Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:03, реферат
Споры о роли женщины в обществе, ее предназначении и социальном статусе ведутся во все времена. И вопрос о том, могут ли представители «слабого» пола служить в армии, в том числе на офицерских должностях, был одним из наиболее острых.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат. Однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества, если добровольно поступят на службу в Вооруженные Силы и другие воинские формирования. Кстати, в России женщины заняли свое место в армии намного раньше, чем, скажем, это сумели сделать в странах Западной Европы и Америки. Первые источники права, в которых документально зафиксированы положения «о несении женщинами службы воинству» в военных госпиталях России, относятся к периоду реформ Петра I.
Проблемы порядка прохождения военной службы лицами женского пола.
Споры о роли женщины в обществе, ее предназначении и социальном статусе ведутся во все времена. И вопрос о том, могут ли представители «слабого» пола служить в армии, в том числе на офицерских должностях, был одним из наиболее острых.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат. Однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества, если добровольно поступят на службу в Вооруженные Силы и другие воинские формирования. Кстати, в России женщины заняли свое место в армии намного раньше, чем, скажем, это сумели сделать в странах Западной Европы и Америки. Первые источники права, в которых документально зафиксированы положения «о несении женщинами службы воинству» в военных госпиталях России, относятся к периоду реформ Петра I. Вместе с тем считалось, что русская армия может выполнять свои функции и выигрывать сражения, не прибегая к помощи прекрасной половины. Кроме того, до ХХ века женщинам запрещалось служить в офицерских чинах и принимать участие в боевых действиях. Они привлекались на военную службу в качестве медицинских сестер, и участие их в боевых действиях было скорее исключением. В годы первой мировой войны, в связи с масштабным характером боевых действий, женщин в русской армии стало значительно больше. Они уже служили не только медсестрами и врачами, но и принимали непосредственное участие в боевых действиях. К концу войны в Мариуполе даже были сформированы женские «батальоны смерти», которые присягнули в первых рядах наступать на врага. Сложившаяся во второй половине XIX века система военно-прокурорского надзора действовала в русской армии до 1917 года, и до Октябрьской революции женщин в органах военной прокуратуры не было. Все изменилось с началом Великой Отечественной войны, когда десятки тысяч отважных дочерей Родины встали на защиту страны. В этот период часть из них привлекалась, как правило, на должности секретарей военных прокуратур[1].
Обращаясь к опыту зарубежных стран, хочется отметить, что диапазон использования женского труда в вооружённых силах различных государств существенно разнится. Однако просматривается единая тенденция постепенного расширения сферы участия военнослужащих женского пола в воинских отношениях. В армии США служит наибольшее количество военнослужащих женского пола – около 200 тыс. человек или 11% от общей численности личного состава, при этом существуют определённые ограничения, связанные, в частности, с участием женщин в боевых действиях и других операциях, где возникает риск для жизни[2]. Француженки служат в сухопутных войсках, ВВС, жандармерии и медицинских частях наравне с мужчинами. Ограничения касаются лишь использования женщин в таких областях, как служба на подводных лодках, спецназ жандармерии, иностранный легион. В Канаде в 1985 году женщинам были доступны 75% военных специальностей, с 1989 года женщины получили возможность служить практически во всех подразделениях вооружённых сил. Исключение составляла служба на подводных лодках, но в марте 2001 года и это ограничение было снято. Женщины Германии получили право служить в армии только в 1975 году, однако фактически военная служба, ограниченная вспомогательными подразделениями (медицинскими и музыкальными), началась лишь спустя полтора десятка лет. С 2000 года женщинам Германии разрешено обучаться любым военным специальностям и служить в любых родах войск. В Италии военнослужащие женского пола представлены во всех родах войск, в частности, они пилотируют реактивные самолеты и вертолеты, служат в боевых подразделениях амфибийного полка сухопутных войск и т.д[3]. В настоящее время более 150 военнослужащих женского пола находятся в составе национальных контингентов вооруженных сил за рубежом, в том числе: 40 – в Афганистане, 35 – в Косово. 20 – в Боснии и Герцеговине, 15 – в Ливане. Норвегия стала первой среди стран Североатлантического союза, в которой с 2002 года служит единственная в мире женщина-командир подводной лодки. В 2003 году на должность командира авиационной эскадрильи норвежских ВВС также была назначена женщина. Кроме того, следует отметить, что министрами обороны Норвегии и Швеции являются представительницы «слабого пола»[4].
Думается, что вышеизложенные показатели напрямую связаны с демографической и социально-экономической ситуацией в различных странах, развитием научно-технического прогресса и сокращением числа профессий, традиционно относившихся к «мужским». Расширяется сфера участия женщин в социальной, политической и экономической жизни общества. А ссылки на западный опыт, оправдывающие ущемление прав женщин-военнослужащих, не имеют под собой никакой основы. Если его и следует учесть, то лишь в части создания наиболее благоприятных условий для «боевых подруг», без которых современная армия ничего не стоит, - компенсировать естественные тяготы военной службы соответствующими выплатами и льготами. От природы старательные и аккуратные женщины, без всякого сомнения, ответят на заботу новыми успехами в боевой и политической подготовке.
Обратимся теперь к практике прохождения военной службы лицами женского пола в Российской Федерации.
В нашей стране отличие от иностранных государств, проблема «женщина и военная служба» в условиях современной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации по ряду причин не получила должного научного анализа и оценки с правовой точки зрения. Это обусловлено рядом причин:
1. Отсутствие четкого представления о профессиональном предназначении военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах. Среди должностных лиц различных уровней в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. В настоящее время существует лишь «обывательское» представление о реальной роли женщин в армейской жизни.
2. Отсутствие органа, занимающегося вопросами прохождения военной службы женщинами.
3. Незначительное нормативно-правовое обеспечение особенностей порядка прохождения женщинами военной службы. Так, даже в основополагающих документах Вооруженных Сил Российской Федерации, какими являются общевоинские уставы, разделение на мужчин и женщин вообще не предусмотрено[5].
4. Сексуальные домогательства со стороны военнослужащих-мужчин, особенно со стороны командования. Данная проблема, по мнению многих ученых, является в настоящее время главной теневой стороной женской армейской службы. Так, по данным некоторых исследователей, до 6 % военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах Российской Федерации три-пять раз в течение года подвергаются сексуальным домогательствам[6]. Данная проблема настолько значима, что в армии США командование вынуждено вводить все новые ограничения в поведении военнослужащих с тем, чтобы не допустить даже самой возможности возникновения «оскорбительной» ситуации в отношении лиц женского пола[7]. Указанная тема в связи с феминизацией армии в России постепенно будет играть все более значимую роль.
5. Нерешенность вопроса о возможности непосредственного участия женщин в боевых действиях войск, поскольку на обеспечение постоянной боевой готовности и, при необходимости, эффективное ведение боевых действий нацелен весь армейский организм.
Таким образом правовой статус военнослужащих женского пола подлежит совершенствованию и вышеизложенные проблемы необходимо учитывать в части создания наиболее благоприятных условий для «боевых подруг» . Ведь от природы старательные и аккуратные женщины, без всякого сомнения, ответят на заботу новыми успехами в боевой и политической подготовке.
Не оставляя без внимания все тяготы и сложности, возникающие при прохождении военной службы лицами женского пола, мы хотели бы предложить свои варианты решения указанных выше проблем.
В первую очередь, необходим является принятие ряда поправок, внесение изменений и дополнений в основополагающие нормативные правовые акты, представляющие собой тот фундамент, на котором базируется правовой статус военнослужащих. Это, конечно же, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых целесообразно предусмотреть разделение военнослужащих на мужчин и женщин со всеми вытекающими отсюда особенностями прохождения военной службы военнослужащими женского пола: регламентация служебного времени; детальная разработка должностных и специальных обязанностей; дисциплинарная ответственность.
Кроме того, необходимо восполнить пробелы в иных подзаконных нормативных правовых актах, касающихся обеспечения соблюдения надлежащих условий порядка прохождения военной службы женщинами: наличие набора обязательных помещений и их оборудование в общежитиях применительно к военнослужащим-женщинам, регламентация организации питания и других обязательных условий. Данные правовые акты должны отражать существующие в Вооруженных Силах Российской Федерации реалии и содержать нормативные положения, которые согласовывались бы с особенностями женского организма.
Во-вторых, жизненной необходимостью становится разработка для военнослужащих-женщин профессионального обмундирования и снаряжения, отвечающего современным требованиям надежности, защищенности, соответствующего мировым стандартам и согласованного со специфическими функциональными свойствами организма женщин.
В-третьих, должное внимание следует уделить медицинскому обеспечению военнослужащих-женщин, привести в соответствие ведомственные акты, касающиеся медицинского обеспечения женщин (в частности, гигиенического характера) проходящих военную службу. Создать военно-акушерскую службу, обеспечить наличие и качество акушерско-гинекологической помощи в большинстве военно-лечебных учреждений.
В-четвертых, целесообразно закрепить в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок прохождения военной службы, механизмы реализации отдельных социальных гарантий, предоставляемых женщинам трудовым законодательством, с учетом интересов обеспечения поддержания постоянной боевой готовности частей и подразделений[8].
В-пятых, в рамках решения одной из важнейших проблем, касающихся вопросов гарантирования военнослужащим-женщинам половой неприкосновенности, ограждения их от сексуальных домогательств со стороны военнослужащих мужского пола, предлагается закрепить определенные правила поведения, взаимоотношений между лицами мужского и женского пола, проходящими военную службу, в особенности подчиненных с командованием (начальством).
В-шестых, естественным и в то же время необходимым шагом будет учреждение специального органа либо должностного лица, занимающегося вопросами прохождения военной службы женщинами (например, Комитет военнослужащих-женщин). Такой орган может быть создан как в каждом «силовом» министерстве, так и при Президенте Российской Федерации, с распространением своей компетенции на все федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В полномочиях подобного Комитета военнослужащих-женщин необходимо закрепить осуществление всесторонних исследований прохождения военной службы женщинами, разработку на основе полученных результатов рекомендаций, в том числе законодательных, мониторинг правового и социального положения военнослужащих-женщин и т. д.
Таким образом, исследовав проблему прохождения военной службы женщинами, специфику их правового статуса, существующие на сегодняшний день вопросы и актуальные пути их решения, можно с уверенностью сказать, что соблюдению прав военнослужащих женского пола при прохождении ими военной службы должны уделять больше внимания должностные лица как органов военного управления, так и различных государственных структур, общественных организаций и объединений.
[1] Е.А. Стренина. Женщины в Российской армии: история и развитие законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 7.
[2] Ю. Мгимов. Женщины-военнослужащие в США // Зарубежное военное обозрение. 1993. № 5.
[3] В. Рогов. Прохождение женщинами военной службы в ВС Италии // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 9.
[4] В. Ефимов. Особенности прохождения военной службы женщинами в странах Северной Европы // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 2.
[5] Стренина. Женщины в Российской армии: история и развитие законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 7.
[6] С. Рыков. Без женщин нельзя не только жить, но и воевать // Международная жизнь. 2002. № 2.
[7] Лизунов В.Ю. Методические подходы к решению проблем военной службы женщин в Вооруженных Силах России // Материалы Всеармейской научной конференции.
[8] Д.Е. Зайков. Актуальные проблемы порядка прохождения военной службы военнослужащими-женщинами //Материалы научной конференции.
Информация о работе Проблемы порядка прохождения военной службы военнослужащими женского пола