Проблемы современной семьи и семейной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Однако в новейшей истории России был период ( который безусловно ещё полностью не преодолен ) тяжелейшего экономического и политического кризиса , резко обостривший и в том числе и проблемы семьи . У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций . Эти негативные тенденции , связанные с семьёй как с социальным институтом , проявились и во многом продолжают проявляться в снижении роли репродуктивной функции семьи , снижении потребности в детях ( растёт число малодетных пар , семей с одним ребёнком ) , росте естественной убыли населения из-за превышения смертности над рождаемостью , роста числа неполных семей , роста процента разводов . Сегодня семьи, имеющие детей в среднем находятся на более низкой ступени по уровню реальных доходов . Существенная система льгот , компенсаций , пособий не позволяет сколь- нибудь заметно повысить материальное благосостояние таких семей . Сегодня семьям требуется постоянная , адресная социальная помощь и защита государства .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..
1.Цели и задачи семейной политики………………………………
2.Проблемы современной семьи и семейной политики в России…………...
3.Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………………………………………..
4.Принципы взаимодействия семьи и государства…………………
5.Нормативно- правовая база государственной семейной политики как основа для повышения престижа семьи в современных условиях…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………СПИСОК….ИСПОЛЬЗОВАННОЙ…ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТ. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА---------ГОТОВО.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

5. Нормативно- правовая база государственной семейной политики как основа для повышения престижа семьи в современных условиях .

    В 90-е гг. в деятельности государства по  отношению к семье формируются  некоторые позитивные тенденции.  В обществе осознается необходимость  глобальных решений по укреплению  семьи, осуществления радикальных мер семейной политики. Возросло внимание регионов к проблемам семьи, что нашло отражение в становлении территориальных органов власти, непосредственно занимающихся ее проблемами, осуществлении целевых программ поддержки семьи, проведении анализа ее положения, развитии социального обслуживания. В стране складывается определенный потенциал негосударственных субъектов семейной политики, включая различные общественные, религиозные, коммерческие организации, политические партии и движения. Начался процесс формирования общественных организаций, объединений, деятельность которых отражает интересы семьи. Действуют такие организации, как Российская ассоциация «Планирование семьи», Союз солдатских матерей, Союз многодетных матерей, Фонд помощи детям-инвалидам. Возрастает роль науки в изучении жизнедеятельности семьи, выявлении общих закономерностей и особенностей ее функционирования и развития. Было усилено внимание к проблемам семьи и семейной политики в процессе подготовки и проведения Международного года семьи (1994). Национальный совет совместно с министерствами и ведомствами, неправительственными организациями осуществил комплекс организационных, информационных, научных, других мероприятий, направленных на решение проблем семьи, укрепление семейных ценностей и семейного образа жизни, активизацию конкретной работы по поддержке семей в регионах. Тенденция повышения ответственности государства за семью получила отражение в законодательстве страны. Так, Семейный кодекс РФ, принятый в 1995 г., регулирует сферу брачно-семейных отношений и устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, определяет личные неимущественные и имущественные отношения членов семьи. Принятые государством меры имели целью законодательно закрепить основные социальные гарантии для лиц с несовершеннолетними детьми, трудящихся с семейными обязанностями (пособия на детей, налоговые, пенсионные, другие льготы). В трудовом законодательстве предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, связанные с их трудоустройством и увольнением, улучшением условий труда. Часть этих льгот была распространена на одиноких мужчин, воспитывающих детей. Обоим родителям, имеющим несовершеннолетних детей, уменьшен налогооблагаемый совокупный доход на сумму в размере двух минимальных зарплат на каждого ребенка. В соответствии с пенсионным законодательством женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8 лет, а также матери-инвалиды с детства получили право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при общем стаже не менее 15 лет. Принципиальным сдвигом является рассмотрение семьи в некоторых государственных документах в качестве субъекта права. В частности, такой статус в 1995 г. был придан семьям вынужденных переселенцев (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1278). В 1996 г. правовой статус получили семьи, переселяющиеся в сельскую местность, а также фермерские семьи (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 135). Эта тенденция прослеживается и в жилищном законодательстве. По Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (от 12.01.96 № 9-ФЗ) размер расходов на оплату жилья связан с совокупным доходом семьи на одного человека, причем компенсации (субсидии) предусматриваются, если доход не превышает установленный прожиточный минимум. Кроме того, в Законе Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) «семейное образование» признается одной из форм системы образования. В статье 52 «Права и обязанности родителей» это положение вновь находит подтверждение: родители «имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».Вопросы государственной семейной политики нашли также отражение в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин. По этим направлениям социальной политики приняты пакеты нормативных документов, ряд предусмотренных в них мер адресованы семье и могут быть отнесены к компетенции семейной политики. В этой связи следует выделить такие документы, определяющие политику в отношении детей, как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. №942 «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995 1997 годы», ряд указов Президента Российской Федерации по вопросам президентской федеральной целевой программы «Дети России», в частности, Указ Президента Российской Федерации «О продлении действия президентской программы «Дети России» от 19 февраля 1996 г. №210.Проблема двойной нагрузки работающей женщины-матери нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе до 2000 года». Утвержденный правительством в соответствии с указом развернутый план действий предусматривает, в частности, решение социальных проблем женщин, связанных с совмещением профессиональных и семейных обязанностей. Вместе с тем в стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики, принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Становление идеологии государственной политики в отношении семьи представляет собой неоднозначный и противоречивый процесс, основными вехами которого стали Концепция семейной политики Комитета по делам семьи, семейной и демографической политике (1991), Концепция государственной семейной политики Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи (1993) и Основные направления государственной семейной политики (1996), утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. №712. В этих документах отражены идеология общечеловеческих ценностей, приоритета интересов семьи и личности, созданы условия для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи. Однако сложившиеся предпосылки не были эффективно использованы для формирования семейной политики как направления социальной политики, системы государственной деятельности, развития ее методологических, программных, организационно-управленческих основ. Важным этапом в развитии официальной парадигмы государственной семейной политики стал вышеназванный Указ Президента Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г. №712). Основные направления государственной семейной политики отражают многие острые проблемы жизнедеятельности семьи. Впервые на государственном уровне семейная политика получила государственное определение. Она рассматривается как составная часть социальной политики, система принципов, оценок и мер, нацеленная на «обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи» (ст.8). В настоящее время политика в отношении семьи в России имеет положительную тенденцию. В условиях, когда значительная часть семей всё ещё имеет низкие доходы, приоритетной целью политики стала социальная защита уязвимых категорий населения. На федеральном уровне усилия сосредоточены на материальной поддержке и социальном обслуживании семей. В тоже время необходимо повышать внутренние ресурсы семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития своих членов.

                                                                Заключение

   В целях ослабления  негативных тенденций в развитии  семьи, повышения престижа материнства, отцовства, создания благоприятных условий для самореализации семьи, рождения и воспитания детей, выработки эффективной семейной политики в условиях разграничения полномочий власти и с учетом положительного опыта регионов, усиления взаимодействия между органами власти (законодательной и исполнительной) и структурами гражданского общества при выработке и реализации мер по защите и поддержке семьи  и детей, участники, общественных слушаний я рекомендую:

-развивать нормативную правовую базу,  ориентированную на повышение престижа семьи, материнства, отцовства, создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, развитие семейных форм воспитания детей-сирот;

-рассмотреть возможность увеличение расходной части бюджета на реализацию уже принятых нормативных правовых актов по вопросам семейной политики из дополнительных доходов бюджета на 2007 год и последующие годы;

-поддержать и подключиться к реализации к Комплексной социальной программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Семьи и дети группы риска» и создать единую информационную межведомственную базу данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении;

-обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о создании координирующего органа по вопросам семьи, материнства и детства на уровне Российской Федерации;

-при разработке и принятии регионального бюджета приоритетными направлениями определить расходы на реализацию  национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, развития села в интересах семьи и детей, на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-в дополнение к существующим памятным и знаменательным датам, способствующим повышению престижа семьи и признанию ее как фундаментальной ценности общества принять соответствующие решения об учреждении;

-совместно с общественными объединениями разработать и рассмотреть возможность проведения ежегодного конкурса «Семья года»;

-ввести в практику привлечение общественных организаций к разработке и обсуждению законов и решений, направленных на укрепление материального, физического, нравственного здоровья семьи, женщин, детей;

-обеспечить широкое информирование населения о правах, пособиях, льготах и иных действующих мерах социальной поддержки семей с детьми;

-инициировать разработку мер, направленных  на защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию с внесением необходимых дополнений в Закон Рязанской области «О нравственности»;

-разработать проект Закона, предусматривающий награждение многодетных матерей, достойно воспитывающих 3,4,5 и более детей Почетным знаком «Материнская слава» I, II, III с выплатой единовременной премии награжденным.

 

                                                                 Заключение

  К 2000 году в России  завершён период политических  и экономических преобразований, которой оказал  большое воздействие  и в том числе на институт  семьи. На ближайшую перспективу  для нашей  страны определён  либеральный путь развития, поэтому дальнейшее формирование семейной политики будет осуществляться в контексте принятой модели развития.

  В связи с либеральной  моделью развития России неизбежен  уход от поддержки государством  всех семей (как в СССР) и  переход на адресную помощь (только нуждающимся).

  Время уже показало, что избранный путь развития  имеет хорошие перспективы.  Постепенно  население страны приспосабливается   к условиям рыночной экономики.  С 2001 года фиксируется устойчивое  увеличение реальных доходов  населения  (за вычетом инфляции). Семьи в числе первоочередных приоритетов определяют образование детей; нацелены на жизнеобеспечение семьи на трудовой основе. Имеющий место кризис 90-х годов  в стране способствовал не только негативным влияниям  (вплоть до распада семьи ), но и росту семейных ценностей, укреплению семейных связей. Таким образом происходит модернизация института семьи в новых условиях, выявляется его значительная устойчивость в социальной структуре общества.

   Адекватная современному  периоду развития России семейная политика должна способствовать формированию гармоничной личности, которая будет жить в условиях технологий XXI века.  И здесь необходимо выравнивание через семью стартовых возможностей  детей, защита их интересов, а укрепление экономических и нравственно- культурных основ семьи следует рассматривать как инвестицию в будущее страны.

  Благополучная семья  – это основа деятельности  государства, а благополучие семьи  – это цель деятельности любого  социального государства. Благополучная  семья – это прежде всего полная семья , где  в воспитании детей принимают участие оба родителя.  Ещё, это семья, имеющая 2-3 ребёнка (очень важный показатель).  Наконец, это определённый достаток  и культурно- нравственный уровень. Только благополучная семья имеет возможность обеспечить условия для правильного ( во всех смыслах) развития своих детей, а дети – это то, ради чего и создаётся семья .

  Государственная  политика должна способствовать  возрождению и укреплению семейных  ценностей. Стабильное развитие  России в последние несколько лет показывает, что избранная стратегия в  целом правильна и позволяет надеяться на скорые результаты .

Заключение

   Государственная  семейная политика, объектом которой  является семья, формируется на  основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса. Семья - это структурное базисное образование, своеобразное “ядро” общества, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем и транслятором социального опыта.  Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие. От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.  Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности. Бесспорно, что все эти условия приводят к повышению престижа в семье в современном обществе.

  В конце своей  работы мне бы хотелось привести  слова президента Чувашии Н.В.  Федорова:  «Счастливая семья  – залог жизнеспособности и  стабильности общества. 2003 год в  республике объявлен Годом семьи, которая стала главным объектом внимания руководства Чувашии. В этом году приняты важнейшие социальные программы по развитию села, открытию дополнительных офисов семейного врача, завершению газификации республики. Растет число граждан, получивших социальное жилье и льготные ипотечные кредиты на строительство жилья. Уверен, эти меры по укреплению и улучшению условий жизни сможет ощутить каждая семья Чувашии».

 

Список использованной литературы :

 

  1. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современном России : Учебное пособие .- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2004.
  2. Холостова Е. И. Социальная работа с семьёй : Учебное пособие .- М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К» , 2006.
  3. Феминология . Семьеведение . Под редакцией Л.Т. Шинелевой . М. : Издательство МГСУ «Союз» , 1997.
  4. Зуйкова Е.М. , Ерусланова Р. И.  Феминология и гендерная политика : Учебник .- М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К» , 2007.
  5. Соц. Защита : профессионализм, партнёрство, ответственность : Материалы межрегиональной научно- практической конференции / Под ред. В. В. Андреева и Р.И. Еруслановой .- М .: ИНИОН РАМ РФ , 2005.

 

 

 


Информация о работе Проблемы современной семьи и семейной политики в России