Содержание
Введение
1. Социология молодежи
2. Молодежные субкультуры
2.1 Понятие молодежной
субкультуры
2.2 Разновидности молодежных
субкультур
2.2.1 Тэдди-бойз
2.2.2 Моды
2.2.3 Рокеры
2.2.4 Бритоголовые или скинхэды
2.2.5 Панки
2.2.6 Хиппи
2.2.7 Хитч-хайкеры
2.2.8 Хакеры
2.2.9 Секты
3. Проблемы молодежных
субкультур и их решение
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Каждому из нас случалось идти
по улице, ехать в метро или просто смотреть
телевизор и видеть людей, которые чем-то
непохожи на других. У кого-то на голове
ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то
в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле.
Чаще всего это и есть неформалы - представители
современных субкультур.
Само слово неформал, неформальный
обозначает необычность, яркость и незаурядность.
Человек-неформал - это попытка показать
свою индивидуальность, сказать серой
массе: «я - личность», бросить вызов миру
с его бесконечными буднями и выстраиванием
всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура
- это система ценностей, установок, способов
поведения и жизненных стилей, которая
присуща более мелкой социальной общности,
пространственно и социально в большей
или меньшей степени обособленной. Субкультурные
атрибуты, ритуалы, а также ценности, как
правило, отличаются от таковых в господствующей
культуре, хотя с ними и связаны. Английский
социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры
как "системы значений, способов выражения
или жизненных стилей" развивались
социальными группами, находившимися
в подчиненном положении, "в ответ на
доминирующие системы значений: субкультуры
отражают попытки таких групп решить структурные
противоречия, возникшие в более широком
социальном контексте". Другое дело
культура - массовое явление - присущая
большей части общества система ценностей
и образ жизни, диктуемый обществом. Все
мы похожи и внешне, и по образу жизни,
и по своим привычкам. Мы подвергаемся
влиянию моды, СМИ, общественному мнению
и подчиняемся порядкам. У неформала свой
мир и свои правила: когда в моде розовые
рюшечки, он одевается исключительно,
как хочет он или как принято в его субкультуре:
будь это косуха и козаки или джинсы и
хайратник.
Цель курсовой работы - объяснить
суть молодежных субкультур и осветить
хотя бы с нескольких сторон психологию
неформальных движений среди молодежи.
1. Социология молодежи
Социология--одна из общественных
наук, изучающих поведение людей и функционирование
общественных институтов.
Одна из актуальных отраслей
современной социологии - социология молодежи.
Особенно остро проблема молодежи и ее
роли в общественной жизни стоит в постперестроечной
Украине.
Системный кризис, затронувший
социальную структуру общества с началом
перестройки и усугубившийся в связи с
распадом СССР и переходом к рыночной
экономике, закономерно привел к смене
социальных ориентиров, переоценке традиционных
ценностей. Конкуренция на уровне массового
сознания советских, национальных и так
называемых «западных» ценностей не могла
не привести население в состояние растерянности,
непосредственным образом повлиявшее
на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый
и хаотичный.
Поиск своего пути в новых социально-экономических
условиях, ориентация на ускоренное статусное
продвижение и в то же время прогрессирующая
социальная неадаптивность -- все это обусловило
специфический характер культурной самореализации
молодого человека.
Современная украинская культура
находится в кризисном состоянии, как
и само общество. С одной стороны, значимость
культурного развития населения для успешной
реализации социальных проектов и выхода
из кризиса не в полной мере осознается
органами управления, с другой--коммерциализация
культурного процесса, все более заметней
отходит от норм и ценностей «высокой»
культуры к усредненным образцам агрессивной
массовой культуры, наиболее явственно
проявляющейся в электронных средствах
массовой информации, также не может не
отразиться на системе установок, ориентации
и культурных идеалов молодого человека.
Социология молодежи как одна
из отраслей социологического знания
возродилась в годы хрущевской оттепели.
На первых порах своего становления она
опиралась на целый комплекс серьезных
исследований, проведенных в 20-е годы.
Именно в этот период в ожесточенной
полемике с догматическим восприятием
мира были заложены основы социологии
молодежи как более или менее самостоятельного
направления исследований. Молодежь исследовалась
с точки зрения жизненных планов, ценностных
ориентации, мотивации поведения в самых
разных сферах жизнедеятельности, от школьной
скамьи до производства, в свободное от
учебы и работы время, в повседневной бытовой
жизни и жизни коллективов. Постепенно
складывался соответствующий понятийный
аппарат таких исследований (собственно
основания научного знания) и его методология--
инструменты сбора и анализа фактической
информации.
В 80-е годы значительно расширяются
направления исследований, в них включаются
новые авторы и коллективы. Возникает
возможность проведения сравнительного
анализа проблем молодежи в разных регионах.
Социология молодежи -- отрасль
социологической науки, изучающая молодежь
как социальную общность, особенности
социализации и воспитания вступающих
в жизнь поколений, процесс социальной
преемственности и унаследования молодежью
знаний и опыта от старших поколений, особенности
образа жизни молодежи, формирование ее
жизненных планов и ценностных ориентаций,
в том числе профессиональных, социальную
мобильность, выполнение социальных ролей
различными группами молодежи.
Академик Российской академии
образования И.С. Кон пишет: «В социологии
молодежи основное внимание уделяется
исследованию проблем молодежи как общественной
группы, ее места и роли в социальной структуре
(С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский), процесса
становления личности у молодежи (И.С.
Кон), влияния социальных различий на выбор
профессии и на социальное продвижение
молодежи и его влияния на систему ценностных
ориентации (М.X. Титма), особенностей отношения
молодежи к труду, проблем молодежной
семьи и др.»[11, c.364].
Попытки реализации целостной
программы гуманитарной социализации
в государственном масштабе не увенчались
успехом. Сегодня единая система гуманитарного
воспитания практически отсутствует,
а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые
в экспериментальных или негосударственных
учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные
группы молодежи крупных украинских городов.
В большинстве же школ гуманитарная социализация
ограничивается стандартным набором гуманитарных
дисциплин и так называемой «внеучебной
работой», которая не столько приобщает
молодых людей к культурным ценностям,
сколько отвращает от них в пользу развлекательной
самореализации. Нередко гуманитарная
социализация носит коммерческий характер
(так называемое «элитное образование»),
и характер гуманитарной социализации
все заметнее обусловлены уровнем доходов
родителей школьника или самого молодого
человека.
С одной стороны, властные структуры
не осознают того, что без достаточного
внимания к культурному развитию населения
невозможно осуществление социальных
проектов, а, тем самым, и выход из кризиса.
С другой стороны, коммерция все глубже
проникает в самые разные области культурной
жизни. Нормы и ценности высокой культуры
подменяются усредненными образцами массовой
культуры.
Основные проблемы социологии
молодежи, имеющие теоретическое и практическое
значение, следующие: изучение роли и места
молодежи в социальном развитии общества,
анализ «социального портрета» различных
групп молодежи, изучение запросов, интересов,
потребностей, ценностных ориентаций,
социальных ожиданий молодежи во всех
сферах жизнедеятельности; формирование
активной жизненной позиции, стиля жизни
и поведения; рассмотрение особенностей
адаптации в различных социальных сферах;
изучение жизненных планов молодежи и
определение оптимальных условий их реализации;
исследование резервов социальной активности
и причин пассивности, включенности молодежи
в социальное управление и самоуправление
на различных уровнях; определение морально-психологической
готовности к труду и к безработице и т.
д.
Как пишет А.В. Шаронов в предисловии
к книге: «Социология молодёжи»: «Социология
молодежи как наука выстраивается на трех
взаимосвязанных уровнях:
1) общеметодологическом, основанном
на подходе к познанию молодежи
как общественного феномена;
2) специально-теоретическом,
раскрывающем специфику, структуру молодежи
как социально-демографической группы,
особенности ее сознания и поведения,
возрастную и социально-психологическую
специфику образа жизни, динамику ценностных
ориентации;
3) эмпирическом, анализирующем
на основе социологических исследований
конкретные факты в различных сферах жизни»
[12, c.23].
Исследование любой категории
молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности
с необходимостью предполагает прежде
всего конкретизацию самого понятия «молодежь»,
отдельных, изучаемых групп (городская,
сельская, рабочая, учащаяся, другие общности
молодежи), принятие концепций ее самоопределения,
социальной ситуации, в которой живет
и трудится молодежь.
Нетрудно заметить, насколько
раздвигаются границы конкретного видения
молодежи социологом в процессе исследования,
когда он определяет ее не просто как возрастную
группу, а как специфическую социально-демографическую
группу, которая характеризуется, с одной
стороны, присущими ей психолого-физиологическими
особенностями, осуществлением преимущественно
деятельности, связанной с подготовкой
и включением в общественную жизнь, в социальный
механизм; с другой-- со своей субкультурой,
внутренней дифференциацией, соответствующей
социальному делению общества.
Научный, социологический подход
к молодежи как специфической группе общества
предполагает, следовательно, учет целого
комплекса обстоятельств и особенностей
образа жизни молодежи.
Социология молодежи очень
тесно связана с отраслевыми социологиями,
это и военная социология, социология
воспитания, города, искусства, коллектива,
культуры, литературы, личности, массовых
коммуникаций, медицины и здравоохранения,
морали, народонаселения, образования,
общественного мнения, организаций, политики,
права, религии, свободного времени» села,
семьи, труда, управления, физической культуры
и спорта.
Поэтому проблемы молодежи
исследуются как в контексте всего общества,
его основных характеристик, структурных
сдвигов и изменений, так и дифференцировано
-- как особой социальной группы, с присущими
ей признаками и свойствами. Следует заметить,
что проблемы молодежи Украины во многом
связаны и с теми объективными процессами,
которые протекают в современном мире:
урбанизацией, повышением удельного веса
в обществе пенсионеров, лиц преклонного
возраста, сокращением рождаемости и т.
д. Но вместе с тем молодежные проблемы
в Украине имеют и свою специфику, опосредованы
украинской действительностью во всей
полноте, той политикой, которая проводилась
по отношению к молодежи.
Современная молодежь проходит
свое становление в очень сложных условиях
ломки старых ценностей и формирования
новых социальных отношений. Отсюда растерянность,
пессимизм неверие в будущее. Растут агрессивность
и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Поэтому такие аспекты социологии молодежи,
как молодежный экстремизм и молодежная
субкультура весьма актуальны.
2. Молодежные субкультуры
2.1 Понятие молодежной
субкультуры
Субкультура - часть общей культуры,
система ценностей, традиций, обычаев,
присущих большой социальной группе.
Говорят о молодежной субкультуре,
субкультуре пожилых людей, субкультуре
национальных меньшинств, профессиональной
субкультуре, криминальной субкультуре.
Субкультура отличается от доминирующей
культуры языком, взглядами на жизнь, манерами
поведения, прической, одеждой, обычаями.
Различия могут быть очень сильными, но
субкультура не противостоит доминирующей
культуре. Своя культура у наркоманов,
глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков,
спортсменов. Дети аристократов или представителей
среднего класса сильно отличаются поведением
от детей из низшего класса. Они читают
разные книги, ходят в разные школы, ориентируются
на разные идеалы. У каждого поколения
и каждой социальной группы свой культурный
мир.
Молодежная субкультура. У современной
молодежи отдых и досуг -- ведущая форма
жизнедеятельности, она вытеснила труд
как важнейшую потребность. От удовлетворенности
досугом теперь зависит удовлетворенность
жизнью в целом. В молодежной субкультуре
отсутствует избирательность в культурном
поведении, преобладают стереотипы и групповой
конформизм (соглашательство). Молодежная
субкультура обладает своим языком, особой
модой, искусством и стилем поведения.
Все больше она становится неформальной
культурой, носителями которой выступают
неформальные подростковые группы.
В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал
неформальные молодежные группы, называемые
"дворовыми тусовками". Они образованы
по месту жительства: 70% их участников
составили юноши, 30% -- девушки.
"Уйти в неформалы"
побудили молодых людей внутреннее
одиночество, потребность в друзьях,
конфликты в школе и дома, недоверие
к взрослым, протест против вранья.
Почти каждый восьмой пришел в группу,
потому что "не знал, как жить дальше".
Наиболее распространенными
способами проведения свободного времени
являются "тусовка на своей площадке",
посещение видеосалонов, где молодые люди
предпочитают смотреть фильмы ужасов,
комедии и эротику. "Сидят у себя в подвале"
лишь 15% опрошенных.
Молодежная субкультура во
многом носит суррогатный характер -- она
полна искусственными заменителями реальных
ценностей: продленное ученичество как
псевдосамостоятельность, подражание
отношениям взрослых с системой господства
и доминирования сильных личностей, призрачное
участие в приключениях экранных и литературных
героев вместо реализации собственных
стремлений, наконец, бегство или неприятие
социальной действительности вместо ее
переустройства и совершенствования.
Одним из способов бегства от действительности,
или эскапизма, а также реализации стремления
походить на взрослых является употребление
наркотиков.
Молодежь - это огромная часть
людей нашего общества. Она не только отличается
и от взрослых, и от детей, но еще и всячески
подчеркивает это. Для нее очень важно
быть оригинальной, непростой, такой, чтобы
на нее обращали внимание. Она создает
свои особенные стили жизни, одежду, организации,
журналы, музыку.
Кроме того, она еще неоднородна
и внутри себя. Многие молодые люди состоят
в группировках, которые иногда принимают
огромные масштабы. Одни из них становятся
известны и популярны во всем мире, другие
- только в какой-то отдельной стране, городе.
Сейчас такие группировки принято называть
модным и красивым словом «субкультура».
Давайте попробуем сориентироваться
в большом разнообразии молодежных субкультур,
для того, чтобы лучше понять, что же это
такое.
Попробуем собрать как можно
больше информации о тех субкультурах,
которые существуют сейчас, или существовали
раньше и которые имели большое влияние
на жизнь молодежи.
2.2 Разновидности
молодежных субкультур
2.2.1 Тэдди-бойз
Тэдди-бойз - субкультура рабочей
молодежи, появившаяся в 50-е годы на фоне
относительного повышения уровня жизни,
в условиях «изобилия» и экономического
подъема. Эти первые послевоенные стиляги,
выходцы из рабочего класса с незаконченным
средним образованием, неспособные по
этой причине получить хорошо оплачиваемые
должности или рабочие специальности,
требующие высокой квалификации.
И они просто копировали стиль
поведения и одежды молодежи высших слоев
общества. Типичный тэд носил пиджак свободного
покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки,
ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок.
При всей своей элегантности эти образы
были все же маскулинными, т.е. мужскими.
Стремление во что бы то ни стало
поддерживать свой мифический "высокий"
статус приводило к конфликтам как между
различными группами тэдов, так и с представителями
других слоев общества. В частности, были
столкновения с подростками из обеспеченных
слоев, нападения на респектабельные молодежные
клубы. Встречались нападения на иммигрантов.
2.2.2 Моды
Подростки, составившие группы
модов, были выходцами из семей относительно
квалифицированных слоев рабочего класса.
Значительная часть подростков
после окончания школы или заняли места
низкооплачиваемых служащих, или освоили
рабочие специальности, требующие относительно
высокого уровня подготовленности. Весьма
скромное положение, реального мода контрастировало
с образом идеального. В воображении подростков
неделя идеального мода должна была складываться
исключительно из посещений шикарных,
дорогих и престижных баров, ресторанов,
клубов, магазинов и т.п. Подобный "идеальный"
образ жизни был доступен очень немногим,
а для абсолютного большинства это была
лишь мечта.
Четыре группы или типа модов:
1) в джинсах, грубых рабочих
башмаках (агрессивный стиль, впоследствии
давший начало бритоголовым);
2) владельцы мотороллеров,
в джинсах и куртках с капюшонами
3) основная группа - в костюмах,
аккуратные, в узких брюках, начищенных
ботинках, в сопровождении элегантных
чинных девушек с короткой стрижкой;
4) студенты, ученики художественных
школ и т.д.
Основными символами мод-стиля
очень быстро стали мотороллер, музыка
и употребление амфетаминов - легкодоступных
в середине 60-х годов. В музыке кумиры модов
- "Битлз", "Роллинг стоунз", группа
"The Who".
Все основные атрибуты мод-стиля
позволяли создать искусственный игровой
мир, удовлетворявший потребительские
устремления подростков.
И все же мод, при всей своей
активности, элегантный, несколько изнеженный,
даже в чем-то феминизированный тип. В
этой субкультуре девушки относительно
самостоятельны и равноправны с юношами
- все эти особенности стиля очень ярко
выступают на фоне традиционной маскулинности
рокеров и бритоголовых.
Мод-стиль очень быстро был
принят доминирующей культурой, вошел
в моду и стал активно эксплуатироваться
производителями атрибутов коммерческой
"молодежной культуры". Стиль стал
производиться извне, вместо того, чтобы
спонтанно создаваться "изнутри"
самой молодежью, а это, вместе с изменением
социально--экономической ситуации, привело
к трансформации и по существу распаду
мод-стиля.
2.2.3 Рокеры
Рокеры появились в середине
60-х годов и достигли своего расцвета в
конце 60-х - начале 70-х годов, как в Англии,
так и на континенте. Рокеры - выходцы преимущественно
из семей неквалифицированных рабочих,
без образования и часто из неполных и
"проблемных" семей.
Одежды рокера - кожаная куртка,
поношенные джинсы, грубые большие башмаки,
длинные волосы зачесаны назад, иногда
татуировки. Куртка, как правило, украшена
значками и надписями. Основной элемент
субкультуры рокеров - мотоцикл, также
украшается надписями, символами и изображениями.
Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения,
основной источник получения сильных
ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся
технические знания и навыки вождения.
При вождении широко используются особые
приемы управления мотоциклом - езда на
заднем колесе или без рук, часто устраиваются
групповые гонки на высокой скорости.
Основная форма объединения рокеров -
мотоклубы.
Важное место в субкультуре
рокеров занимает рок-музыка, прослушивание
записей является одним из основных занятий
рокеров.
Особенности поведения рокеров
в целом составляют тот специфический
маскулинный стиль, который является принадлежностью
неквалифицированной и мало оплачиваемой
части рабочего класса.
Субъективный мир рокера - конкретный,
в нем нет места сомнению, и чувствам вины,
абстрактные понятия и отвлеченные рассуждения
не свойственны этому стилю, а межличностным
контактам присущи прямота, открытость
и простота.
Одно из проявлений этого стиля
- широкое использование кличек вместо
настоящих имен. Другое - популярность
"физических" способов общения, т.е.
всевозможные потасовки, толчки, удары,
выпады агрессивного типа. Это необходимая
составная часть стиля рокеров, позволяющая
им демонстрировать и доказывать свою
"мужественность". В сущности, фактор
маскулинности - феминности является основной
для оценки «своих» и «чужих», чем, например,
можно объяснить взаимную неприязнь рокеров
и модов.
Типичная для данной социальной
группы речь - громкая, быстрая, грамматически
неправильная, с обилием жаргонизмов и
жестикуляции.
"Классические" рокеры
отрицательно относились к наркотикам.
Наркотики закономерно воспринимались
как угроза целостности мира
рокеров, угроза способности быстро
и эффективно действовать, самостоятельно
принимать решения. Позднее наркотики
постепенно проникали и в эту
субкультуру (особенно стимулирующие
и возбуждающие препараты). Употребление
алкоголя и курение почти всегда
являются атрибутами маскулинного
стиля рокеров.
Группы рокеров, как правило,
имеют излюбленные участки со своими клубами,
кафе, барами, пивными и т.д., которые регулярно
посещают, что составляет, своеобразный
ритуал, что-то вроде объезда своей территории.
В настоящее время существует
огромное количество различных моторизованных
субкультур, которые точнее было бы назвать
уже не рокеры (rockers), а просто «байкеры».
Среди них могут быть обнаружены и «классические»
рокеры, и панк-рокеры, и продукты эволюции
близкой рокерам субкультуры бритоголовых,
и влияния хиппи. Различия определяются
особенностями социального происхождения,
половозрастного и этнического состава.
2.2.4 Бритоголовые
или скинхэды
Бритоголовые (или скинхэдз)
во многом схожи с рокерами. По социальному
происхождению члены этой группы преимущественно
из среды неквалифицированных рабочих,
среди них много безработных, им свойствен
низкий общеобразовательный и культурный
уровень, многие из них из неполных и проблемных
семей.
Стиль бритоголовых - это большие
грубые башмаки, подвернутые снизу джинсы,
выбритые головы.
Появление этого стиля в конце
60-х - начале 70-х годов связано с ухудшением
экономического положения, которое особенно
сильно затронуло неквалифицированную
рабочую молодежь. Изменение экономической
ситуации привело к разрушению традиционных
для рабочих кварталов форм поведения.
Стиль бритоголовых представляет собой
попытку восстановить эти традиционные
нормы и ценности и даже усилить некоторые
элементы "родительской" культуры:
консерватизм, тяжелый физический труд,
патриотизм, защита местной территории,
этноцентризм и неприятие "чужаков".
Три основные элемента этого
стиля:
- групповая солидарность;
- чувство "своей территории"
и
- маскулинность.
Групповая солидарность в ситуация
экономического кризиса приобрела у бритоголовых
особенно угрожающие, агрессивные формы
- нападения на «чужаков», активный поиск
«виновников» среди этнических меньшинств,
иммигрантов и маргинальных групп, в том
числе представителей других субкультур.
Группы бритоголовых были организованы
по территориальному принципу - каждая
группа имела свой участок, метила его
специальными надписями, защищала от других
групп. Такие участки обычно имели ключевые
точки - место встреч, пивная и футбольная
площадка. Футбол занимает особое место
в субкультуре бритоголовых, прославившихся
прежде всего беспорядками во время футбольных
матчей. Футбол - это то, что сплачивает
парней и как мужчин, и как «проживающих
на одной территории».
По характеру общения бритоголовые
во многом похожи на рокеров - много невербальных
реакций (т.е., не словесных), агрессивность.
Этой группе присуща неразборчивость
в средствах получения сильных ощущений
- в ход идут алкоголь, стимулирующие наркотики,
создание опасных ситуаций и т.д.
Бритоголовые в Англии вновь
заявили о себе в конце 70-х - начале 80-х
годов активными расистскими выступлениями
и хулиганством во время футбольных матчей.
Многие современные бритоголовые являются
членами неонацистских«Национального
фронта» и «Британского движения».
К бритоголовым вплотную примыкает
субкультура «футбольных болельщиков».
По социальному составу футбольные хулиганы
в основном из низших слоев рабочего класса.
Для этой категории молодежи, как и для
бритоголовых, агрессивное поведение,
связанное с футбольными матчами является
естественным содержанием принятого ими
традиционного образа «настоящих мужчин».
2.2.5 Панки
Панки - последняя по времени
появления крупная субкультура рабочей
молодежи. Среди панков очень высок процент
безработных, а также наиболее неквалифицированных
и низкооплачиваемых слоев. Появление
панк-стиля - закономерная реакция части
молодежи, оказавшейся в критическом положении.
Пусть современный молодой безработный
не испытывает наиболее тяжелых материальных
лишений, но психологические последствия
безработицы очень серьезны.
Панк-стиль во многом продолжил
и усилил тенденции, проявившиеся уже
у рокеров и бритоголовых. Низкий общеобразовательный
и культурный уровень, традиционные маскулинные
стереотипы, тесно связанные с агрессивным
самоутверждением, однако, кроме этого,
панк-стиль во многом строится именно
как оппозиция традиционным моральным
ценностям. Основное содержание панк-стиля
- вызов, провокация, "шок-эффекты".
Первоначально с этой целью использовался
внешний вид - необычные прически и окраска
волос, разностилье в одежде и демонстративное
поведение. Со временем были найдены и
более сильные приемы воздействия - через
темы смерти, вампиризма, насилия.
Панк-культура демонстрирует
крайние варианты развития тех норм поведения,
которые приняты в низших слоях, в том
числе агрессивной маскулинности. Половая
идентичность для панка во многом заменяет
формы самоутверждения в профессиональной,
семейной и прочих сферах.
Видное место в этой субкультуре
занимает рок-музыка (панк-рок). Необходимо
отметить, что панк-рок сыграл ведущую
роль в возникновении и распространении
панк-культуры; само появление этого направления
рок-музыки отразило особенности экономической
ситуации середины 70-х годов. Темы их песен
в большей степени затрагивали реальные
проблемы; грамматические нормы и нормы
произношения были приближены к разговорным.
Слушатели стали спонтанно создавать
самодельные журналы, освещавшие мир рок-музыки
иначе, чем это делали коммерческие издания.
2.2.6 Хиппи
Движение хиппи зародилось
в 60-х годах в США, и если более точно - в
штате Калифорния, и очень быстро распространилось
на весь мир. Хиппи в свое время эволюционировали
из битников - субкультуры среднего класса,
которые оказывают более длительное влияние
на жизнь своих членов, более четко определяют
свои ценности и формируют альтернативные
стили жизни и институты (совместное воспитание
детей, свободные школы, эксперименты
в экологии, медицине и т.д.) Важнейшая
особенность этих субкультур - это наличие
выраженной в словах идеологии.
Основные элементы стиля, или
если угодно, мировозрения хиппи, это:
Пацифизм (миролюбие и ненасилие)
- один из главных аспектов идеологии хиппи,
отсюда-то и их аполитичность, игнорирование
власти, так как именно правители разжигают
войны и заставляют людей воевать.
Для них очень важно саморазвитие,
а индивидуализм - как реакция на обезличенность
массового общества
Как уже было замечено выше,
им характерен отход от формальных социальных
институтов, неудовлетворенность ими
Поиск глубокого духовного
удовлетворения (в творческой работе).
При выборе работы, критерием является
ее творческий характер, а не оплата
Сознательное упрощение, т.е.
сознательно переходят от обеспеченности
к нищете
И как большая часть молодежи
с ее бунтарским характером, протестуют
против упорядоченности, стандартизации
жизни, а жить нужно только сегодняшним
днем.
Среди наиболее ярких особенностей
субкультуры хиппи - употребление наркотиков,
сексуальные эксперименты, коммуны, фестивали,
путешествия (они обожают путешествовать
как по стране, так и за рубежом, обычно
автостопом). Число употребляемых наркотиков
увеличивается вместе с частотой ситуаций
употребления, чаще встречается полинаркомания.
В сфере сексуальных отношений
у хиппи - терпимость к добрачным и внебрачным
связям, иногда полигамные (групповые)
отношения, терпимость к гомо- и бисексуальности.
Кстати, говорят, что именно хипповская
идея «свободной любви» стала толчком
к сексуальной революции в 60-70-х.
Совместное проживание (коммуны)
- отличительная черта хиппи; в других
субкультурах такая форма поведения не
встречается. Коммунальная жизнь хиппи
имеет множество вариантов, отличающихся
характером сексуальных отношений, употреблением
наркотиков, участием в общественном производстве
и т.д.
2.2.7 Хитч-хайкеры
«Всё началось с того, что в
каком-то журнале я прочитал десять вещей,
которые, как считал Лайэм Галахер (Oasis),
должен сделать каждый человек. Из них
мне почему-то запомнились две: прослушать
альбом Металлики «Master of Puppets>» и заиметь
опыт путешествия автостопом. Металлику
я тогда помнил наизусть, а вот «стоп»
был для меня лишь голубой мечтой и небольшим
сожалением, что я не американский хиппи
68-го года.
Но тут выяснилось, что один
мой друг недавно вернулся из Крыма, куда
к моему удивлению, он добрался на попутках.
Я решил почаще с ним общаться. Затем к
нему начали приезжать такие же путешественники
из других городов, а я говорил с ними,
слушал, удивлялся, запоминал, втягивался
постепенно в абсолютно новую для меня
субкультуру. Я видел как в слове «хитч-хайк»
органично сочетаются абсолютно разные
вещи. Нирвана и вечный стрём, самодостаточность(?)
и надежда на других людей, перебои в питании
и уверенность в завтрашнем дне, отсутствие
постоянной крыши над головой, но наличие
места, где всегда можно отдохнуть. Да,
вообще это другой мир, со своими законами,
обычаями, традициями, даже культурой.
Ведь путешествия на попутках(?) возникли,
наверное, одновременно с изобретением
телеги.
Жизнь каждого хитч-хайкера
во многом зависит от удачи. Думаю, именно
поэтому большинство из тех, с кем я общался,
если и не являлись приверженцами какой-либо
религии, то, по крайней мере, были хорошо
просвещены в этом вопросе. Вообще, я удивлялся
начитанности и осведомлённости этих
людей чуть ли не во всех вопросах, которые
я мог придумать. Это сейчас я начинаю
понимать, что они пользовались своим
умением казаться умными, и что оно приходит
с опытом. Сейчас я тоже могу кого угодно
загрузить, но ведь тогда я этого не знал.
Хотя мне попадались и довольно «тёмные»
и скучные экземпляры.
Несмотря на то, что удача и
играет важную роль, только с нею далеко
не уедешь. Поэтому в первые дни трассы
начинают проявляться такие качества,
которые, может быть, и не были присущи
в повседневной жизни, но наличие которых
является важным для удачного путешествия.
Из моего опыта - это терпение, уравновешенность
в общении с людьми, умение хорошо, красиво
и интересно рассказывать, умение слушать,
и ещё, пожалуй, умение рано просыпаться,
быстро одеваться и собираться (= сматываться,
ведь наша жизнь так полна неожиданностей…).
Если же этого не происходит, то появляется
вероятность никуда не уехать, либо быть
высаженным в каких-либо «Гребенях».
Теперь пол и возраст. К пребольшому
сожалению, стопом в основном ездят парни.
И, несмотря на то, что девушке легче остановить
машину, в силу природного различия и социальной
обусловленности, садясь в нее, она подвергается
большей опасности, чем парень, Хотя у
меня есть пара знакомых девушек, которые
столько уже наездили, что не всякий за
всю свою жизнь столько пройдёт. Ещё практикуется
способ передвижения «влюблёнными парочками»
(чаще всего парень+девушка), хоть это и
связано с определёнными напрягами типа
влезть в машину и т.п., но зато сколько
кайфа, наверное. Это я себе могу только
представить, поскольку сам такого опыта
не имею.
Возраст «любителей подышать
пылью», из тех, кого я видел, 14 - 40 лет. Действительно,
разница большая, но ведь и в футбол играют
совсем разные люди. Вот постепенно вырисовывается
стереотипный портрет среднестатистической
лягушки-путешественницы, хотя дополнять
его можно ещё долго-предолго, хотя бы
гитарой, сопилкой, губной гармошкой и
какими-то самодельными муз. инструментами.
Теперь особенности украинского
«стопа». По предварительным подсчётам,
наблюдениям, догадкам, рассказам, на Украине
людей, для которых Стоп - это способ существования
и стиль жизни, около полусотни, а то и
меньше, наверное, никто больше не хочет
круглый год отрывать свои попки от насиженных
мест. Это, как правило, люди, которые уже
всё поняли о нашем мире, имеют устоявшуюся
точку зрения, которым уже нечего терять
либо просто негде жить. Думаю, сюда же
можно отнести тех, кто бежит из своей
страны подальше (как несколько моих друзей
из Минска и Гомеля). Другая группа - это
сезонные хитч-хайкеры, которые возникают
летом, когда только и делаешь, что размышляешь,
куда пойти, куда податься. Они огромными
толпами щемятся в Крым, на разные пресловутые
ЮБК и Казантипы. Вот там и не продохнуть
после этого. К ним, на мой взгляд, относится
обычная молодёжь, которой надоел родной
город и которая любит рисковать. Ну, хоть
немножко, хотя бы раз в год. Следующая
группа - просто те, у кого нет денег и времени.
Для них автостоп - это всего лишь способ
передвижения. Больше, мне кажется, говорить
ничего не надо. Есть, наверное, ещё одна
категория путешественников. Это те, кто
просто хочет своими глазами увидеть правду
жизни, свой мир, свою страну, новые марки
машин, проверить наличие удачи и обаяния.
Сюда, я считаю, входят просто странные
люди и не люди.
Как в любой субкультуре, здесь
имеет место такое понятие, как рейтинг,
что ли. Короче, самым крутым считается
тот, кто наездил больше километров (в
тысячах, конечно). И, как все нормальные
люди, путешественники тоже любят немного
приврать (точнее - досочинить). Например,
своих друзей я ловил на том, что они рассказывали
о тех местах, где сами не были. Также популярны
самые различные байки про встречи с милиционерами,
героические пересечения границы, разборки
с контролёрами из электричек и, конечно,
о вине и женщинах. Но тех, кто сильно много
сочиняет (травит байки), шуточно-пренебрежительно
называют «байкером», и это слово говорит
о человеке всё.
Естественно, это лишь малая
часть того, что можно сказать про этот
народец. А если ты хочешь узнать больше,
то выйди как-то ранним утром на выезд
из города, и, я уверен, ты найдёшь там кого-нибудь
с вытянутой рукой, рюкзаком в ногах мечтательно
смотрящего в никуда…» [4, с. 121- 126].
2.2.8 Хакеры
Хакер - это человек, который
испытывает желание разобраться в компьютерах.
Ничуть не меньше, чем вдохновленный физик.
Хакер нуждается в компьютере так же, как
в еде, тепле и одежде. Даже больше. Это
то, что есть хакер. Не школьник, читающий
Phrack и испытывающий нулевой интерес ко
всему, что не дает ему возможность позже
гордиться перед своими одноклассниками.
Хакер - это не тот, кто ломает
защиту. Не путайте причину со следствием.
Если цель - разобраться в устройстве системы,
строение которой так упорно скрывает
мульти-миллионная компания, то реализует
эту цель хакер. И то, что хакер взломал
систему, является не самоцелью, а лишь
попыткой получить знания. В то же время
на каждого хакера существует сотня людей,
которые ломают для того, чтобы ломать.
Вы можете возразить, сказать, что вам
дела нет до того, из-за чего они это делают.
Конечно, вам нет дела. Это и не удивительно.
Но поймите, одни хотят знаний, другие
просто вандалы. Есть миллионы причин,
по которым люди "ломают" системы.
Почитайте "Преступление и Наказание"...
там человек сделал что-то гораздо более
серьезное - он нарушил святую всех святых
- отобрал жизнь у другого человека. Чувствовали
ли вы сострадание к убийце? Если да, то
почему? Потому что вы знали причины. Так
и не пытайтесь осудить человека, не зная,
что побудило его на такие действия.
Еще один очень веский аргумент,
тупо повторяемый тысячу раз-закон есть
закон. Если ты нарушил, то должен отвечать.
Так же наверно думали люди, копирующие
от руки работы Оруэлла при свете тусклой
лампочки (нарушая не только советскую
цензуру, но и - о ужас! - закон об авторском
праве), в зловещей тишине. Так же думал
Ленин, рисковавший своей жизнью, чтобы
создать новый строй (что двигало им - идея
или жажда власти?). Если бы законы не нарушались,
мы бы до сих пор жили бы в рабстве, работая
на плантациях у "законодателей".
Закон не абсолютен. Люди, его создающие,
не боги. Законы не должны приниматься
как должное.
2.2.9 Секты
Пребывание в сектах отрицательно
действует на психику.
У бывших участников религиозных
сект часто встречаются психические нарушения.
К таким неутешительным выводам пришли
британские ученые в своем исследовании,
доложенном на последней конференции
британского психологического общества,
сообщает ВВС. Ученые опросили бывших
участников знаменитой в Великобритании
секты Exclusive Brethren. Эта религиозная группа
известна своим информационным аскетизмом.
Так, людям, состоящим в этом движении
запрещается смотреть телевизор, слушать
радио, иметь компьютер. Дети не должны
посещать общеобразовательные школы.В
ходе опроса выяснилось, что большинство
бывших сектантов испытывают психологические
проблемы, среди которых наиболее часто
встречаются замкнутость, потеря способности
общаться с другими людьми. Психологи
считают, что самоизлечение от сектантской
жизни не может произойти спонтанно, скорее
всего понадобится психологическая помощь.
3. Проблемы молодежных
субкультур и их решение
Под молодежной субкультурой
понимается культура определенного молодого
поколения, обладающего общностью стиля
жизни, поведения, групповых норм, ценностей
и стереотипов.
Ее определяющей характеристикой
в Украине является феномен субъективной
«размытости», неопределенности, отчуждения
от основных нормативных ценностей (ценностей
большинства).
Так, у немалого числа молодых
людей отсутствует четко выраженная личностная
самоидентификация, сильны поведенческие
стереотипы, обусловливающие деперсонализацию
установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном
преломлении просматривается как в отношении
к социуму, так и в межгенерационном общении,
в контркультурной направленности молодежного
досуга.
Социальное отчуждение проявляется
чаще всего в апатии, безразличии к политической
жизни общества, образно говоря, в позиции
«стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации
проявление каких-либо определенных политических
установок минимально. Вместе с тем эмоциональность,
легковерность и психологическая неустойчивость
молодых людей умело используются политическими
элитами в борьбе за власть.
«Участие в политической жизни»
в шкале ценностных суждений, предложенных
в ходе анкетного опроса учащимся старших
классов киевских школ, заняло последнее
место (это занятие привлекает лишь 6,7%
опрошенных). Только каждый четвертый
из старшеклассников (25,5%) готов жить для
других, даже если придется поступиться
своими интересами, в то же время почти
половина выборки (47,5%) полагает, что «в
любом деле нельзя забывать о собственной
выгоде».
«Политикой» интересуется лишь
16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают
и неопределенные политические позиции
старшеклассников: лишь треть из них (34,4%)
имеет сложившиеся политические убеждения
(по самооценке), в то время как вдвое большее
число либо вообще ими не обладает, либо
никогда не задумывалось об этом (соответственно
29,5 и 37,1%).3
Существует мнение, что аполитичность
молодежи закономерный результат чрезмерной
идеологизации воспитания прошлых лет,
а активная политизированность граничит
с социологией. Вряд ли можно согласиться
с подобной позицией: если в стабильном
обществе приоритеты частной жизни закономерны
и естественны, то в ситуации системного
кризиса социальная индифферентность
молодых чревата необратимыми последствиями
для будущего страны. Не менее тревожно
и то, что политизация отдельных групп
молодежи приобретает черты политического
и национального экстремизма.
Усугубляется и межгенерационное
отчуждение, включающее широкий спектр
неприятия--от разрушения внутрисемейных
контактов (по критериям взаимопонимания
и взаимного доверия) до противопоставления
«нас» (как ценностного, так и деятельностного)
всем предшествующим, «советским» поколениям.
Противопоставление образа
«мы» и «они» традиционна, достаточно
вспомнить хотя бы хрестоматийный роман
И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня
у молодого поколения нередко выливается
в полное отрицание всех «папиных» ценностей,
включая историю собственного государства.
Эта позиция особенно уязвима, если иметь
в виду собственную аполитичность молодых
людей, их устраненность от участия в решении
социальных проблем для общества, а не
только групповых или корпоративных (сотрудничество)--для
себя.
Особенно явственно это противопоставление
прослеживается на уровне собственно
культурных (в узком смысле) стереотипов
молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка,
«наше» общение, а есть--«папино», которое
предлагается институциональными средствами
гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается
третий (наряду с социальным и межгенерационным)
аспект отчуждения молодежной субкультуры--культурное
отчуждение.
Именно на этом уровне субкультура
молодого поколения приобретает заметные
контркультурные элементы: досуг, особенно
юношеством, воспринимается как основная
сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности
им зависит общая удовлетворенность жизнью
молодого человека. Общее образование
для школьника и профессиональное для
студента как бы отходят на другой план
перед реализацией экономических («зарабатывать
деньги») и досуговых («интересно провести
свободное время») потребностей.
Наряду с коммуникативной (общение
с друзьями) досуг выполняет в основном
рекреативную функцию (около одной трети
старшеклассников отмечают, что их любимое
занятие на досуге--«ничего неделание»),
в то время как познавательная, креативная
и эвристическая функции не реализуются
вовсе или реализуются недостаточно
Ценности национальной культуры,
как классической, так и народной, вытесняются
схематизированными стереотипами--образцами
массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей «американского
образа жизни» в его примитивном и облегченном
воспроизведении.
Любимыми героями и в определенной
степени образцами для подражания становятся,
по данным опросов, героини так называемых
«мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров
типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация
культурных интересов имеет и более широкую
сферу приложения: художественные образы
экстраполируются на уровень группового
и индивидуального поведения молодых
людей и проявляются в таких чертах социального
поведения, как прагматизм, жестокость,
стремление к материальному благополучию
в ущерб профессиональной самореализации.
Потребительство проявляется
как в социокультурном, так и в эвристических
аспектах. Эти тенденция присутствует
в культурной самореализации учащейся
молодежи, что косвенно обусловлено и
самим потоком преобладающей культурной
информации (ценности массовой культуры),
способствующей фоновому восприятию и
поверхностному закреплению ее в сознании.
Выбор тех или иных культурных
ценностей чаще всего связан с групповыми
стереотипами достаточно жесткого характера
(не согласные с ними легко попадают в
разряд «отверженных»), а также с престижной
иерархией ценностей в неформальной группе
общения.
Групповые стереотипы и престижная
иерархия ценностей обусловлены половой
принадлежностью, уровнем образования,
в определенной мере местожительством
и национальностью реципиента, однако
в любом случае суть их одна: культурный
конформизм в рамках неформальной группы
общения и неприятие других ценностей
и стереотипов, от более мягкого в среде
студенческой молодежи до более агрессивного
в среде учащихся средней школы. Крайним
направлением этой тенденции молодежной
субкультуры являются так называемые
«команды» с жесткой регламентацией ролей
и статусов их членов.
Данные исследований показывают,
что досуговая самореализация молодежи
осуществляется вне учреждений культуры
и относительно заметно обусловлена воздействием
одного лишь телевидения--наиболее влиятельного
институционального источника не только
эстетического, но и в целом социализирующего
воздействия. Народная культура (традиции,
обычаи, фольклор и т. п.) большинством
молодых людей воспринимается как анахронизм.
Попытки внесения этнокультурного содержания
в процесс социализации в большинстве
случаев ограничиваются приобщением к
православию, между тем как народные традиции,
безусловно, не ограничиваются одними
лишь религиозными ценностями. Кроме того,
этнокультурная самоидентификация состоит
а прежде всего в формировании положительных
чувств в отношении к истории, традициям
своего народа, т. е. того, что принято называть
«любовью к Отечеству», а не в знакомстве
и в приобщении к одной, пусть даже самой
массовой, конфессии.
Возникновение такой, а не иной,
с указанными особенностями молодежной
субкультуры обусловлено целым рядом
причин, среди которых наиболее значимыми
представляются следующие.
1. Молодежь, живет в общем
социальном и культурном пространстве,
и поэтому кризис общества
и его основных институтов
не мог не отразиться на
содержании и направленности
молодежной субкультуры. Именно
поэтому не бесспорна разработка
любых специально молодежных
программ, за исключением социальноадапционных
или профориентационных. Любые усилия
по коррекции процесса социализации неизбежно
будут наталкиваться на состояние всех
социальных институтов украинского общества
и прежде всего системы образования, учреждений
культуры и средств массовой информации.
Каково общество -- такова и молодежь, а
следовательно, и молодежная субкультура.
2. Кризис института семьи
и семейного воспитания, подавление
индивидуальности и инициативности
ребенка, подростка, молодого человека
как со стороны родителей, так
и педагогов, всех представителей
«взрослого» мира, не может не
привести, с одной стороны, к социальному
и культурному инфантилизму, а
с другой--к прагматизму и социальной
неадаптированности (в некоторых случаях
опосредованно)--и к проявлениям противоправного
или экстремистского характера. Агрессивный
стиль воспитания порождает агрессивную
молодежь, самими взрослыми приуготовленную
к межгенерационному отчуждению, когда
выросшие дети не могут простить ни воспитателям,
ни обществу в целом ориентации на послушных
безынициативных исполнителей в ущерб
самостоятельности, инициативности, независимости,
лишь направляемых в русло социальных
ожиданий, но не подавляемых агентами
социализации.
3. Коммерциализация средств
массовой информации, в какой-то
мере и всей художественной
культуры, формирует определенный
«образ» субкультуры не в меньшей
степени, чем основные агенты
социализации--семья и система образования.
Ведь именно просмотр телепередач наряду
с общением, как уже говорилось, -- наиболее
распространенный вид досуговой самореализации.
Во многих своих чертах молодежная субкультура
просто повторяет телевизионную субкультуру,
которая лепит под себя удобного зрителя.
Молодежная субкультура есть
искаженное зеркало взрослого мира вещей,
отношений и ценностей. Рассчитывать на
эффективную культурную самореализацию
молодого поколения в больном обществе
не приходится, тем более что и культурный
уровень других возрастных и социально-демографических
групп населения России также постоянно
снижается.
Наблюдается тенденция к дегуманизации
и деморализации в содержании искусства,
что проявляется прежде всего в принижении,
деформации и разрушении образа человека.
В частности, это фиксируется в нарастании
сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении
их жестокости, натуралистичности (кинематограф,
театр, рок-музыка, литература, изобразительное
искусство), что противоречит народной
нравственности и оказывает негативное
воздействие на молодежную аудиторию.
Отрицательное влияние на аудиторию эскалации
сцен насилия и секса в кино, на телевидении
и видео доказывается многочисленными
исследованиями. С конца 80-х годов ситуация
в нашем массовом искусстве, особенно
в экранных видах искусства, стала резко
изменяться, приобретая все более негативный
характер. В частности, «идолы потребления»
(поп-, рок-музыканты, шоумены, королевы
красоты, культуристы, астрологи, экстрасенсы
и т. п.) вытеснили «идолов производства»
(рабочие, крестьяне, ИТР и т.д.) на теле-
и киноэкранах. По данным исследований,
проведенных сотрудником лаборатории
социальной психологии НИИКСИ А.Т. Никифоровым,
среди 100 фильмов, наиболее популярных
в киевских видеосалонах в 1989 г., 52% имели
жанровые признаки боевика, 51%--эротики
(порой неотличимой от порно-), 27%--комедии
(преимущественно эротической), 18%--кунг-фу
(фильмы карате), 14%--ужасов и т.д. (в одном
фильме могут присутствовать признаки
нескольких жанров). При этом, по мнению
экспертов-киноведов Я.Б. Иоскевича и С.Л.
Шолохова, среди этих фильмов не было ни
одного, отличающегося высокой художественно-эстетической
ценностью, и только 5% обладали «определенными
художественными достоинствами». Следует
отметить, что число видеосалонов в Киеве
в конце 80-х годов достигало 1 тыс. С начала
90-х годов типичный репертуар видеосалонов
распространился и на экраны кинотеатров.
По данным А.Т. Никифорова, репертуар кинотеатров
по частоте демонстрации с конца 1991 г.
более чем на 80% состоит из зарубежных
фильмов указанных жанров (боевики, эротика,
ужасы, карате). В 1994 г. это число превысило
90%. Среди отечественных фильмов преобладает
подражание тем же западным образцам.
На телевизионном экране все
чаще также демонстрируются насилие и
эротика, особенно в связи с распространением
негосударственного местного и кабельного
телевидения, по которому обычно идут
все те же западные малохудожественные
фильмы.
С социально-психологической
точки зрения несомненно, что экранное
насилие и агрессивная эротика вносят
свой вклад в криминализацию современной
жизни, особенно влияя на детей, подростков
и молодежь, которые составляют основную
аудиторию кинотеатров и видеосалонов.
Как известно, преступность среди них
неуклонно продолжает расти. Не случайно
в развитых западных странах общественностью
созданы организации типа Международной
коалиции борьбы против телевизионного
насилия (США). Применяются всевозможные
возрастные ограничения.
Молодежь, как наиболее чуткая
и восприимчивая группа первой воспринимает
новые формы развития в сфере досуга со
всеми позитивными и негативными явлениями.
Ее не могут до конца удовлетворить существующие
общепринятые развлечения и способы провождения
времени. И молодежь придумывает свой
способ. Раньше в Советском Союзе было
больше контроля над молодежью, существовали
пионерская организация и комсомол, которые
были обязательны, но большинство их членов
были пассивными и вступали в них скорее
потому, что «так полагалось».
Условия жизни в большом городе
создают предпосылки для объединения
молодежи в разнообразные группы, движения,
являющиеся сплачивающим фактором, формирующие
коллективное сознание в этих группах,
коллективную ответственность и общие
понятия о социально-культурных ценностях.
Таким образом, появляются молодежные
субкультуры. Было множество попыток классифицировать
неформальные движения. Сначала хочу привести
все возможные классификации, которые
я нашла, а после предложить свою.
По социально-правовому признаку
выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные,
с позитивной направленностью деятельности.
Например: группы экологической защиты,
охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные, деятельность
которых нейтральна по отношению к социальным
процессам. Например: музыкальные и спортивные
фанаты.
3) асоциальные - хиппи, панки,
преступные группировки, наркоманы
и т.п.
По направленности интересов
социолог М. Топалов так классифицирует
молодежные объединения и группы:
- увлечение современной
молодежной музыкой;
-устремление к правопорядковой
деятельности; - активно занимающиеся
определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные
фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей
среды.
Профессор С.А. Сергеев предлагает
следующую типологизацию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские
субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты,
с известными оговорками - байкеры).
- гедонистическо-развлекательные
(мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),
- криминальные ("гопники",
"люберы")
- анархо-нигилистические (панки,
экстремистские субкультуры "левого"
и "правого" толка), которые можно
также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает
несколько иную характеристику неформального
самодеятельного движения молодежи с
учетом того, что причастность к той или
иной группе может быть связана:
1) со способом времяпрепровождения
- музыкальные и спортивные фанаты,
металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией
- экокультурные;
3) с образом жизни - "системники"
и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством
- официально не признанные живописцы,
скульпторы, музыканты, актеры, писатели
и другие.
Лично я считаю, что молодежные
движения можно разделить на такие группы:
- Связанные с музыкой,
музыкальные фанаты, последователи
культуры музыкальных стилей: рокеры,
металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
- Отличающиеся определенным
мировоззрением и образом жизни:
готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
- Связанные со спортом:
спортивные фанаты, роллеры, скейтеры,
стрит - байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом
в другую реальность: ролевики, толкиенисты,
геймеры.
- Связанные с компьютерными
технологиями: хакеры, юзера, те же
геймеры.
- Враждебно или асоциально
настроенные группы: панки, скинхэды,
РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически:
футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные объединения:
сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного
искусства: графиттеры, брейк-дансеры,
просовременные художники, скульпторы,
музыкальные группы.
- Элита: мажоры, рейверы.
- Антикварные субкультуры:
битники, роккабильшики.
- Субкультура масс или
контркультура: гопники, реднеки.
- Социально-активные: общества
защиты истории и окружающей
среды, пацифисты.
Человек, попавший в субкультуру,
становится с ней единым целым. Он принимает
все порядки, законы нового общества, у
него меняется система ценностей и взгляд
на мир. Кто-то меняет субкультуры, как
перчатки, только ради их внешних проявлений,
эпатажа окружающих, не вникает в суть
и философию, которая в большей или меньшей
степени есть в каждом неформальном движении.
Даже те, кто верен одной своей неформальной
организации, зачастую не понимают ее.
Чаще всего таким поверхностным бывает
именно молодое поколение. Подростки металлисты
могут устраивать массовые драки и беспорядки,
хулиганить, хамить старшим и считать,
что поступают как истинные металлисты.
Им отнюдь не понять, что это движение
основано в первую очередь из-за самой
музыки и особого мироощущения, а не из-за
стремления разрушать все вокруг.
Проблемы могут возникнуть
в том случае, если еще неокрепшая личность
попадает в субкультуры, опасные даже
для взрослых. Например, как бы ни были
миролюбивы растаманы, их движение несет
в себе пропаганду каннабиса, так называемой
«травки», вполне вероятно, что, посчитав
курение «косячков» обязательным атрибутом
субкультуры, молодежь попробует и это.
Конопля проповедуется и многими «истинными»
хиппи. То же относится и к панкам, если
учитывать их нездоровый образ жизни,
и ко многим другим музыкальным субкультурам.
Субкультура байкеров очень опасна для
жизни, не считая постоянных затрат на
«железного коня», экстремальные виды
спорта тоже опасны…Всегда находится
какая-то отрицательная черта субкультуры,
которую может перенять подросток. Опаснее
всего секты. Например, секта сатанистов.
Очень немногие «поступившие» туда, могут
вернуться. Она действует словно гипнозом
на своих последователей. Подросток, следуя
правилам культа сатаны начнет приносить
животные, если не человеческие, жертвы,
участвовать в развратных действах. Это
губительно действует как на самого человека,
так и на окружающих. К тому же детская
психика может не вынести всего увиденного
или содеянного.
Выводы
В заключении хотелось бы еще
раз сказать об актуальности исследований,
связанных с проблемами молодежи. Исследования
в этой области социологии необходимы
для разрешения того кризиса, который
переживает сегодня Украина. А связь таких
аспектов социологии молодежи, как молодежная
субкультура и молодежная агрессивность
очевидна. Только тщательные и систематические
исследования в области социологии молодежи
могут помочь понять причины происходящего
в нашем обществе конфликта поколений.
Необходимо понять суть молодежных исканий,
отрешиться от безусловного осуждения
того, что несет с собой молодежная культура,
дифференцированно подходить к явлениям
жизни современной молодежи.
Мне обидно, что многие незнающие
люди укоряют всех неформалов. За что же
их укорять? За то, что их желание выделиться
из толпы, найти единомышленников не совсем
стандартными способами? А может людей
просто пугает все непонятное и неизведанное,
а неформалы как раз и кажутся им такими?
Ну что ж, остается только надеяться, что
у людей появится желание узнать о них
больше. Каждый год неформалами становится
все большее количество подростков, к
любому из движений может примкнуть ваш
друг, ребенок, соседка…Может и вы станете
неформалом, так как никогда не поздно
стать в душе не таким, как все. Говорят,
что неформалами, не становятся, ими рождаются…Может
быть. Есть люди, которые абсолютно не
расположены к этому и относятся к субкультурам
с неприязнью. На самом деле субкультуры
- это огромный яркий мир, открывающий
нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры
свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет,
как известно, товарищей нет, так что оценивайте
людей по их поступкам, смотрите в отдельности
на каждого человека, а не как на субкультуру
в целом. Надеюсь, что и вы нашли или еще
найдете место в этой жизни, друзей и необычных
людей, которые придутся вам по духу.
Тема неформальных движений
и субкультур имеет очень сложную проблематику,
так как крайне актуальна в наше время.Я
думаю, сначала следует рассмотреть более
подробно отдельные группы и субкультуры,
суть самой культуры, историю ее развития
и образ жизни ее членов, а затем разобрать
проблемы с ними связанные
Список использованной
литературы
1. Соціологія: Підручник / За
ред..В.Г. Городяненка - К.,Академія, 2005 -
560с.
2. Соціологія: Підручник / За
ред..В.П. Андрущенка, М.І. Горлача - Харків-Київ,
1998 - 624 с.
3. Кравченко А.И. Введение
в социологию: Учебное пособие- М.,
Новая школа, 1995 -144с.
4. Бабосов Е.М. Прикладная социология:
Уч. пособие - Мн.,Тетра Системс, 2001 - 496 с.
5. Соціологія. Посібник / За
ред.. В.Г. Городяненка - К., Академія, 1999-
384 с.
6. Маршак А.Л. Общая социология
- Ростов н/Д, Феникс, 2004 - 384 с.
7. 5 балів- Журнал для молоді-
№6, 2007 - (26 - 29 с.)
8. Кон И.С. Социология молодежи.
В кн.: Краткий словарь по социологии
М., 1988.
9. Кон И.С. Молодежь. БСЭ. 3-е
изд.
10. Социология молодежи. Под
ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ.
1996.- 464 с.
11. Молодежный экстремизм.
Под ред. А. А. Козлова. Из-во СПбГУ.1996
- 675с.
12. Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество.М.,1992
13. Семенов В.Е. Искусство
как межличностная коммуникация.
СПб, 1995 - 834 с..
14. Головатый Н.Ф. Социология
молодежи: Курс лекций - К., МАУП, 1999 -
224 с.
15. Губерський Л та ін. Культура.
Ідеологія. Особистисть: Методолого-світогляд.
Аналіз - К., Знання України, 2002 - 580с.
16. Капитонов Э.А. Социология
ХХ века - Р н/Д, Феникс, 1996 - 512 с. |
|