Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:31, реферат
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.
Введение
1. Понятие личности. Личность и общество
2. Сущность процесса социализации личности
3. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности
4. Проблемы формирования личности в процессе социализации
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие личности. Личность и общество
2. Сущность процесса социализации личности
3. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности
4. Проблемы формирования личности в процессе социализации
Заключение
Список литературы
Введение
Личность и общество взаимодействуют
в процессе социализации: общество
передает социально-исторический опыт,
нормы, символы, а личность усваивает
нормы, символы и социально-
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.
Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения.
Российское общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере.
В данной работе я попробую рассмотреть проблему социализации в общем и в российском обществе последнего времени. Мною будут использоваться учебные пособия и материалы исследований из периодической печати.
1.Понятие личности. Личность и общество.
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид «, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Итак, существует
человечество как
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.
Личность как субъект
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие - поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
2. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Социализация– это процесс становления социального «Я».
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.
В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.
На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.[3]
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.
Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.
Чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировачно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков.
Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.
Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.
3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.
Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются.
Термин «девиация» употребляется в социологии в узком и широком значении.
В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют писанным или неписанным нормам. Этим термином чаще всего в социологии обозначают сферу нравственных пороков, отступление от принципов норм, марали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию и преступность.
В узком смысле девинтным поведением называют поведение, отклоняющееся от культурных неписанных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных законодательных норм называется деликветным поведением.
Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе.
Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие – одобряются. Например, в советском обществе спекуляция была наказуема, в современной России – благое дело.
Деликветное поведение абсолютно, поскольку существуют однозначно установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.
К основным формам отклоняющегося поведения принято относить пьянство, наркоманию, проституцию и т.д. Возрастание девиантного поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе целостных оснований этого общества, конфликте между личностями и общественными интересами.
Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
Любое общество на определенном этапе развития диктует своим гражданам характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому диктату подвержены дети и молодежь. Их сознание адаптируется согласно общему фону общественной жизни.
Человека можно обмануть один, два раза, но потом он обретает навык отличать правду от лжи. Особенно опасно для общества симптоматическое раздвоение личности. На психологическом уровне – это инфекционное заболевание, которое трудно поддается лечению.
Прививая личности зачатки правовой
культуры, не следует забывать что динамика
ценностных миров включает напряжение
созидательного и бессознательного, рационального
и интуитивного, глубоко проникающего
в суть процессов и поверхностно-
Исследования морального сознания молодежи показывают, что молодые воспринимают жизнь сегодняшней России драматичной. В сознании нарастает скепсис в оценки настоящего и ностальгия по прошлому.
Информация о работе Проблемы формирования личности в процессе социализации