Программы развития и оптимизации системы социального обслуживания молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, ощущается дефицит федерального бюджета, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения системы социального обслуживания молодежи в современной России…………..5
Характеристика системы социального обслуживания молодежи………………………………………………………………………5
1.2 Направления функционирования системы социального обслуживания молодежи…………………………………………………..….7
Глава 2. Формирование программ обеспечения деятельности учреждений системы социального обслуживания молодежи в современной России……………………………………………………………12
2.1 Программы развития работы с молодежью в социальных учреждениях субъектов РФ……………………………….………………...12
2.2 Региональный опыт по оптимизации социальной работы с молодежью на примере Орловской области……………………………..18
Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсачччч1.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения системы социального обслуживания молодежи в современной России…………..5

    1. Характеристика системы социального обслуживания молодежи………………………………………………………………………5

1.2 Направления функционирования системы социального обслуживания молодежи…………………………………………………..….7

Глава 2. Формирование программ обеспечения деятельности учреждений системы социального обслуживания молодежи в современной России……………………………………………………………12

2.1 Программы развития работы с молодежью в социальных учреждениях субъектов РФ……………………………….………………...12

2.2 Региональный опыт по оптимизации социальной работы с молодежью на примере Орловской области……………………………..18

Заключение……………………………………………………………..24

Библиографический список……………………………………….…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсового  исследования обусловлена тем, что современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, ощущается дефицит федерального бюджета, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует  от государства и неправительственных  организаций, общественных объединений  принятия адекватных мер прежде всего  в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения  социальной безопасности. В настоящее  время остается неудовлетворительным социальное положение большей части  молодежи в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют: ухудшающаяся демографическая  ситуация, высокая смертность в молодом  возрасте, неблагоприятные характеристики состояния здоровья, проблемы в получении  образования, отсутствие у значительной части молодых семей нормальных условий для жизни и осуществления  репродуктивных функций, сохранение высокого уровня преступности в молодежной среде, увеличение числа молодых граждан, живущих за чертой бедности1.

Социальное обслуживание молодежи, как одно из эффективных  средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий  подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим  фактором и базовым условием успешного  экономического и политического  реформирования общества. Этот специфический  вид социального обслуживания влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения  россиян.

В связи с этим молодежная политика, социальное обслуживание и  социальная защита молодого поколения  должны стать одними из главных приоритетов  государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование  социальных служб для молодого поколения  одной из основных задач российского  государства.

Объектом курсовой работы являются программы развития и оптимизации системы социального обслуживания молодежи в современной России.

Предметом курсового исследования является специфика разработки и реализации программ социального обслуживания молодежи в регионе.

Целью курсовой работы является анализ развития и формирования программ обеспечения деятельности управления социального обслуживания молодежи. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    • дать характеристику системы социального обслуживания молодежи;
    • изучить направления функционирования системы социального обслуживания молодежи;
    • рассмотреть программы работы с молодежью в социальных учреждениях субъектов РФ;
    • проанализировать региональный опыт социальной работы с молодежью на примере Орловской области.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения системы социального обслуживания молодежи в современной России.

    1. Характеристика системы социального обслуживания молодежи.

 

Социальное обслуживание – это предоставление различных  услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную  ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).

Прежде чем говорить о  социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки  этой группы населения. Современные  ученые считают, что возрастные границы  периода молодости условны, их можно определить интервалом от 14 лет до 30 лет.

К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны2.

Естественное изменение  численности населения обусловлено  главным образом постоянным снижением  числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.

Главной причиной ухудшения  здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и  его последствия – некачественное питание, сокращение числа оздоровительных  учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах  и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены  работать не по специальности. Среди  официально зарегистрированных безработных  доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как  социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями  адаптации к современным социально-экономическим  условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.

Об остроте социального  положения молодого поколения в  российском обществе говорят и явления  социальной патологии в молодежной среде. Невольно встает вопрос о системе  социальной защиты, направленной на обеспечение  правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии  без нее обходиться, живет за чертой бедности.

Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью  учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а  именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных  слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб3.

Основные принципы социального  обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым  людям и инвалидам, находящимся  в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.

Таким образом, закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.

 

1.2 Направления функционирования системы социального обслуживания молодежи.

 

Социальные службы могут  быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной  системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» относятся:

• государственные предприятия  и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов  по делам молодежи;

• государственные предприятия  и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов  Российской Федерации и находящиеся  в ведении органов государственной  власти субъектов Российской Федерации;

• муниципальные учреждения, находящиеся в собственности  и в ведении органов местного самоуправления.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают  психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют  в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и  молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и  развивают кадровый потенциал.

К учреждениям органов  по делам молодежи можно отнести:

– комплексный центр социального обслуживания молодежи;

– центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

– социальный центр молодежи;

– центр социальной поддержки молодежи;

– центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

– молодежный центр планирования семьи;

– центр правовой помощи молодежи;

– центр информации для молодежи;

– подростково-молодежный клуб;

– военно-патриотический клуб

– социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

– центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Одним из принципов государственной  молодежной политики, согласно постановлению  Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090–1 «Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации», является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Социальные службы для  молодежи предоставляют следующие  виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Непосредственно реализацией  данных социальных услуг занимается специалист по работе с молодежью, а  именно:

1) выявляет молодые семьи,  отдельных молодых людей, нуждающихся  в различных видах и формах  социальной поддержки, и осуществляет  их патронаж;

2) устанавливает причины  возникающих у воспитанников  трудностей, в том числе по  месту жительства, работы и учебы,  а также определяет характер  и объем необходимой им социальной  помощи;

3) осуществляет социально-психологическую  реабилитацию воспитанников, страдающих  алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся  сексуальному насилию;

4) ведет работу с молодыми  семьями, имеющими неблагоприятные  социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

5) выявляет бывших воспитанников  детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся  без их попечения, несовершеннолетних  матерей, нуждающихся в трудоустройстве  или другой помощи;

Информация о работе Программы развития и оптимизации системы социального обслуживания молодежи в современной России