Происхождение и развитие человека. Тайна нашего происхождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:22, статья

Краткое описание

Возникновение человека - это чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а ее возникновение не меньшее чудо. Для этого должны были совпасть десятки факторов: чтобы наша солнечная система находилась на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном месте; чтобы оптимальным были расстояние от Земли до Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно) и объем планеты (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая и ядовитая), и т.д.
До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю из космоса или возникла на самой планете химическим путем. Но и возникнув, жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибков или плесени. Во вселенной, по-видимому, нет какого-то однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот - Вселенная стремится из состояния упорядоченности к хаосу, от сложного - к более простому.

Вложенные файлы: 1 файл

пр. раб. 1.docx

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Происхождение и  развитие человека. Тайна нашего происхождения

Возникновение человека - это  чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а ее возникновение не меньшее  чудо. Для этого должны были совпасть десятки факторов: чтобы наша солнечная система находилась на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном месте; чтобы оптимальным были расстояние от Земли до Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно) и объем планеты (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая и ядовитая), и т.д.

До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю  из космоса или возникла на самой  планете химическим путем. Но и возникнув, жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибков  или плесени. Во вселенной, по-видимому, нет какого-то однонаправленного  развития в сторону усложнения, скорее наоборот - Вселенная стремится из состояния упорядоченности к хаосу, от сложного - к более простому.

То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой  мутацией. Природа наобум пробовала  десятки вариантов: питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинджантропы, родезийские люди и, наверное, множество других неизвестных нам видов. И вот возник вид человекообразных обезьян - кроманьонцы, у которых был чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространятся по Земле. А могли бы и не выжить, поскольку у них были мощные противники - например, неандертальцы. Есть гипотиза, что "снежные люди" - это последнии выжевшие неандертальцы, до сих пор не знающие огня и прекрасно приспособленные к природе.

А человек сегодняшний, homo sapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить, чтобы человек мог рождаться совершенно готовым к жизни (как жеребенок или теленок через нескольео часов после рождения могут самостоятельно передвигаться, питаться и т.д.)., человек должен был бы проводить в утробе матери 21 месяц. То есть мы все рождаемся как бы недоношенными. Ребенок человека не может жить самостоятельно долгие годы, ни одно животное не может позволить себе такой роскоши - до десяти - пятнадцати лет кормить и обучать собственное дитя.

Но эта неприспособленность  обернулась необычайным преимуществом  для человека. Человеческий ребенок, в отличие от животного, рождается  с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложенно наследственно - кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребенок формируется не во чреве матери, а здесь, в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки мира.

Любое животное, любое неразумное существо не может чего-то не делать, в нем все или почти все  жестко запрограммировано природой. Ласточка не может не летать и не кормить своих птенцов, она делает по двести вылетов в день и, даже если птенцы вдруг погибнут, она  всеровно будет носить червяков, пока не распадется инстинктивная связь действий. А человек может вообще ничего не делать. "Вот сейчас лягу и буду лежать, пока не помру", - может сказать он. И ляжет, и помрет, если захочет.

Поскольку человек рождается  с открытой программой, из него можно  вылепить все что угодно, в его  наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков - будет волком (Маугли), среди обезьян - обезьяной, а среди людей, - если повезет, может стать человеком. Правда, те, кто с первых дней рос среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся, потому что человеческий мозг с первых часов жизни формируется под влиянием человеческого окружения.

Как человек стал человеком?

Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд, человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудие труда, и производство - его главное отличие  от животных.

Однако сейчас это положение  представляется неверным: примитивные  каменные орудия - топоры, дубины - просуществовали миллион лет, не подвергаясь существенным изменениям, за это время не было никакого усовершенствования техники обтесывание камней, а значит, и заметного развития человека. Животные преуспели здесь значительно больше, оказались более искусными строителями и изобретателями. Плотины бобров, геометрические формы пчелиных сот свидетельствуют о том, что технические навыки животных развивались успешно. Если бы технического умения было достаточно для определения уровня развития интеллекта, то, по замечанию американского философа Л.Мамфорда, Homo sapiens большую часть своего существования на Земле мог бы рассматриваться как безнадежный неудачник.

Благодаря чрезмерно развитому  и постоянно активному мозгу  человек обладал большей умственной энергией, чем требовалось для  выживания на чисто животном уровне. И он должен был давать выход этой энергии не только при добывании  пищи и размножении, но и в производстве очень странных вещей: наскальных рисунков, культовых вещей (тотемных столбов, молитвенных дощечек и т.д). " Культурная работа" занимала более важное место, чем утилитарный ручной труд.

Далеко не всегда при раскопках  древних стоянок человека археологи  находили орудия труд, но почти всегда - предметы религиозного культа или  примитивного искусства. Человек оказался не столько животным, производящим орудия труда, сколько животным, производящим символы, - символическим животным. Например, первобытная семья, перед  тем как идти на охоту, совершала  ритуальные действия (может быть, три  раза обегала вокруг тотемного столба и пять раз приседала). Считалось, что после этого охота будет  удачной. Если бы животное могло думать, оно сочло бы, что люди ведут  себя подобно сумасшедшим. Но с точки  зрения человека, это было важнейшее  символическое действо, которым  люди вводили себя в особое состояние, творили себе невидимых, символических  покровителей - то есть совершали чисто  человеческие действия, развивали свою специфическую человеческую природу.

Так, у некоторых народов сохранился древнейший обряд похорон, когда  на них приглашаются плакальщицы: эти  люди ведут себя артистически (они  и есть артисты) - рвут на себе волосы, бьются головой о гроб, жалобно  кричат, хотя на самом деле никаких  чувств к покойнику не испытывают, их наняли разыграть действо. Дело в том, что этот "спектакль" имеет огромный символический смысл - дети после такой встряски уже никогда не забудут своих умерших родителей. Этот ритуал способствовал образованию и закреплению памяти, потому что забывать естественно, а помнить - искусственно. Как вы помните, человек - существо искусственное, он не рождается природой, он сам себя рождает, творит.

Особенно быстро развитие человека пошло с возникновением языка - теперь производство "культурных" предметов  намного обогнало созданий орудий труда  и в свою очередь способствовало быстрому развитию техники. Расширяющая  границы жизни культурная "работа" заняла более важное положение, чем  утилитарный ручной труд. До этого  ничего уникального в технической  деятельности человека не было, не было ничего спецефически человеческого в его орудиях труда. Главным орудием, потрясающим и великолепным, было тело человека. Удивительно пластичное, приспособленное к любому виду деятельности, управляемое разумом, оно могло создавать гораздо более важные и сложные вещи, чем примитивные топоры и деревянные колья.

Даже рука, полагал Л.Мамфорд, была не прсто мозолистым орудием: она ласкала тело возлюбленного, прижимала ребенка к груди, делала важные жесты и выражала в упорядоченном танце или в ритуале не выразимые иным образом чувства жизни или смерти, воспоминания о прошлом или предвосхищение будущего.

Любая культурная деятельность человека, любое производство орудий были направлены не столько на подчинение окружающей среды, на увеличение добычи пищи, сколько  на укрощение самого себя. Она была направлена на поиски того, куда бы направить  громадную внутреннюю энергию, суперорганические (сверхприродные) потенциальные возможности. Когда человеку ничто не угрожало, его расточительная, гиперактивная нервная организация, часто неуправляемая, служила скорее припятсвием, чем помощью создания символической культуры был более существенным достижением человека, чем контроль над внешней средой.

Пока человек не сделал ничего из себя самого, он мало что мог изменить в окружающем его мире. Борьба за существование не полностью завладела  энергией и жизнеспособностью первобытного человека и не отвлекала его от более насущной потребности: внести порядок и значение в каждую часть  своей жизни. В этой, более значительной борьбе решающую роль играли ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и более всего - дискурсивный язык.

Для чего живет человек?

У человека есть две жизни: она, в  которой мы живем подобно заведенным автоматам, приспосабливаясь к окружающему  миру и обществу; и вторая, в которую  мы впадаем в редкие минуты, когда  творим, когда любим, когда делаем добро. С точки зрения философии, это есть истинная жизнь - здесь мы радуемся, волнуемся, глубоко переживаем, здесь мы живем полностью в  бодрствующем состоянии. Однако все эти вещи: добро, любовь, красота, ум, совесть, честь - являются сверхъестественными, потому что не имеют никаких естественных причин.

Нельзя спросить человека, почему он сделал добро (ибо если есть причина, то нет доброго поступка: "я  спас человека, потому что он богатый  и меня отблагодарит"), нельзя спросить о том, почему он любит другого  человека (если есть причина, то нет  любви: "я люблю ее, потому что  она красивая" - но ведь есть тысячи более красивых.)

Добро, как и любовь, не нуждается  в объяснении. А зло нуждается  в объяснении, любой наш нехороший  поступок надо объяснять и оправдывать. Мы всегда ищем причины только для  бесчестия, для измены, для зла. Но если злые поступки мы часто совершаем  автоматически (так же, как автоматически  в голову приходит только глупость, а чтобы пришла умная мысль, нужно  сильно постараться), то добро, честь, любовь, ум сами по себе не случаются, не совершаются  в автоматическом режиме.

Как писал замечательный и оригинальный философ 1960-1980-х годов М.К. Мамардашвили, все эти вещи живут в той мере, в какой возобновляются человеческим усилием, живут только на волне этого усилия. Вообще ничто человеческое не может прибывать само по себе, но должно постоянно возобновляться. Даже закон - его нельзя установить, а потом забыть про него и полагать, что он может существовать. На самом деле существование закона целиком покоится на существовании достаточно большого количества людей, которые его понимают и нуждаются в нем как необъемлемом элементе своего существования. Никакой свободы не будет, если нет людей, которым свобода нужна и которые готовы за нее драться.

М.К. Мамардашвили (1930-1990 гг.) - российский Сократ. Очень не любил писать, при жизни выпустил только три книги. Постоянно выступал с циклами лекций по философии в МГУ, во ВГИКе, в Институте психологии. На них в 1960-1980-х годах сходилась вся интеллектуальная Москва. Он читал спокойно и деловито, попыхивая трубкой. Все, что он говорил, записывалось на пленку, перепечатывалось, ходило по рукам. От лекций Мамардашвили и от самого его облика весело подлинной философской мудростью.

Он выступал во многих университетах  мира, причем всегда на языке страны, был знаком со многими выдающимися мыслителями Запада. Никогда не боялся говорить о том, что думает, и был образцом чесности и искренности в мышлении. Умер в московском аэропорту.

В настоящее время готовится  объемное собрание его сочинений, выпущены отдельные его работы - "Картезианские  размышления", "Лекции о Прусте", "Как я понимаю философию".

Сам человек не существует как какая-то данность, как предмет, как стол или  стул; человека вообще нет как чего-то неизменного, постоянного, налично, человек - это стремление быть человеком. Нет стремления - нет человека.

В то же время в человеке, даже пребывающем  в другом, напряженном режиме бытия, - в любви, творчестве - не прекращаются естественные процессы, он продолжает жить в этом мире, заниматься обыденными и повседневными вещами. И в  этом смысле человек, по выражению М. Мамардашвили, распят между двумя мирами. Эта распятость предполагает напряжение: если есть человек, то есть и это напруженное держание в себе двух миров, напруженное усилие держать, будучи природным существом, что-то неприродное, искусственное, покоящееся на весьма хрупких основаниях.

Хрупких потому, что искусственные  основания человека никогда целиком  не реализуются в этом естественном мире - в мире нет в чистом виде не совести, ни добра ни красоты. И тем не менее вся жизнь человека сопряжена с этими основаниями. Но быть абсолютно добрым - бесконечная задача, так же как быть абсолютно мудрым - бесконечная задача. А человек конечен. Ему жизни не хватит на достижение этих совершенств, и тем не менее он к ним стремится. Стремится к тому, на что не хватит жизни, - это и есть человеческое предназначение. Это стремление и есть то, что можно назвать бессмертной душой.

Назначение меня как человека еще  в том , чтобы оставить свой след, чтобы мои дела и мысли вошли необходимой частью в состав этого мира. А это возможно только в том случае, если я живу свою жизнь. Потому что в мире уже все сказано, все сделано, все написано, в этом мире нет для меня места, остается только повторять то, что уже было, как и делает большенство людей, не выполняя своего предназначения. Жить своей жизнью - значит найти то пустое место, которое оставлено для меня.

Я должен все понять сам, как будто  до меня этого никто не понимал. От того, как я пойму то, что я  увидел или узнал, зависят мои дальнейшие отношения с миром. Понять - значит найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира. Нет знаний вообще, абстрактных знаний, они всегда должны быть кем-то поняты, прогресс знаний в том, что другой понял иначе. Когда я пытаюсь понять, найти свою уникальную позицию, свое место, то я начинаю жить своей жизнью и в тоже время жизнью мира.

Можно сказать, что в этом случае мир сам себя понимает. Это происходит, когда я усиливаюсь мыслить , вырываюсь из замкнутого круга чужих знаний, стереотипов, предрассудков, когда я раздвигаю слипшиеся глыбы мира, чтобы встать на свое место, которое можно занять только своим собственным пониманием. В этом смысле мое понимание - это необходимая составная часть мира.

Информация о работе Происхождение и развитие человека. Тайна нашего происхождения