Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России.
Задачи работы:
1. Описать социальное обслуживание как вид социальной работы.
2. Рассмотреть социальные потребности пожилых людей.
3. Охарактеризовать перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста.
Введение 3
1. Социальное обслуживание как вид социальной работы 5
2. Социальные потребности пожилых людей 10
3. Перспективные направления совершенствования управления развитием системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста 15
Заключение 23
Список литературы 25
трансформация ценностных ориентиров, образа жизни и общения в силу изменения социальной активности и дееспособности;
повышение уровня заболеваемости, что приводит к повышению спроса на услуги в системе здравоохранения;
возникновение потребности в постороннем частичном или постоянном уходе;
снижение адаптационных способностей12.
Развитие системы
Залогом успешного развития системы является построение эффективного механизма межведомственной координации путем оптимизации горизонтальных и вертикальных управленческих связей между указанными субъектами, на основе правовой регламентации.
Особенно актуальным является вопрос построения механизма взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку, являясь формами публичной власти, государственные и местные органы власти осуществляют свою деятельность на различных конституционно-правовых платформах.
Построение эффективной системы межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц предполагает участие в разработке оптимизированной управленческой схемы представителей всех уровней исполнительной власти. Учитывая важность вопроса реализации социальных услуг на местном уровне и возросшее в результате реформы количество муниципальных образований, целесообразно использовать такую форму взаимодействия, как заключение соглашений между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и общероссийским объединением муниципальных образований. Подобный опыт взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти успешно апробирован применительно к различным видам деятельности другими министерствами13.
Полномочия между публичными
уровнями власти и управления в области
обеспечения социальными
Вопросы местного значения, касающиеся организации обеспечения гарантированными социальными услугами лиц пожилого возраста, должны стать функцией органов местного самоуправления. Соответствующая деятельность должна осуществляться за счет консолидированного бюджета, в том числе средств местных бюджетов, формируемых из четко определенных источников.
Следует учитывать, что предоставление социальных услуг касается как граждан России, так и лиц, не имеющих ее гражданства, а потому совершенствование действующего законодательства должно отражать интересы всех категорий пожилых получателей услуг. Система предоставления услуг также должна включать необходимый набор регуляторов и механизмов обеспечения услугами различных категорий получателей14.
Включение вопросов местного
значения по рассматриваемой проблеме
в экономические и
В этом свете можно предложить:
к вопросам местного значения поселения отнести обеспечение социальными услугами лиц пожилого возраста за счет развития системы предоставления таких услуг в границах населенных пунктов поселения;
к вопросам местного значения муниципального района – в границах муниципального района;
к вопросам местного значения городского округа – в границах городского округа.
Неисполнение ОМСУ своих функций по инфраструктурному обеспечению соответствующими услугами пожилого населения обязывает ОМСУ покупать для своих жителей такие услуги, в том числе для оказания услуг на дому и в стационарных учреждениях.
Внесение предлагаемых изменений в законодательные акты, регулирующие оказание данных социальных услуг, позволит возложить обязанность по комплексному решению вопросов развития системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в границах муниципалитета на органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов и в рамках предусмотренных полномочий. А иные услуги должны быть обеспечены организационными усилиями со стороны ОМСУ при наличии финансового обеспечения, ответственность за которое несут иные субъекты15.
Такой шаг позволит в определенном смысле унифицировать и разграничить полномочия органов местного самоуправления относительно регионального и федерального уровней.
Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.
Рассматриваемые в курсовой работе проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения.
Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.
Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.
Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу, вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения их социальной защищенности в период реформирования экономики.
Результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.
По итогам написанной работы можно сделать следующие основные выводы:
1. Социальная защита
населения должна быть одним
из главных направлений
2. Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.
3. Социальная наука
должна более активно
4. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.
5. Финансирование центров
социального обслуживания, как
государственных учреждений, нацеленных
на защиту населения, должно
быть гарантированным и произво
6. Внедрение новых
эффективных методов
1 Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской федерации: // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 1. С. 12-17.
2 Павленок П. Д. Основы социальной работы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 164 с.
3 Вахитова Д. В., Токарева Г. Ф. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан // Сборники конференций НИЦ "Социосфера". 2011. № 38. С. 64-65.
4 Комлева Е.Б. Проблемы социального обслуживания пожилого населения: социологический аспект // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 122-124.
5 Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования: учеб. М., 2008. 303 с.
6 Сафарова Г.Л. Демографические аспекты старения населения в России // Отечественные записки. 2010. № 5. С. 18-22.
7 Григорьева И.А. Социальное обслуживание пожилых и развитие сообществ: применим ли западный опыт в России? // Отечественные записки. 2010. №3. С. 8-11.
8 Краснова О.В., Малофеев И.В. Проблема потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия:
9 Морозова Н.И. Инновационный подход к социальному обслуживанию пожилых людей // Фундаментальные исследования. 2010. № 5. С. 68-69.
10 Вахитова Д. В., Токарева Г. Ф. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан // Сборники конференций НИЦ "Социосфера". 2011. № 38. С. 64-65.
11 Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской федерации: // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 1. С. 12-17.
12 Краснова О.В., Малофеев И.В. Проблема потребностей пожилых людей в системе социального обслуживания населения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 14-20.
13 Павленок П. Д. Основы социальной работы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 164 с.
14 Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской федерации: // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 1. С. 12-17.
15 Павленок П. Д. Основы социальной работы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 164 с.