Профилактика беспризорности и охрана прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе - безнадзорности и беспризорности.

Содержание

1.Введение
3
2.Профилактика беспризорности несовершеннолетних
4
3.Охрана и способы защиты прав несовершеннолетних
8
4.Заключение
18
5.Список литературы и нормативных актов

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная проблемы соц.раб. с молодежью.docx

— 39.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                      РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. ДЕДОВСКЕ

 

Кафедра социальной работы, психологии и социального права

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Проблемы социальной работы с молодежью»

 

Тема: «Профилактика беспризорности и охрана прав ребенка»

 

 

 

 

Выполнил: студент

5 курса, заочного отделения

направление подготовки «Социальная работа»

Канарейкина Елена Александровна

 

 

Проверил:

к.и.н., доцент

Новиков Роман Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

Дедовск

2014

Содержание

1.Введение

3

2.Профилактика беспризорности несовершеннолетних

4

3.Охрана и способы защиты  прав несовершеннолетних

8

4.Заключение

18

5.Список литературы и  нормативных актов

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации.

Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе - безнадзорности и беспризорности.

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.

Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев.

Не умаляя значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства, аспектов, связанных с воспитанием и образованием. Кроме того, существующая долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения, делала основной уклон в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.

Это привело к тому, что существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.

1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

Ключевыми задачами в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального сиротства в настоящее время является совершенствование действующей на межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию вышеназванной деятельности, а также органов опеки и попечительства; развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения; развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

В 2007 г. федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

В целях совершенствования правового регулирования правозащитных, контрольных и координирующих функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ведется работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». В настоящее время данный проект готовится к рассмотрению во II чтении в Государственной Думе Российской Федерации.

Также ведется работа над проектами Федеральных законов «Об опеке и попечительстве» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», направленных на повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства, сокращение социального сиротства и активизацию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования на федеральном уровне контроля и надзора в сфере образования подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации о Правилах осуществления контроля и надзора в сфере образования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. №116).

24.07.2007 года принят Федеральный  закон «О внесении изменений  в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях» (в части установления административной  ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации  в области образования). Законом, в частности, предусматривается  введение ответственности за  правонарушения, связанные с приемом  граждан в образовательные учреждения  или отчислением (исключением) граждан  из образовательных учреждений, переводом обучающихся из одного  образовательного учреждения в  другое и т.д.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.

Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации принимаются системные меры по развитию современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.

Так, в целях организационно-методического обеспечения деятельности субъектов Российской Федерации в сфере социальной зашиты и социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и в соответствии с пунктом 6 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 02.12.2006, утвержденного Президентом Российской Федерации (от 15.12.2006 N Пр-2174), Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, подготовлены информационно-аналитические материалы из опыта работы субъектов Российской Федерации по вопросам социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний; комплекс мер, включающий мероприятия по профессиональной ориентации и подготовке несовершеннолетних, трудоустройству, решению жилищных вопросов, постинтернатной адаптации и жизнеустройству несовершеннолетних, нормативно-правовому регулированию деятельности регионов по улучшению положения несовершеннолетних.

Вышеуказанные материалы направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе по разработке и реализации региональных программ социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Охрана и способы защиты прав несовершеннолетних

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право  на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право  на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные  связи.

Информация о работе Профилактика беспризорности и охрана прав ребенка