фактами?

А) да - 50%

Б) нет - 30%

В) затрудняюсь ответить  - 20%

  1. Испытываете ли вы гордость за свою страну, свой край?

А) да - 35%

Б) нет - 35%

В) затрудняюсь ответить - 30 %

  1. Ощущаете ли вы в себе интерес к изучению прошлого своей страны?

А) да - 80%

Б) нет - 10%

В) затрудняюсь ответить - 10%

  1. Как вы считаете, грозит ли России такое социальное явление как манкуртизм?

А) да - 60%

Б) нет - 15%

В) затрудняюсь ответить - 25%

  1. По вашему мнению, насколько высок уровень интереса к истории у представителей современного поколения?

А) достаточно высокий - 0%

Б) на среднем уровне - 20%

В) довольно низкий - 60%

Г) затрудняюсь ответить - 20%

  1. Нужны ли такие праздники, как например Дни национальной славы России или можно обойтись без них?

А) обязательно нужны - 60%

Б) не представляют большой важности - 30%

В) затрудняюсь ответить - 15%

  1. Вас устраивает уровень исторического образования в современных учебных заведениях?

А) устраивает - 60%

Б) не устраивает - 40%

В) затрудняюсь ответить - 0%

  1. Сможете ли вы назвать известных российских историков, не прибегая к помощи  информационных ресурсов?

А) да - 60%

Б) нет - 40%

  1. Составлялась ли в вашей семье родословная или семейный архив?

А) да - 45%

Б) нет - 55%

  1. Вы согласны с утверждением, что «без прошлого, нет будущего»?

А) да - 90%

Б) нет - 10%

  1. Насколько уверенно вы владеете знаниями по Истории России?

А) уверенно, хорошо - 50%

Б) на среднем уровне - 25%

В) весьма неуверенно  - 25%

  1. Какова роль культурных и нравственных традиций в нравственном становлении человека?

А) высока - 70%

Б) незначительна - 0%

В) затрудняюсь ответить - 30%

  1. Сможете ли вы назвать имена своих прабабушек и прадедушек?

А) да - 80%

Б) нет - 20%

  1. Как вы считаете, в достаточной ли мере современные СМИ пропагандируют патриотизм и уважение к прошлому страны

А) достаточно - 0%

Б) недостаточно - 100 %

В) затрудняюсь ответить - 0 %

  1. Из каких источников вы получали (ете) исторические знания?

А) кино, радио, телевидение, Интернет 20%

Б) книги, пресса - 60%

В) семья, знакомые - 0%

Д) учебное заведение - 20%

Е) другой вариант (указать) - 0%

  1. Кому принадлежит приоритет в становлении патриотических качеств человека?

А) семье - 50%

Б) учебному заведению - 25%

В) политике государства - 25%

Г) другой вариант (указать) - 0%

  1. Являются ли глубокие исторические знания - основой гражданской ответственности человека?

А) да, являются - 50%

Б) нет, не являются - 35%

В) затрудняюсь ответить -15%

  1. Часто вы задумываетесь о роли своей страны в мировой истории?

А) да, часто - 80%

Б) нет, редко - 10%

В) затрудняюсь ответить - 10%

  1. Насколько хорошо вы владеете знаниями о персоналиях в истории (известных исторических личностях)?

А) хорошо - 45%

Б) на среднем уровне - 15%

В) плохо - 15%

Г) затрудняюсь ответить - 25%

  1. Нужно ли что-то делать для повышения уровня исторического сознания у народа? (Если да, то ваше предложение)

А) нет - 20 %

Б) да (указать варианты) - 80%

Результаты опроса позволяют  сделать вывод, что, как показывает данный анализ, становится очевидным, без определенного уровня знания, понимания и уважения к историческому  прошлому невозможно быть не только гражданином, но и сформировать новую российскую государственность, российское гражданское  общество.

 

 


Информация о работе Проблемы исторической памяти