Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:30, реферат
Авторитарный стиль правления в стране так проник во все сферы, а в образование - начиная с Министерства образования, областных отделов образования, и заканчивая учреждениями образования, где и дети и педагоги находятся в подавленном угнетенном состоянии. О такой атмосфере в белорусской школе шла речь на заседании круглого стола «Проблемы образования Беларуси».
Доцент Николай Ковш, в течение нескольких десятков лет преподававший в школе математику и физику, говорит, что школа отражает государственную авторитарную модель: «В образовании есть множество царьков, которые соответственно ведут себя и знают один ответ на все проблемы и вопросы: «Я сказал, как будет, не нравится - уходи».
Белорусская средняя школа - отражение государственной системы. Здесь и авторитарный стиль руководства, и непоследовательность политики, и нехватка ресурсов вкупе с отсутствием национальной идеи.
Авторитарный стиль правления в стране так проник во все сферы, а в образование - начиная с Министерства образования, областных отделов образования, и заканчивая учреждениями образования, где и дети и педагоги находятся в подавленном угнетенном состоянии. О такой атмосфере в белорусской школе шла речь на заседании круглого стола «Проблемы образования Беларуси».
Доцент Николай Ковш, в течение нескольких десятков лет преподававший в школе математику и физику, говорит, что школа отражает государственную авторитарную модель: «В образовании есть множество царьков, которые соответственно ведут себя и знают один ответ на все проблемы и вопросы: «Я сказал, как будет, не нравится - уходи».
Система образования, как и любая другая социальная система, может нормально функционировать и развиваться, если есть надлежащее ресурсное обеспечение. Н.Ковш отметил, что при вполне удовлетворительном кадровом обеспечении «школа бедна, если не сказать нищая».
Педагогов нацеливают на зарабатывание денег: «Для начальников управления образования наиважнейшей задачей является выполнение плана по платным услугам. Именно за это у руководителей учреждений образования снимают шкуру». Речь идет о платных факультативах, кружках, секциях в школах.
Между тем Программой развития общего среднего образования на 2007-2016 годы предусмотрены модернизация школьных библиотек и преобразование их в центры информационных ресурсов и медиацентры. Минобразования рекомендовало оснастить школьные библиотеки компьютерами и подключить их к интернету. Однако родители, дети которых учатся в обычных столичных школах знают: нет в школах ни интернета для учеников, ни современных компьютеров. Хотя социальный стандарт - один компьютер на 30 школьников - в стране, в общем-то, выполняется. Но что это за компьютеры? Множество единиц техники устанавливалось еще в прошлом веке. К примеру, в Могилевской области изношено около 22% компьютеров. Получше ситуация в Минске, где износ составляет 5%.
Результат разброда и шатания последних лет - падение качества образования. В школах сокращено количество часов для изучения предметов, ЦТ упрощается. Экс-проректор БГУ Анатолий Павлов рассказал, что в результате преподаватели вузов жалуются на слабых первокурсников, а директора школ - на недостаточный уровень подготовки молодых специалистов. «Не придется ли нам призывать варягов, чтобы наладить белорусскую систему образования? Кодекс об образовании, который готовится к принятию, остается для общественности закрытым документом. Не исключено, что его принятие совсем не улучшит ситуацию в образовании. Когда речь идет о том, что высшее образование можно получить за три года, это абсурд, и говорить дальше уже не о чем», - сказал он.
Одной из главных потерь белорусской школы последнего времени стало то, что в результате перехода на 11-летнее обучение был разрушен дифференциальный подход к образованию, система профильных классов, лицеев. Сегодня в гимназиях учат на уровне обычных школ, а в школах в старших классах - как в ПТУ.
«Мы выходили на завершающий этап реформы, когда ее отменили в 2008 году. Теперь система образования находится в атмосфере шторма и противоречий. Приведу пример: в Беларуси в связи с реформой школы в прошлом году резко сократилось учебное время на изучение иностранных языков - до двух часов в неделю в старших классах. Через некоторое время заговорили об экзамене по иностранному языку», - сказал Н.Ковш.
Заметим, что как сама отмена реформы (возвращение к 11-летке), так и идея возвращения экзамена по иностранному языку шли от президента. Как сообщала пресс-служба главы государства, «Александр Лукашенко считает необходимым с учетом современных требований активизировать работу по изучению иностранных языков».
Однако даже если наши дети выучат иностранные языки, это не снимет проблемы отсутствия национальной составляющей белорусской школы, говорит Николай Ковш. Ежегодно в стране становится все меньше детей, которые обучаются на белорусском языке. Еще 10 лет назад на белорусском языке училось более 463 тысяч ученик, что в два раза больше, чем в настоящее время. В процентом соотношении ситуация такова - 30% и 20%.
Литератор и политик Лявон Борщевский подчеркнул, что белорусская система образования осталась без национальной идеи и культурологической составляющей. Между тем как раз культура создает стабильную основу для развития образования и страны в целом, считает он.
«Власти
успешно справились с задачей
ликвидировать