Профессиональный выбор выпускников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество ставит перед молодежью сложные задачи, предъявляет повышенные требования, особенно в профессиональной сфере. По окончании обучения студент должен уметь то, что в последующем потребуется работодателю. Чаще всего бывает, что нужен соискатель с опытом работы. Тогда возникает вопрос, как студент, учащийся на очном отделении, может совмещать работу и учебу, а также преуспевать во всём? Перед Российскими школами поставлена задача подготовки учащегося к высшему учебному заведению, 75% выпускников российских школ устремляются в вузы. И здесь возникает следующий вопрос: перейти с одной специальности на другую, уразумев в конце концов, что поступил «не туда», крайне сложно. Как и поменять — по окончании вуза — место работы: не хватает знаний о смежных профессиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………….............3
Проблема трудоустройства студентов………………………………….....4
Причины работы выпускников Вузов не по специальности....4
Мировой финансовый кризис, как предпосылка к безработице студентов……………………………………………….……….7
Социальная политика государства………………………….9
Методы решения проблем трудоустройства выпускников…………......11
Программы стажировок и практик……………………….…..12
Работа центров трудоустройства в Вузах…………………….16
Проведение презентаций компаний в Вузах и дней карьеры………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..20
Список источников…………………………………………………….....22

Вложенные файлы: 1 файл

Явные и латентные функции 5.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

 

Кафедра социологии, психологии и социального менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

«Социальные процессы»

На тему «Профессиональный выбор выпускников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….............3

  1. Проблема трудоустройства студентов………………………………….....4
      1. Причины работы выпускников Вузов не по специальности....4
      1. Мировой финансовый кризис, как предпосылка к безработице студентов……………………………………………….……….7
      2. Социальная политика государства………………………….9
  1. Методы решения проблем трудоустройства выпускников…………......11
      1. Программы стажировок и практик……………………….…..12
      1. Работа центров трудоустройства в Вузах…………………….16
      2. Проведение презентаций компаний в Вузах и дней карьеры………………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………..20

Список источников…………………………………………………….....22

          Приложение…………………………………………………………….…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное общество ставит перед молодежью сложные задачи, предъявляет повышенные требования, особенно в профессиональной сфере. По окончании обучения студент должен уметь то, что в последующем потребуется работодателю. Чаще всего бывает, что нужен соискатель с опытом работы. Тогда возникает вопрос, как студент, учащийся на очном отделении, может совмещать работу и учебу, а также преуспевать во всём?     Перед Российскими школами поставлена задача подготовки учащегося к высшему учебному заведению, 75% выпускников российских школ устремляются в вузы. И здесь возникает следующий вопрос: перейти с одной специальности на другую, уразумев в конце концов, что поступил «не туда», крайне сложно. Как и поменять — по окончании вуза — место работы: не хватает знаний о смежных профессиях. Система гибкого обучения, предполагающая определенный набор факультативных и обязательных курсов, у нас, в отличие от европейских стран, не развита.

Также возникает вопрос оплаты труда: выпускник, уже являющийся молодым специалистом, хотел бы получать достаточную заработную плату не только из-за собственных мотивов, но и в этом возрасте его заботит собственная семья и стремление обрести самостоятельность.

Проблема: студенчество оказалось в ситуации неопределенности, неуверенности в своем профессиональном будущем, поэтому проблема профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований

Объект исследования: студент выпускник

Предмет исследования: профессиональная ориентация студенчества

Цель исследования: изучение профессионального выбора выпускника высшего учебного заведения

Задачи:

    1. Изучение проблемы выбора жизненного пути и профессионального самоопределения
    2. Изучение проблем трудоустройства студентов
    3. Изучение предпосылок возникновения проблем трудоустройства выпускников
    4. Поиск методов решения проблем трудоустройства выпускников

 

1.Проблема трудоустройства студентов

Общеизвестно, что одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Как отмечают ряд экспертов, в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема в перспективе будет только обостряться. В особой степени это относится к высшей школе. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране около 30% выпускников вузов работают не по специальности. На переподготовку специалистов тратится ежегодно до 250 млрд. рублей.[5]

 

    1. Причины работы выпускников Вузов не по специальности

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы показатель трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска с учетом выпускников, призванных в ряды Вооруженных Сил РФ, должен составлять не менее 74 %. В настоящее время ни в одной форме отчетности (как органов государственной статистики, так и образовательных учреждений) нет показателя, отражающего трудоустройство выпускников по полученной специальности. Такой показатель, установленный в пределах 30-40%, раньше был обозначен в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, но в 2008 году он был исключен.

Низкий уровень трудоустройства выпускников связан с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, с низким качеством подготовки специалистов, несоответствием компетенций выпускников требованиям работодателя, а также с различными социальными факторами.

Исследовательская компания MAR Consult изучила, работают ли люди по профессии, полученной в ходе обучения в вузе. Опрос проводился в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре.

Согласно результатам исследования, мнения жителей крупных городов относительно влияния образования на выбор профессии разделились примерно поровну. При этом по специальности не работают около половины (52%) участников исследования.

Среди наиболее распространенных причин работы не по специальности: низкий уровень заработной платы (29%), низкий спрос на полученную специальность (15%), низкая привлекательность полученной специальности для самого специалиста (9%).

Основные причины работы выпускников вузов не по специальности, выделенные в приведенном выше исследовании, действительно являются одними из наиболее значимых. Наиболее важным является фактор оплаты труда. Многие молодые люди по окончании вуза идут работать не по своей специальности, поскольку их не удовлетворяет размер оплаты труда, предлагаемый работодателями, не обеспечивающий некоторого жизненного минимума, соответствующего приобретенным знаниям и квалификации. Также одним из наиболее значимых факторов является слабая работа центров трудоустройства в вузах, которые зачастую не оказывают какой-либо реальной поддержки в поиске работы по специальности. Еще один фактор, который нельзя сбрасывать со счетов, - последствия мирового финансового кризиса, существенно сократившие число предложений на рынке труда.

Одна из основных причин того, что сегодняшние выпускники вузов часто работают не по специальности, состоит в недостаточно осознанном и точном выборе профессионального направления при поступлении. В ряде случаев, когда абитуриент выбирает специальность, он еще четко не понимает, чего же он действительно хочет, что ему нравится. В процессе обучения происходит осознание, и часто выбор студента уже осуществляется не в пользу профессии. Также многие уходят просто в более «денежные сферы», поняв, что по профессии доход может быть гораздо меньше. К тому же нужно принять во внимание, что иногда по окончании вуза молодой человек работает как бы не по профессии, но все равно использует те знания, которые он получил в вузе. Вуз обязательно должен помогать своим выпускникам в поиске работы по специальности, но только в том случае, если выпускнику действительно требуется такая помощь.

      С заменой плановой экономики на рыночную появились контракты на обучение, в соответствии с которыми ВУЗы получили право брать на обучение столько студентов, сколько им хотелось. Стремительное вливание государства в новые экономические отношения с новой правовой основой привели к тому, что чуть ли не до половины всех специальностей в ВУЗах стали относиться к экономике или юриспруденции. Итогом стало перенасыщение рынка труда юристами, экономистами и бухгалтерами. А также отсутствие квалифицированных специалистов в производственных и наукоёмких отраслях. Не продумано, как работодатель и выпускник будут находить друг друга. Отсутствие этого механизма вызвано условиями рыночной экономики и свободой выбора. Разработчики законопроекта предлагают сделать распределение «добровольным» для студентов. Но тогда, по логике вещей, оно должно быть добровольным и для работодателя. То есть происходило бы некое подобие обоюдных «смотрин», после которого уже решался бы вопрос о дальнейшем трудоустройстве. Представляется, что наличие правового механизма для распределения и последующего трудоустройства должно быть выражено в полноценном федеральном законе. И в нём должны быть учтены интересы всех сторон, участвующих в распределении: выпускника, потенциального работодателя и государства. Ничто не мешает предложить студенту переговорить с потенциальным работодателем на предмет трудоустройства, а уже его право решать свою дальнейшую судьбу. С другой стороны, большинство студентов ближе к завершению обучения уже знают, чем они будут заниматься после получения диплома. Нежелание работать по специальности, вызвано недостатком пропаганды ещё на этапе выбора профессии. И для решения проблемы достаточно дать понять молодому специалисту, что выбор его профессии всегда будет одобрен государством и нужен работодателю в узком плане, а экономике в широком.[4]

 

    1. Мировой финансовый кризис, как предпосылка к безработице             студентов

Одним из последствий мирового экономического кризиса стало повышение уровня безработицы. По данным Международной Организации Труда с 2010 по 20012 количество безработных в мире выросло на 0,3 процентных пункта (11 млн. человек), в развитых странах и Евросоюзе – на 0,7 процентных пункта (3 млн. человек). Исходя из трех сценариев возможного развития событий, в 2014 году эти показатели могут вырасти по отношению к 2012: 
1. В оптимистическом сценарии (для мира в целом) - на 0,1 процентных пункта (8млн. человек);

  1. В базовом сценарии – на 0,5 процентных пунктов (20 млн. человек);
  2. В пессимистическом сценарии – на 1,1 процентных пункта (30 млн. человек).

Наиболее уязвимыми социальными группами на рынке труда остаются женщины, молодые специалисты и иммигранты. В условиях кризиса проблема повышения конкурентоспособности не в последнюю очередь решается предприятиями за счет сокращения расходов на рабочую силу. Уменьшение численности занятых на предприятиях коснулось в первую очередь наименее конкурентоспособных групп населения, одной из которых является молодежь, что серьезно ограничило ее возможности к реализации потенциальных способностей на рынке труда. В свете нынешнего экономического кризиса, ситуация на рынке труда молодых специалистов кажется особенно плачевной в виду слишком малого внимания к проблемам этого рынка даже в более экономически благополучные годы. По данным МОТ, мировые тенденции показывают, что крайне мало сделано в направлении улучшения положения молодых людей на рынке труда, и именно они испытывают несоразмерно большие трудности из-за дефицита достойных карьерных возможностей. С 2000 по 2009 год количество безработных среди молодежи выросло на 8 млн, с 2009 по 2012 – на 3 млн. Следует отметить, что, хотя эта проблема характерна как для развитых, так и для развивающихся стран, для последних она присуща в большей мере.

По данным МОТ, общее число безработных молодых специалистов в мире к концу 2011 года составило 76 миллионов, показатель молодежной безработицы вырос на 0,4 процентных пункта. Показатель отношения уровня безработицы среди взрослого населения к уровню молодежной безработицы не изменился и составил 2.9. Более того, показатель участия молодежи в формировании рабочей силы оставался практически неизменным в течение последних трех лет; в предшествующем периоде наблюдалось уменьшение доли работающих молодых людей, вызванное повышением набора в колледжи и университеты.

Ситуация, складывающаяся на молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда в условиях экономического кризиса, во-вторых, с тем, что у выпускников ВУЗов нет опыта работы, а низкая стартовая зарплата в сочетании с установкой на скорейшее получение высокооплачиваемой должности служит тормозом при их трудоустройстве. Правительство нашего государства осознают остроту проблему молодежной безработицы и направляют огромные финансовые средства на адаптацию молодых работников к рынку труда. Затраты на содействие занятости молодежи осуществляются в первую очередь в целях совершенствования качественного состава рабочей силы и носят в основном долгосрочный характер.[3]

Информация о работе Профессиональный выбор выпускников