Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:52, реферат
Цель исследования: определить программу социологического исследования по данной проблеме и получить данные о том, какое социальное положение у пожилых людей, как они себя чувствуют в современном обществе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе;
2. Охарактеризовать жизненные изменения в пожилом возрасте;
3. Изучить проблемы пожилых людей в современном обществе;
4. Провести анкетирование и проанализировать полученные данные.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические подходы к проблеме изучения социальных проблем пожилых людей…………………………………………………………… 7
1.1 Особенности отношения к лицам пожилого возраста в современном российском обществе……………………………………………. ….... 7
1.2 Жизненные изменения в пожилом возраста……………………….. 11
1.3 Проблемы пожилых людей в современном обществе……………..18
2. Программа социологического исследования ……………………………….. 25
2.1 Интерпретация и операциональное определение основных
понятий………………………………………………………………… 25
2.2. Анкета …………………………………………………………………. 28
2.3. Методика исследований …………………………………………….. 29
3. Анализ результатов социологического исследования………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 38
Литература……………………………………………………………………...40
Приложение 1…………………………………………………………………. 42
Приложение 2………………………………………………………………….. 43
Приложение 3………………………………………………………………….. 47
Организация Объединённых
Наций (ООН) - международная организация,
главной задачей которой являет
Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.
Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы.
Социальное положение - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.
Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём дискурс их восприятия и представления со временем меняется.
Старость - возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма, старость - результат динамического процесса - старения.
Счастливая старость - это особо благоприятная форма старения, удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это форма благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом.
2.2. Анкета
2.3. Методика исследования
1. Определение выборочной совокупности: методом случайного отбора были отобраны 4 разных района города Астрахани: Ленинский, Советский, Кировский, Трусовский из которых были выбраны 25 пожилых людей (в возрасте от 60-ти до 76 лет), обратившихся за социальной помощью в «Комплексные центры социального обслуживания населения г. Астрахани».
2. Генеральная совокупность:
Районы города Астрахань
Общее число жителей (тысяч человек)
Ленинский |
Советский |
Кировский |
Трусовский |
Итого |
10 600 |
6 781 |
16 616 |
9 785 |
43 782 |
Генеральная совокупность составила 43782 тыс. человек (N= 43 782)
3. Методикой опроса было проведено анкетирование.
4. Проведение анкетирования пожилых людей для выяснения проблем у данной категории людей в современном обществе посредством гнездовой выборки, методом отбора групп опрашиваемых путем сплошного опроса.
5. Анализ статистических данных по теме "Социальное положение людей пожилого возраста в обществе"
4. Обработка первичной социологической информации осуществлялась с помощью методов сравнительного анализа, группировки переменных, методов математической статистики.
Первый этап - этап знакомства и создания мотивации для участия в анкетировании. Проводилась беседа с целью установления контакта и выяснения самочувствия, настроения.
В ходе проводимых нами бесед не все пожилые люди были "открыты" для общения, проявляли настороженность к не вполне понятной для них процедуре анкетного опроса.
Второй этап - собственно само выявление социальных проблем и необходимости социальной поддержки людей пожилого и старческого возраста. На вопросы анкеты пожилые отвечали не сразу, требовалось время для обдумывания. Время для ответов на вопросы предполагалось от 15 до 30 минут, но в некоторых случаях времени требовалось намного больше, т.к. некоторые вопросы приходилось более детально разъяснять.
К исследованию респонденты отнеслись адекватно, им было приятно, что ими кто-то интересуется, что они кому-то нужны. Пожилые люди были довольны, что участвуют в интересном деле и могут чем-то помочь в этом исследовании, т.е. был сформирован позитивный настрой. Активное участие пожилых людей выражалось в доброжелательной обстановке и желании продолжить эти встречи.
3. Анализ результатов социологического исследования
Среди наших респондентов преобладают пожилые люди в возрасте от 66 до 70 лет – 14 человек (см. рис.1).
Рис.1. Возрастная характеристика респондентов
Отмечается преобладание разведенных людей и состоящих в повторном браке (рис 2).
Семейный статус несколько формальная характеристика. Бывают случаи, когда люди официально состоят в браке, но вместе не живут, и наоборот, те, кто не имеет своей семьи живут с родственниками. Характеристика одинокости проживания дает более объективную информацию – более половины респондентов живут в полном одиночестве (рис.3).
Рис.2. Характеристика семейного положения пожилых людей
Рис 3. Характеристика одинокости проживания
Первое место среди проблем пожилых людей принадлежит одиночеству, при этом необходимо отметить, что об одиночестве говорили не только одиноко живущие люди, но и те, кто проживает не один. Кроме того, пожилые мужчины обращаются с этой проблемой чаще женщин. Пожилых людей так же больше беспокоит неуверенность в завтрашнем дне. Женщины больше обращаются по проблемам детей и внуков, тем самым неосознанно стремясь к подтверждению собственной нужности и значимости в глазах окружающих, и по проблемам в собственной семье, желая восстановить былое равновесие в отношениях, стремятся найти поддержку у консультантов. Довольно частыми у этой возрастной категории являются переживания по поводу смерти близких людей, супругов (см. табл.1).
Таблица 1. Проблемы пожилых людей
№ |
Проблемы пожилых людей |
Кол-во человек | |
мужчины |
женщины | ||
1 |
Одиночество |
5 |
3 |
2 |
Неуверенность в завтрашнем дне |
2 |
5 |
3 |
Переживание по поводу потери (смерть близких людей) |
2 |
1 |
4 |
Проблемы социальной адаптации (сокращение на работе, низкий материальный уровень и другие) |
1 |
- |
5 |
Семейные проблемы (конфликты с детьми, супругами, соседями, родственниками; отсутствие взаимопонимания) |
- |
6 |
Свое материальное положение пожилые люди преимущественно оценивают как среднее и не стабильное (см. рис.4). Лишь один человек их наших респондентов отрицательно оценил свое материальное положение.
Рис.4. Оценка своего материального положения пожилыми людьми
Только 6 человек из 25-ти получают регулярную помощь от детей, и 20 человек помогают так или иначе своим детям.
Большинство пожилых людей ответили, что редко общаются с друзьями и коллегами (рис.5).
Рис.5. Характеристика общения пожилых
Информацию о событиях в стране и в мире предпочитают получать через газеты, радио и телевизор (рис.6).
Рис.6. Характеристика источников информации пожилых людей
Большинство пожилых отмечают недостаточность общения (рис. 7).
Рис.7. Характеристика удовлетворенностью общением пожилых людей
На вопрос о том, кто может помочь решить их проблемы, большинство пожилых отвечают – социальные службы (13 чел), ждут поддержки от государства четверо, остальные ищут поддержки у семьи и друзей (рис.8).
Рис.8. Мнение пожилых об источнике помощи в решении их проблем
Большинство пожилых людей ответили, что довольны социальным обслуживанием. На вопрос, какими качествами должен обладать идеальный социальный работник, пожилые люди выделяют такие качества как понимание, великодушие и сострадание (рис.9).
Рис.9 Качества идеального социального работника
Более двух третей респондентов отмечают, что им не хватает заботы и внимания детей и близких людей (рис.10).
Рис.10. Характеристика потребности в заботе и внимании
Итак, подводя итог проведенного нами социологического опроса, выделим главное.
Заключение
Установлено, что период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60 - 65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.
Старость – явление в большей степени социального, чем физического порядка, психологически развитие продолжается и в старости.
Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным “вымыванием” возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимости социальной поддержки старости.
Как правило, старики не строят долгосрочных планов – это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Большее значение для них имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.
Итак, в течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств. Уменьшение жизненной энергии влечет за собой обеднение эмоциональной жизни. Наряду с процессами старения в организме человека развиваются приспособительные механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости.