Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 14:49, реферат
При любом состоянии общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также благотворительная деятельность не являются прибыльной. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния. И меценатство необходимо для поддержания культурного достояния страны, однако в нашей стране нет действующего закона о меценатстве, как и о спонсорстве. Это одна из основных причин нечеткого разграничения между этими тремя понятиями, и вследствие этого, попыток выдать одно за другое.
Спонсорство (лат. spondeo — ручаюсь, гарантирую) – это, как правило, деятельность юридических лиц и основано (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией, с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Средства вкладываются в обмен на ожидаемую пользу.
Напрашивается нелестная для спонсорства мысль о том, что благотворители, меценаты, филантропы и покровители действуют исключительно из благих побуждений, не требуя ничего взамен, наслаждаясь самой возможностью творить добро. А спонсоры во всем блюдут собственную выгоду и тщательно считают доход на вложенный рубль. То есть поступают из коммерческого расчета, столь ненавистного иной широкой душе… Да, это так! Спонсорство – это реальный бизнес.
Как справедливо заметил измученный нарзаном монтер из театра Колумба, герой романа Ильфа и Петрова, «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Как говорится, «утром деньги…». По сути, спонсорство – это взаимовыгодное сотрудничество, построенное на реализации совместных проектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон – спонсора и получателя. Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору, так и его адресанту.
1.2 Основные виды, формы
и направления
Таким образом, форм и видов благотворительности множество.
По определению (Спонсорская программа поддержки социально-значимых событий «Золотое сердце»), благотворительные программы - государственные или общественные программы помощи низкодоходным, низкооплачиваемым слоям населения.
Прежде всего, необходимо сказать, что благотворительность - это не только деньги в конверте. К сожалению, для большинства благотворителей такая форма благотворительности видится самой простой и наименее хлопотной, а, следовательно, является наиболее распространенной. При этом надо заметить, что некоммерческие организации зачастую сами не стремятся пересмотреть и разнообразить свою деятельность по привлечению благотворительной помощи.
Формы предоставления благотворительной помощи
Ресурс Финансовый (денежный):
Пожертвование – целевые средства, предоставляемые безвозмездно российскими или иностранными гражданами и юридическими лицами некоммерческим организациям в денежной или натуральной форме для реализации проекта в той или иной форме.
Ресурс Материально-технический (вещный):
Ресурс Человеческий:
Ресурс Символический:
Ресурс Интеллектуальный:
Несложно выявить основные направления меценатской деятельности, ведь она напрямую относится к сфере культуры. Меценатская деятельность направлена на материальную поддержку мастерам искусства или определённым начинаниям в художественной жизни. Так что направления меценатской деятельности определяются областью, в которой осуществляется меценатская деятельность.
1.3 Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства в современной России
Спонсорство - это один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиций. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Известный английский специалист по PR Сэм Блэк даже считал, что «правильнее всего определить спонсорство как один из видов предпринимательской деятельности». В российской практике относительно спонсорства нередко бытуют две крайности. Одна крайность – когда начисто упускается из виду необходимость общности интересов и к спонсору идут, фактически как к меценату: просить у него средства на решение некоммерческих или даже собственных проблем. Этакий «социально-культурный наив», который не несет ничего, кроме обид и взаимонепонимания. Другая крайность – когда бизнес под видом спонсорства производит примитивную покупку рекламных и других услуг.
Все это следствие элементарной неосведомленности в области маркетинга и PR, но также и смысловой путаницы, которая царит всюду, начиная с законодательства. Еще в начале становления нового российского донорства, когда слово «спонсор» звучало модно, и его произносили к месту и не к месту, оно фактически употреблялось как синоним благотворительности.
Затем российское законодательство достаточно четко определило понятие «благотворительная деятельность», менее конкретно - «спонсорство», и совсем не было определено «меценатство». Соответственно, нечеткий правовой статус деятельности приводит к вопросам в области налогообложения. А активная практика использования слова, как знака двух различных и, подчас, противоположных видов деятельности, создает массу смысловых проблем. Поэтому мы постоянно встречаемся с тем, что оперируя понятием «спонсорство», журналисты, консультанты, фандрейзеры, чиновники, активисты некоммерческих организаций, экономисты и бухгалтеры, подразумевают под этим благотворительность и меценатство. И наоборот.
Закон Российской Федерации «О рекламе» (1995 г.) трактует спонсорство как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсируемый вклад признается платой за рекламу…». К сожалению, эту редакцию определения нельзя назвать удачной. Закон фактически относит спонсора к рекламодателям, а информацию о нем – к рекламе. Что касается конечной «инвективы» статьи: «Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого», то вряд ли на этих условиях состоялась бы вообще история спонсорства в современной России. А она тем не менее есть — хоть и недолгая, но интересная.
Культура и искусство – одно из наиболее значимых направлений в спонсорской деятельности. Для спонсоров чрезвычайно привлекательно из-за огромной зрительской аудитории, и из-за системы финансирования, объединяющей как государственные источники, так и множество других.
На Западе, где спонсорство давно превратилось в процветающую область деятельности, сложились прочные «коммерческие привязки» по принципу: определенный продукт или фирма - определенный вид деятельности или событие. В России традиции еще только складываются.
По мнению автора книги «История предпринимательства и меценатства в России» Е. П. Хорьковой, «…осуществлять помощь нуждающимся должно правительство, общественные организации: их задача состоит в том, чтобы этих нуждающихся в частной благотворительности не было. Экономическая политика должна принимать меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий.
Правительственные ссуды должны помочь нуждающимся найти заработки, так как даровые пособия оказывают деморализующее влияние. И еще должны быть решены многие вопросы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Государство и берёт с граждан налоги на эти цели; а в условиях обобществления производства у людей забиралось практически всё, кроме прожиточного минимума, вроде бы на полное обеспечение социальных потребностей людей. Народ теперь мог рассчитывать в беде только на государство.
Что же на практике? У государства никогда не хватает средств на социальные нужды. Деньги идут на военные расходы, административный аппарат, грандиозные проекты и памятники, и так будет всегда. Люди же, накопившие собственности и рассчитывающие только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни, стихийных бедствиях, попадают в очень сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен мешать частным благотворителям проявлять своё желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения были.»
Сергей Федоров, председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе СПб и автор статьи «Нужен закон о меценатстве» считает, что государство может стимулировать меценатов, убрав налог на прибыль: «В России меценатов мало не потому, что у нас нет соответствующей культуры, а потому, что наши законы не позволяют предпринимателям становиться меценатами. Главная проблема заключается в том, что у нас нет федерального законодательства, которое позволяло бы нам совершать благие дела, беспрепятственно вносить меценатские взносы.
Не так давно Владимир Потанин хотел провести целый закон о меценатстве, но ему в этом отказали, ссылаясь на то, что предприниматели сразу будут уходить от налогов, занимаясь только меценатством. Но даже если среди нас будут недобросовестные меценаты, какую-то помощь они все равно будут оказывать.
Вообще, на уровне государства последний закон, касающийся бизнеса, был создан в 1995 г. Уже прошло более 11 лет. Этот закон о меценатстве и развитии малого и среднего бизнеса уже давно надо обновить.
Отсутствие такого законодательства - это большая глупость, и это объясняется тем, что люди наверху немножко по-другому видят объективную реальность. Они совсем по-другому видят мир. Хотя стремление помочь в российской натуре присутствует, но это нужно возрождать. Нужно вводить нужные законы, убеждать в необходимости помогать, показывать все проблемы нашего общества изнутри, показывать детские дома, потому что не всегда из окна своей машины можно все это увидеть.
А законодательно поддерживая меценатство, государство должно также изменить и отношение общества к бизнес-сообществу, а это крайне важно, так как сегодня большая часть населения негативно относится к предпринимательству».
Заключение
С помощью мнений и аргументов современных авторов, экспертов, политических деятелей можно дать оценку современной деятельности учреждений культуры со спонсорскими, меценатскими и благотворительными организациями.
Можно утверждать, что эта деятельность в современной России актуальна как никогда, учитывая экономическое и духовное развитие страны. Необходимо совершенствовать эти институты, не только потому что они необходимы людям в бедственном материальном положении, но и для успешного развития бизнеса, и как показатель экономического развития страны.
В условиях отсутствия инициативы со стороны государства, без принятия необходимых законов эта деятельность никак не может полноценно осуществляться. Тем более эти глобальные проблемы порождают не менее значительные – путаницу понятий, попытки выдавать одно за другое, нечестное апеллирование понятиями в свою пользу.
Таким образом, решение проблемы очевидно – необходимо срочное вмешательство государства. Без этого невозможно осуществление истинных целей как благотворительности и меценатства, так и спонсорства. Без этого вмешательства достижения этих целей, в принципе, возможно, но необходима ясность, прояснение, четкое разграничение, во избежание путаницы, нарушения закона и для полноценного экономического развития.
Однако, что касается учреждений культуры, в частности Домов культуры, то проблемы с финансированием могут и должны решаться по возможности своими силами. НЕ нужно ждать помощи государства и жаловаться на её отсутствие! Потому что бессмысленно вкладывать средства в культуру, если этой культуры в общем смысле нет. На примере Дома культуры города Тосно очевидно, что рядовой районный ДК может работать вполне полноценно, даже в условиях современной России, иногда находя способы привлечь спонсоров и меценатов, выполняя огромную работу для культуры района. В Тосненском ДК работают детские и подростковые кружки, процветают современные и народные коллективы. Также постоянно проводятся ярчайшие мероприятия, шоу, выездные концерты, для организации которых, конечно же, привлекаются спонсоры и, возможно, меценаты. Именно такие, Дома культуры нужны в стране, чтобы поднимать культуру. Если большинство учреждений будут работать столь же плодотворно, возможно, не будет столько проблем и путаницы в спонсорстве и меценатстве.
В идеале благотворительность должна быть абсолютно анонимной и бескорыстной. А спонсорство должно быть грамотным коммерческим вложением средств. Если их границы будут соблюдаться, не будет столько проблем. А для этого нужно, в свою очередь, вмешательство государства и грамотный подход бизнесменов и дарителей.