Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:34, реферат
При написании работы обучающийся должен продемонстрировать знания об индивидуальных психологических особенностях пожилого человека, в частности особенностях его познавательной сферы. Также в работе должна быть дана характеристика личностных особенностей обследуемого, которые во многом определяются психическими, познавательными процессами, имеющими ярко выраженный индивидуальный характер.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Работа представляет собой психодиагностическое исследование пожилого человека по определению особенностей таких психических процессов как внимание, память и мышление.
При написании работы обучающийся должен продемонстрировать знания об индивидуальных психологических особенностях пожилого человека, в частности особенностях его познавательной сферы. Также в работе должна быть дана характеристика личностных особенностей обследуемого, которые во многом определяются психическими, познавательными процессами, имеющими ярко выраженный индивидуальный характер.
В заключении делается вывод о том, какой тип протекания старости наблюдается у испытуемого, каковы социальные, биологические и психологические изменения произошли с человеком.
Цель работы: изучить как особенности личности пожилого человека и протекание его старения влияют на особенности познавательной сферы испытуемого.
Требования к оформлению работы
Работа оформляется на листах писчей бумаги формата А4 машинописным способом. Каждый лист нумеруется. При написании работы в программе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифт Time New Roman, размер шрифта 12 Пт, полуторный интервал, стандартные поля (верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см).
Допускается рукописное оформление работы.
Работа должна включать в себя следующие элементы (каждый из которых оформляется с новой страницы):
Титульный лист, который содержит следующие данные:
наименование учебного заведения, название темы («Особенности познавательной сферы пожилого человека»), данные об исполнителе (фамилия, имя, отчество, курс, группа), преподавателе (фамилия, инициалы), место написания и год.
Содержание работы по плану (см. дальше).
Протоколы. Протоколы – это:
Список использованной литературы.
Психологический портрет пожилого человека
При проведении исследования нужно учесть ряд факторов
Оформление протоколов исследования
Каждый диагностический тест оформляется отдельным бланком на странице (протокол №1 – «10 слов», протокол №2 – «Корректурные пробы», протокол №3 – «Пятый лишний»). Также рекомендуется добавить записи сделанные в ходе беседы с испытуемым.
Описание методик проведения исследований
I. Исследование памяти
«10 СЛОВ» (ЛУРИЯ)
Цель: исследование особенностей развития кратковременной и долговременной слуховой памяти.
Ход исследования и инструкции:
Бланк к тесту «10 СЛОВ»
№ пробы |
кот |
мост |
ночь |
окно |
конь |
дом |
игла |
сено |
мед |
лес |
Сумма правильных ответов |
Слова не из списка |
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
Через час |
I I. Методика по определению особенностей внимания
Цель: Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания.
Материалы: Бланк «Корректурной пробы» (буквенный вариант), секундомер, ручка.
Инструкция и ход выполнения:
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: « Вам необходимо в течение пяти минут просматривать буквы слева направо построчно и зачеркивать все буквы «к» чертой слева направо - \ , все буквы «с» чертой справа налево - /, а все буквы «а» обводить в кружок. Начинать работать надо по команде «начали», а когда прозвучит команда «стоп», поставьте вертикальную черту в том месте, где Вы закончили просмотр».
Обработка результатов:
А = S / О.
При оценке результатов необходимо исходить из показателей, которые в норме характеризуют развитие внимания взрослого здорового человека: показатель объема внимания (соответствует количеству просмотренных знаков) – 850 и более знаков за 5 минут работы; показатель концентрации внимания (соответствует количеству допущенных ошибок) – не более 5 ошибок; показатель коэффициента работоспособности – 170 и более .
Также необходимо обратить внимание на характер ошибок: повторяемость (например, только пропуски, либо изменения в зачеркиваниях, либо и то, и другое вместе); места скопления ошибок: встречаются на протяжении всего выполнения работы, либо только или больше в начале работы (что может свидетельствовать о врабатываемости, вхождении в работу, приобретении навыка выполнения данной работы), либо только или больше в конце работы (что может свидетельствовать о вырабатываемости, утомляемости и отвлечении внимания) и т.д.
Всего в бланке – 36 строк. В каждой строке – 30 символов. Всего - 1080 символов
Бланк корректурной пробы.
Зачеркивайте буквы: К С А
НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУ
ЦВХЕИСТЛВКЛШЮЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛ
ЯБЖСНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛН
МЧКЛРТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБВНКАСВИД
ЗГВКЛТКТВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТ
ХДБЮЖЪЛЩГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИ
НОРТЛЗЮХТЭРНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФ
АУМСНКТИЛДЗХБТКВУЗНАЛИДИМРАНКВ
ДШБТСВФХБЭКЛАИСШОВХКОЛБАНОВСПЛ
ОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБГЛКРПРИКОВЛТ
НУДХБСРЛГДКУФСТМНЛНОЛКСВХЕМВА
ИМСКАЛДГТЕВДХДБИТХГКУКЛМНКЕЛЫС
НЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦВХЕИС
ТЛВКЛЩЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖСНАУ
ХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛРТК
СВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТК
ШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛ
ЩГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮ
ХТЭРНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТ
ИЛДЗХБТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФ
ХБЭКЛАИСШОВХКОЛЕАНОВСПЛОЙШРАЛГ
ОСТДИБКПВСБГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБС
РЛГДКУФСТМЛНОЛКСВХЕМВАИМСКАЛДГ
ТЕВДХДБИТХГКУКЛМНКЕЛЫСНЛСАКЕКХ
ЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦВХЕИСТЛВКЛЩЮГ
ГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖСНАУХСРКЛМА
ВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛРТКСВХЕИВ
ЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТКШВЕСНА
ИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩГОШЛО
ГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭРНМ
УНГШЗДЛХОБРМПСХВФАУМСНКТИЛДЗХБ
ТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛА
ИСШОВХКОЛБАНОВСПЛИШРАЛГОСТДИБК
ПВСБГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФ
СТМЛНОЛКСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБ
ЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСХСРКЛМВЗГЛПО
III. Методика по определению особенностей мышления
Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Материалы: Бланк с напечатанными сериями из пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано 5 слов, из которых 4 можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают номер серии, понятие, которое испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные четыре, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Шкала для
обработки и интерпретации
Число баллов |
Характеристика решения задач | |
5 - |
- 5 |
Испытуемый правильно и
|
4 - |
- 4 |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
|
2,5 - |
- 2,5 |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
|
1 - |
- 1 |
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
|
0 - |
- 0 |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
|