Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России.
Задачи работы:
1. Описать социальное обслуживание как вид социальной работы.
2. Рассмотреть социальные потребности пожилых людей.
3. Охарактеризовать перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста.

Содержание

Введение 3
1. Социальное обслуживание как вид социальной работы 5
2. Социальные потребности пожилых людей 10
3. Перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста 15
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

трансформация ценностных ориентиров, образа жизни и общения в силу изменения социальной активности и дееспособности;

повышение уровня заболеваемости, что приводит к повышению спроса на услуги в системе здравоохранения;

возникновение потребности  в постороннем  частичном или постоянном уходе;

снижение адаптационных способностей12.

Развитие системы предоставления социальных услуг данной категории  населения – совместная задача федеральных, региональных, местных органов власти и общества. 

Залогом успешного развития системы является построение эффективного механизма межведомственной координации путем оптимизации горизонтальных и вертикальных управленческих связей между указанными субъектами, на основе правовой регламентации.

Особенно актуальным является вопрос построения механизма  взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку, являясь формами публичной власти, государственные и местные органы власти осуществляют свою деятельность на различных конституционно-правовых платформах.

Построение эффективной  системы межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц предполагает участие в разработке оптимизированной управленческой схемы представителей всех уровней исполнительной власти. Учитывая важность вопроса реализации социальных услуг на местном уровне и возросшее в результате реформы количество муниципальных образований, целесообразно использовать такую форму взаимодействия, как заключение соглашений между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и общероссийским объединением муниципальных образований. Подобный опыт взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти успешно апробирован применительно к различным видам деятельности другими министерствами13

Полномочия между публичными уровнями власти и управления в области  обеспечения социальными услугами лиц пожилого возраста сегодня должным образом не разграничены. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут самостоятельно решать те или иные вопросы, которые  являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Вопросы местного значения, касающиеся организации обеспечения  гарантированными социальными услугами лиц пожилого возраста, должны стать  функцией органов местного самоуправления. Соответствующая деятельность должна  осуществляться за счет консолидированного бюджета, в том числе средств местных бюджетов, формируемых из четко определенных источников. 

Следует учитывать, что  предоставление социальных услуг касается как  граждан России, так и лиц, не имеющих ее гражданства, а потому совершенствование действующего законодательства должно отражать интересы всех категорий пожилых получателей услуг. Система предоставления услуг также должна включать необходимый набор регуляторов и механизмов обеспечения услугами различных категорий получателей14.

Включение вопросов местного значения по рассматриваемой проблеме в экономические и организационные  основы деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ) путем законодательной  регламентации предопределяет необходимость правового разграничения компетенции между городским округом, муниципальным районом и поселениями, территориально входящими в состав района. Представляется, что такое разграничение можно провести по территориальному принципу, обозначив набор обязательных типовых учреждений, оказывающих формализованные, соответствующие установленным стандартам услуги пожилым людям.

В этом свете можно  предложить:

к вопросам местного значения поселения отнести  обеспечение социальными услугами лиц пожилого возраста за счет развития системы предоставления таких услуг в границах населенных пунктов поселения;

к вопросам местного значения муниципального района – в границах муниципального района;

к вопросам местного значения городского округа – в границах городского округа.

Неисполнение ОМСУ своих  функций по инфраструктурному обеспечению  соответствующими услугами пожилого населения  обязывает ОМСУ покупать для своих  жителей такие услуги, в том  числе для оказания услуг на дому и в стационарных учреждениях.

Внесение предлагаемых изменений в законодательные акты, регулирующие оказание данных социальных услуг, позволит возложить обязанность по комплексному решению вопросов развития системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста  в границах муниципалитета на органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов и в рамках предусмотренных полномочий. А иные услуги должны быть  обеспечены организационными усилиями со стороны ОМСУ при наличии финансового обеспечения, ответственность за которое несут иные субъекты15.

Такой шаг позволит  в определенном смысле унифицировать и разграничить полномочия органов местного самоуправления относительно регионального и федерального уровней.

 

 

Заключение

 

Уровень цивилизованности общества ставится в  прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.

Рассматриваемые в курсовой работе проблемы лиц  пожилого возраста и инвалидов требуют  незамедлительного решения.

Число пожилых людей увеличивается  каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.

Создание  системы социальных услуг, соответствующей  потребностям населения - одна из важнейших  задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

Старение  населения России, приблизившееся к  критическому рубежу, вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения их социальной защищенности в период реформирования экономики.

Результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.

По итогам написанной работы можно сделать следующие  основные выводы:

1. Социальная  защита  населения должна быть одним  из главных направлений  государственной  политики.

2. Необходимо  продолжать  работу по совершенствованию  законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

3. Социальная  наука  должна более активно  заниматься  прогнозированием и разработкой  на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

4. Эффективную  систему  социального обслуживания  нельзя  создать без соответствующего  материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

5. Финансирование  центров  социального обслуживания,  как  государственных учреждений, нацеленных  на защиту населения, должно  быть гарантированным и производиться за счет бюджета.

6. Внедрение новых  эффективных методов социальной  работы с пожилыми позволит  сделать социальное обслуживание  более доступным для каждого   нуждающегося. Для развития  сети  учреждений и оказания  более  эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.

 

Список литературы

 

  1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования: учеб. М., 2008. 303 с.
  2. Вахитова Д. В., Токарева Г. Ф. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан // Сборники конференций НИЦ "Социосфера". 2011. № 38. С. 64-65.
  3. Григорьева И.А. Социальное обслуживание пожилых и развитие сообществ: применим ли западный опыт в России? // Отечественные записки. 2010. №3. С. 8-11.
  4. Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской федерации: // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 1. С. 12-17.
  5. Комлева Е.Б. Проблемы социального обслуживания пожилого населения: социологический аспект // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 122-124.
  6. Краснова О.В. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость // Отечественные записки. 2011. №3. С. 12-14.
  7. Краснова О.В., Малофеев И.В. Проблема потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 14-20.
  8. Морозова Н.И. Инновационный подход к социальному обслуживанию пожилых людей // Фундаментальные исследования. 2010.              № 5. С. 68-69.
  9. Павленок П. Д. Основы социальной работы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 164 с.
  10. Сафарова Г.Л. Демографические аспекты старения населения в России // Отечественные записки. 2010. № 5. С. 18-22.

1 Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской федерации: // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 1. С. 12-17.

2 Павленок П. Д. Основы социальной работы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 164 с.

3 Вахитова Д. В., Токарева Г. Ф. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан // Сборники конференций НИЦ "Социосфера". 2011. № 38. С. 64-65.

4 Комлева Е.Б. Проблемы социального обслуживания пожилого населения: социологический аспект // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 122-124.

5 Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования: учеб. М., 2008. 303 с.

6 Сафарова Г.Л. Демографические аспекты старения населения в России // Отечественные записки. 2010.               № 5. С. 18-22.

7 Григорьева И.А. Социальное обслуживание пожилых и развитие сообществ: применим ли западный опыт в России? // Отечественные записки. 2010. №3. С. 8-11.

8 Краснова О.В., Малофеев И.В. Проблема потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия:

9 Морозова Н.И. Инновационный подход к социальному обслуживанию пожилых людей // Фундаментальные исследования. 2010. № 5. С. 68-69.

10 Вахитова Д. В., Токарева Г. Ф. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан // Сборники конференций НИЦ "Социосфера". 2011. № 38. С. 64-65.

11 Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской федерации: // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 1. С. 12-17.

12 Краснова О.В., Малофеев И.В. Проблема потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 14-20.

13 Павленок П. Д. Основы социальной работы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 164 с.

14 Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской федерации: // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 1. С. 12-17.

15 Павленок П. Д. Основы социальной работы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 164 с.


Информация о работе Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России