Профессионально-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лич. кач..docx

— 77.84 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА  И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

     Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

     Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей (трудными подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми людьми и т. д.); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях в работе, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Все это  требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В  специальной литературе чаще всего  отмечают такие качества, как гуманистическая  направленность личности, личная и  социальная ответственность, обостренное  чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства  и уважение достоинства другого  человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

     Личностные качества социальных работников можно подразделить на три группы:

    К первой группе относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию, как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

    Ко второй группе относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

   К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешние данные (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

    Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

    1. Личностные качества социального работника связанные с психическими процессами, состояниями, эмоциональными и волевыми характеристиками.

Данная  группа личных качеств социального  работника одна из наиболее значимых в классификации групп приведенной  выше. Некоторые из этих психологических  оснований являются главными, без  них вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Рассмотрим наиболее важные и значимые психологические процессы.

     Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Представители психологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию — гештальт. Целостность — согласно гештальтпсихологии — это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному

Выделяют  основные особенности восприятия:

      1) целостность и структурность  — восприятие отражает целостный  образ предмета, который, в свою  очередь, складывается на основе  обобщенных знаний об отдельных  свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить  не только отдельные части  ощущений (отдельные ноты), но и  сотканную из этих ощущений  обобщенную структуру (мелодию  целиком);

      2) константность — сохранение определенных  свойств образа предмета, которые  кажутся нам постоянными. Так,  известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет  нам казаться точно такого  же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства, образа приближаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная система корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием окружающего, и создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире;

      3) предметность восприятия — это  акт объективации, т. е. отнесение  сведений, получаемых из внешнего  мира, к этому миру. Существует  определенная система действий, которая обеспечивает субъекту  открытие предметности мира, и  главную роль играет осязание  и движение. Предметность играет  большую роль и в регуляции  поведения. Благодаря этому качеству  мы можем отличить, например, кирпич  от блока взрывчатки, хотя по  виду они будут одинаковы; 

      4) осмысленность. Хотя восприятие  возникает в результате непосредственного  воздействия раздражителя на  рецепторы, перцептивные образы  всегда имеют определенное смысловое  значение. Восприятие связано, таким  образом, с мышлением и речью.  Мы воспринимаем мир через  призму значений. Сознательно воспринять  предмет — это значит мысленно  назвать его и отнести воспринятый  предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его  в слове. Например, когда мы  смотрим на часы, мы видим не  нечто круглое, блестящее и  т. д., мы видим конкретный предмет  — часы. Такое свойство восприятия  называется категоризацией, т. е.  отнесением воспринятого к определенному  классу объектов или явлений.  Особенно ярко эта связь восприятия  с мышлением выступает при  затрудненных условиях восприятия, когда последовательно выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к классу. В других случаях, по Г. Гельмгольцу, «срабатывают» бессознательные умозаключения;

      5) активность. При процессе восприятия  участвуют двигательные компоненты  анализаторов (движения руки при  осязании, движения глаз при зрительном  восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возможность в процессе  восприятия активно перемещать  свое тело;

      6) свойство апперцепции. Перцептивная  система активно «строит» образ  восприятия, избирательно используя  не все, а наиболее информативные  свойства, части, элементы стимула.  При этом используется и информация  из памяти, прошлого опыта, которая  присоединяется к чувственным  данным (апперцепция). В процессе  формирования сам Образ и действия  по его построению постоянно  корректируются через Обратную  связь, идет сравнение образа  с эталонным. 

      Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего  объекта — конкретного человека. В восприятии всегда сказываются  особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким  образом, тесно связано с содержанием  психической жизни человека

      Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений. Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

      В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

      Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии, (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее)

  Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей.

 Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоящем» немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».

Когнитивная психология, рассматривая память и  как функцию, и как процесс  одновременно и пытаясь объяснить  закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный  регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов  организации информации в целях  запоминания, сохранения и воспроизведения  может рассматриваться и как  подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.

Будучи  важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

      1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память  делят на двигательную, эмоциональную,  образную и словесно-логическую;

      2) по характеру целей деятельности  — на непроизвольную и произвольную;

      3) по продолжительности закрепления  и сохранения материала — на  кратковременную, долговременную  и оперативную. 

        Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в профессиональной деятельности человека делает ее продуктивной, организованной и активной.

Внимание — это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний.

Чтобы описать понятие «внимание», психологам потребовались десятилетия экспериментальной  работы и наблюдений. В современной  психологии принято выделять следующие  критерии внимания:

      1) внешние реакции — моторные, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего  восприятия сигнала. К ним относятся  поворот головы, фиксации глаз, мимика  и поза сосредоточения, задержка  дыхания, вегетативные компоненты  ориентировочной реакции; 

Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы