Проблемы семьи в российском обществе. Правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:37, реферат

Краткое описание

В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества1.

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное право (34 стр. курс.).doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

Таким образом, предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными Приказом Минобразования России и Постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц20.

По вопросу предоставления жилья интересно отметить статистику, приведенную на региональном уровне в нашем субъекте. Согласно Закону Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае около 73 тысяч молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья - менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей.

Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь, предусмотренная нашей краевой программой, в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Указанная выше подпрограмма призвана укрепить созданную в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

В подпрограмме определены приоритетные (в порядке значимости) категории для участия:

это молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 19 сентября 2005 года;

молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;

молодые семьи, имеющие одного и(или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств краевого и (или) местного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и(или) органом местного самоуправления. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.

В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство). Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии.

Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 6 месяцев. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.

Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате21.

 

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи

 

Президент России Владимир Путин в своем указе о мерах социальной поддержки многодетных семей постановил Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая малообеспеченные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. С этой целью Правительство в 2001 году одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года направленную на осуществление адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей22.

Учащимся общеобразовательных школ меры социальной поддержки могут быть оказаны в части бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий, кроме такси), обеспечения формой по нормам, установленным администрацией муниципального образования, субъекта. Одной из мер поддержки являются дотации на питание школьников из малообеспеченных семей. Эффективная экономика, налоговые поступления в бюджет дают возможность увеличивать такие дотации и, следовательно, обеспечивать большее количество детей бесплатными школьными обедами. Для студентов предусмотрена социальная стипендия23.

В соответствии с законом Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 в перечень полномочий органов местного самоуправления, переданных государством, передана социальная поддержка неработающих беременных женщин из малообеспеченных семей путем выплаты единовременного социального пособия24.

На региональном уровне определяются размеры и виды оказания социальной помощи, устанавливаются дополнительные условия для получения нуждающимися гражданами социальной помощи исходя из: учета трудового потенциала, учета имущественного потенциала гражданина (домохозяйства).

В рамках целевой программы проводятся также благотворительные городские акции в поддержку малоимущих семей, организуются сборы вещей от населения и раздача их нуждающимся семьям, благотворительные обеды, раздача продуктовых наборов, благотворительные концерты и спектакли, спортивные мероприятия.

Механизм и мероприятия оказания адресной помощи можно рассмотреть на примере программы Ординского муниципального района:

- Порядок предоставления адресной социальной помощи утверждается постановлением главы муниципального района.

- Для решения поставленных задач  в районе создается межведомственная  комиссия по оказанию адресной  социальной помощи населению, которая  является распорядителем бюджетных средств.

Координирует и контролирует реализацию мероприятий Программы первый заместитель главы муниципального района.

- Орган, уполномоченный исполнять  Программу:

а) принимает документы и заявления на оказание соц. помощи от населения;

б) взаимодействует с другими исполнителями Программы;

в) несет ответственность за рациональное и целевое использование выделенных бюджетных средств;

г) информирует о ходе реализации Программы в разрезе постатейного использования средств;

д)представляет отчет об исполнении Программы в Земское Собрание Ординского муниципального района, управление финансов администрации Ординского муниципального района в сроки, установленные для предоставления отчета об исполнении районного бюджета за соответствующий год.

Мероприятия оказания адресной помощи включают денежные суммы для: приобретения одежды, продуктов питания детям, ремонт ветхого жилья, 50% - ная компенсация затрат на получение высшего образования, дорогостоящего лечения (операций, консультаций, обследований) в 100% размере детей и 50% размере взрослым.25

 

 

Вывод по 2 главе

 

Подводя итог проведенной работе ножно указать на необходимость разработки и принятия специального закона "О государственной поддержке семьи", вариант концепции которого подготовлен коллективом Московского государственного социального университета. В нем определяются цели и принципы государственной поддержки семьи, разрабатывается механизм обеспечения такой поддержки, намечаются ее основные направления, среди которых:

1) установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, включающих в себя минимальный объем социальных услуг, предоставляемых семье;

2) обеспечение условий для экономической  самостоятельности семей, стабилизации  материального положения семей, преодоления бедности;

3) обеспечение работников, имеющих  детей, благоприятными условиями  для сочетания трудовой деятельности  с выполнением семейных обязанностей;

4) создание условий для развития  индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства;

5) обеспечение условий для охраны  здоровья, формирования здорового  образа жизни;

6) оказание помощи семье в области  воспитания и образования детей;

7) формирование социальной инфраструктуры  для семей, системы социального  обслуживания семей.

Подготовка такого нормативного акта оправдывается спецификой государственной семейной политики, требующей самого пристального внимания не столько к регулированию брачных отношений, сколько к выполнению семьями своих основных социальных функций, в первую очередь, воспитательной. Этот правовой акт в случае его принятия и последовательной реализации станет основным нормативным источником, регламентирующим социальные вопросы профилактики семейного неблагополучия26.

Важно отметить, что в некоторых субъектах Федерации дополнительно к мерам социальной поддержки, предусмотренным федеральным законодательством, установлены (на уровне субъекта) и меры социальной помощи таким категориям граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей, и др. Нельзя забывать о том, что принятие нормативных актов- это лишь начало, предпосылки социальной работы в семье, основная же работа требует каждодневных действий, всестороннего и полного подхода проблемам каждой семьи, на что выделяются как материальные так и человеческие рсурсы.

 

Заключение

 

 

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в современной России, свидетельствует о необходимости пересмотра существующих взглядов на взаимодействие семьи и государства: насколько значим институт семьи для обеспечения государственных интересов и в какой мере государство может воздействовать на сферу сугубо частных семейных отношений. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.

Перед современной наукой семейного права стоит целый ряд проблем, подход к разрешению которых определяется установлением оптимального соотношения частных и публичных интересов. Анализ современных семейных отношений сквозь призму действующего законодательства и правоприменительной практики дает основания говорить о необходимости изменения предмета и метода семейно-правового регулирования: расширяется круг отношений, связанных с реализацией гражданами своих семейных прав, которые в свою очередь не всегда могут быть регламентированы имеющимся "набором" семейно-правовых средств.

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своем Указе от 14 июня 2007 года постановил провести в 2008 году в Российской Федерации Год семьи. Рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого в РФ Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей27.

 

Список литературы

 

    1. Доклад уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 год». Система КонсультантПлюс, 2007.
    2. Закон Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».
    3. Закон Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан».
    4. Комментарий к Семейному Кодексу / Под ред. Ю.А. Королева М.: Юстицинформ, 2003.
    5. О законодательной регламентации профилактики семейного неблагополучия как криминогенного фактора/ Под ред. А.Э. Побегайло // журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», 2006, № 12.
    6. Основные начала семейного законодательства / Под ред. Б. Гонгало //Семейное и жилищное право, 2006, № 2.
    7. Письмо Минфина РФ № 51, Минсоцзащиты РФ № 1-2359-18 от 29.06.1992г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей».
    8. Письмо ФНС от 05.06.2006 № 04-1-02/298@ «Об уплате НДФЛ».
    9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ».
    10. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996г. № 829 «О приемной семье».
    11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2007г. № 172 «О федеральной целевой программе «дети России» на 2007- 2010 годы».
    12. Постатейный комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинниковой. М.: Статут, 2006.
    13. Право семьи на социальную защиту / Под ред. К.Б. Бароцкой // журнал «Социальное и пенсионное право», 2006, № 3.
    14. Проблемы интереса в семейном праве в Российской Федерации / Под ред. О.Ю. Ильиной. М.: Городец, 2007.
    15. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
    16. Решение Земского Собрания Ординского муниципального района от 04.05.2007 № 33 «Об утверждении адресной помощи населению Ординского муниципального района на 2007 год».
    17. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223- ФЗ.
    18. Совершенствование организационно - экономического механизма социальной защиты населения: автореферат / Под ред. Е.А. Волосниковой. Екатеринбург, 2004.
    19. Социология / Под ред. Н. Смелзера. М.: НОРМА, 1994.
    20. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992г. № 431.
    21. Указ Президента РФ от 14.06.2007г. № 761 «О проведении в Российской Федерации года семьи».
    22. Указ Президента РФ от 14.05.1996г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».
    23. ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
    24. ФЗ от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
    25. http://www.orinfo.ru/search/archive/date/?dt=10022005&id=5362

Информация о работе Проблемы семьи в российском обществе. Правовой аспект