Проблемы личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение и характеристика социологии личности.
Работа состоит из введения, пяти глав, выводов и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 18 страниц.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..........2
1. Понятие социологии личности……………………..….............................…3
2. Социальная типология личности…………………………………………..4
3. Проблемы личности в социологии………………………….………..……8
4. Формирование личности в процессе социализации……………………..10
5. Социальные роли и социальный статус личности……………………….13
Выводы…………………………………………………………………..……...…...18
Список использованной литературы……………………………..……...…...........19

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы личности в социологии.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Придерживаясь общепринятой схемы  уровней социальных систем, можно  выделить следующие проблемы социологии личности:

1. На уровне общесоциологической теории раскрываются социальная сущность личности, ее взаимосвязь с обществом, изучаются общие законы ее развития, формы и виды социальной деятельности; личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений; изучаются закономерности включения человека в общую социальную систему, овладения им различными формами общественного сознания и т. д.

2. На частносоциологическом уровне (т.е. на уровне собственно специальной социологической теории личности) изучаются социальное положение личности (ее социальный статус), ее социальные роли, системы социальной типизации, прослеживается пересечение различных типов социальных связей и отношений; выявляются влияния социальных факторов на всестороннее развитие личности, тенденции ее социальной активности, включенности в различные сферы деятельности; характеризуются социальные механизмы формирования личности (ее социализации, социальной и профессиональной адаптации, формирования ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей и т. п.).

3. На уровне эмпирических социологических исследований проблемы личности изучаются исходя из конкретных эмпирических характеристик всех без исключения социальных процессов, в которые включаются люди в их жизнедеятельности, в системе их социального взаимодействия и всего многообразия социальных связей. Изучение проблем личности на этом уровне имеет важную особенность: личностные эмпирические характеристики обнаруживаются почти в любом конкретном социологическом исследовании, в т. ч. и тогда, когда оно имеет иное целевое назначение (напр., изучение текучести кадров, состояния морально-психологического климата и т. п.).

Поэтому в сравнении с другими  специальными социологическими теориями социология личности, развивая собственную  методологию, методику, процедуры и  технику исследования, располагает и особенно широким междисциплинарным диапазоном, вбирая в себя и используя приемы и процедуры других специальных социологических теорий. [5, стр.159]

4. Формирование личности в процессе социализации

 

Наследование социокультурных  черт и ценностей общества социальным путём через механизм передачи их из поколения в поколение, когда каждый отдельный индивид, каждое новое поколение неизменно проходят свой собственный своеобразный путь освоения культурного наследия того общества, в котором они рождаются и живут. Этот процесс называется социализацией.

Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов  процесс как организованного  и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны  общества и его структур, в результате которого люди усваивают определённую систему знаний и норм, накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях и становятся личностями, полноправными членами данного общества. [9, стр.167-189]

В сущности, социализация процесс превращения родившегося  человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему участвовать в общественной жизни. Поэтому социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные, психобиологические задатки, а с другой, общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека.

Социализация – длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но получает и изменяет свой социальный статус и социальные роли. Всё это связано, с одной стороны, с постоянным изменением, развитием всего общества, его структур, ценностей и норм, целей и задач; а с другой, – с изменениями на протяжении всей жизни самого человека, его возраста, уровня образования, потребностей и интересов, видов трудовой деятельности, занимаемых должностей и т.д.. На основе социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных возможностей и способностей каждой личности. [11, стр.91-132]

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя  основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт её поведения. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего мира.

Все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя на ход этого процесса, называются агентами социализации. Это родители, семья, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, детские дошкольные воспитательные учреждения, школы, вузы, техникумы, трудовые коллективы и т.д. В практике социализации очень важно постоянно согласовывать деятельность агентов социализации, пополнять их систему новыми звеньями с целью повышения её эффективности. Социализация в основном происходит на основе группового опыта. Но во многом результаты социализации зависят от социальной активности самой личности.

Социализация включает в себя различные этапы, каждому  из которых присущи свои особенности. Этот вопрос по-разному решается в  научной литературе. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит её трудовая деятельность, и поэтому выделяют в социализации три самых общих этапа: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Другие подразделяют этот процесс лишь на два этапа: «первичная социализация» (от рождения до утверждения зрелой личности) и «вторичная социализация», связанная с перестройкой личности в период её социальной зрелости. Третьи предлагают более дробное временное деление: младенчество, детство, юность, разные степени зрелости. [12, стр.45-66]

Наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных  этапах, когда происходит подготовка детей, юношей и девушек к жизни и деятельности в мире взрослых. На начальном этапе дети получают элементарные знания, овладевают начальными навыками мышления, познания и действия, постепенно осваивают всё более сложные правила поведения и начинают знакомиться с простейшими образцами культурных ценностей и норм, учиться им следовать даже тогда, когда ещё хорошо не понимают их смысл и назначение.

Очень сложен и важен  юношеский этап социализации, когда  подростки и молодые люди, переживающие так называемый переходный возраст, овладевают значительно более широкой и сложной системой знаний, завершают формирование фундамента своей личности и её мировоззрения.

На этапе зрелой личности, который у разных людей наступает  в различное время, зависящее  от конкретных условий и обстоятельств  как личной, так и общественной жизни, социализация не завершается, хотя и происходит, как правило, сравнительно менее интенсивно и в иных формах. Главное на этом этапе – приобретение и освоение самостоятельных социальных статусов и социальных ролей, активное и разностороннее включение в производственную, общественную, политическую и иную деятельность.

В отличие от первичной  социализации детей, юношей и девушек  социализация взрослых носит вторичный  характер, будучи связана с заменой  ранее приобретённых и утвердившихся знаний, взглядов, ценностей, норм и идеалов на качественно новые. Вторичная социализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности, часто её называют ресоциализацией. Особенно резко ресоциализация проявляется тогда, когда человек внезапно попадает в принципиально иную ситуацию. Но чаще всего ресоциализация связана с существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии. [13, стр.23-81]

На этапе старости интенсивность и широта социализации сокращается и принимает преимущественно  пассивную форму адаптации личности к новым условиям жизни и деятельности.

5. Социальные роли и социальный статус личности

 

Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определённый социальный статус. Социальный статус – определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Важно усвоить следующее:

  • социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;
  • взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди;
  • в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;
  • социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует  во множестве групп и организаций. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввёл в науку американский социолог Р. Мертон). [10, стр.74]

В статусном наборе обязательно  найдётся главный статус. Главным  статусом именуют наиболее характерный  для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы, а для женщин – с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен – он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его воспринимают и оценивают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Разновидностями социального  статуса выступают приписываемый  и достигаемый статусы. Приписываемым  называют статус, в котором человек  рождён (прирождённый статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. [11, стр.56-74]

Перечисленными совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональный, экономический, политический, демографический, религиозный и кровнородственный относятся к разновидностям основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом – постоянным или временным, основным или неосновным – стоит большая социальная группа либо социальная категория.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству  социальных групп, престиж которых  в обществе неодинаков. В общественном мнении вырабатывается, изустно передаётся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где они ценятся и уважаются более других. Место в такой незримой иерархии – называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг» Противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях описывает несовпадение статусов.

Оно возникает при  двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Хотя статусы прямо  не вступают в социальные отношения, а только косвенно – через их носителей, они главным образом  определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир  и относится к другим людям  в соответствии со своим статусом. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать или защищать.

Информация о работе Проблемы личности в социологии