Психологический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:34, реферат

Краткое описание

При написании работы обучающийся должен продемонстрировать знания об индивидуальных психологических особенностях пожилого человека, в частности особенностях его познавательной сферы. Также в работе должна быть дана характеристика личностных особенностей обследуемого, которые во многом определяются психическими, познавательными процессами, имеющими ярко выраженный индивидуальный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologichesky_portret_pozhilogo_cheloveka.docx

— 30.86 Кб (Скачать файл)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА  
ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Работа представляет собой психодиагностическое исследование пожилого человека по определению  особенностей таких психических  процессов как внимание, память и  мышление.

При написании работы обучающийся  должен продемонстрировать знания об индивидуальных психологических особенностях пожилого человека, в частности особенностях его познавательной сферы. Также  в работе должна быть дана характеристика личностных особенностей обследуемого, которые во многом определяются психическими, познавательными процессами, имеющими ярко выраженный индивидуальный характер.

В заключении делается вывод о том, какой тип протекания старости наблюдается  у испытуемого, каковы социальные, биологические  и психологические изменения  произошли с человеком.

Цель работы: изучить как особенности личности пожилого человека и протекание его старения влияют на особенности познавательной сферы испытуемого.

Требования к оформлению работы

Работа  оформляется на листах писчей бумаги формата А4 машинописным способом. Каждый лист нумеруется. При написании работы в программе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифт Time New Roman, размер шрифта 12 Пт, полуторный интервал, стандартные поля (верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см).

Допускается  рукописное оформление работы.

Работа  должна включать в себя следующие  элементы (каждый из которых оформляется  с новой страницы):

Титульный лист, который содержит следующие данные:

наименование  учебного заведения, название темы («Особенности познавательной сферы пожилого человека»), данные об исполнителе (фамилия, имя, отчество, курс, группа), преподавателе (фамилия, инициалы), место написания и год.

Содержание работы по плану (см. дальше).

Протоколы. Протоколы – это:

  1. Зафиксированные в свободной форме на любой бумаги в ходе обследования пожилого человека данные о нем, наблюдения за его поведением, вопросы и ответы в ходе беседы и тестирования.
  2. Заполненные в ходе тестирования бланки тестов.

Список  использованной литературы.

Психологический портрет пожилого человека

  1. Данные об испытуемом:
    1. Фамилия Имя Отчество.
    2. Возраст.
    3. Уровень образования.
    4. Социальное положение, уровень социальной активности.
    5. Состояние здоровья, самочувствие на момент обследования (если присутствуют снижение слуха, зрения, а также другие ограничения здоровья, которые могут оказать влияние на результаты обследования,  указать это)
    6. Состав семьи, с кем проживает в одной квартире.
  2. Дата проведения исследования (если исследования проводились в разные дни, указать это), описание обстановки проведения собеседования.
  3. Особенности личности испытуемого:
    1. Краткая история и важнейшие моменты жизни испытуемого.
    2. Основные интересы и увлечения.
    3. Режим дня испытуемого.
    4. Характеристика личности.
  4. Особенности познавательной сферы пожилого человека.
    1. Методика по исследованию памяти:
      1. Название методики.
      2. Цель методики.
      3. Материалы.
      4. Ход исследования и инструкции.
      5. Протокол, бланк.
      6. Результаты.
      7. Анализ результатов.
      8. Вывод.
    2. Методика по исследованию внимания и темпа деятельности
      1. Название методики
      2. Цель методики
      3. Материалы
      4. Ход исследования и инструкции
      5. Протокол, бланк
      6. Результаты
      7. Анализ результатов
      8. Вывод
    3. Методика по мышления.
      1. Название методики
      2. Цель методики
      3. Материалы
      4. Ход исследования и инструкции
      5. Протокол, бланк
      6. Результаты
      7. Анализ результатов
      8. Вывод
  5. Заключение. Опишите, каковы особенности протекания пожилого возраста у данного испытуемого. Сделайте выводы о влиянии жизнедеятельности человека на развитие его познавательной сферы.

 

 

При проведении исследования нужно учесть ряд факторов

  1. Необходимо подготовить пожилого человека к предстоящему исследованию. После приветствия познакомьтесь с пожилым человеком, если эта первая Ваша с ним встреча. Объясните цель Вашего прихода. Как вариант: «Мне интересна жизнь пожилых людей. Я провожу исследование для того, чтобы понять особенности личности и познавательных процессов пожилого человека. Хочу Вас попросить участвовать в этом исследовании. Исследование займет около часа времени. Будет состоять из нескольких небольших тестов и беседы о Вашей жизни. Вас это не затруднит?»
  2. Подготовьте помещение. После знакомства, приветствия и вежливых слов Вы спрашиваете, где бы вы могли поговорить с пожилым человеком, чтобы вам не мешали. В этом помещении также должен быть стол и стулья, за которыми испытуемый сможет выполнять письменное задание, а Вы – фиксировать результаты тестов и делать свои пометки.
  3. Все исследование проводится наедине с пожилым человеком. Присутствие других людей должно быть исключено. В помещении должна быть обеспечена тишина.
  4. После прохода в комнату скажите, что Вы хотели бы начать с теста на память. Даете инструкцию по тесту, спрашиваете все ли понятно и готов ли пожилой человек начинать задание.
  5. Предложите сразу выполнить второй тест на внимание.
  6. Третьим нужно провести тест на мышление.
  7. После выполнения трех тестов проведите беседу с испытуемым об истории и образе его жизни, интересах, о близких людях.
  8. Через час после проведения первого теста попросите вспомнить и перечислить слова, которые пожилой человек учил в начале Вашей встречи.
  9. Прощаясь, поблагодарите за участие в исследовании подчеркните важность результатов тестирования именно этого человека.

Оформление  протоколов исследования

 

Каждый  диагностический тест оформляется отдельным бланком на странице (протокол №1 – «10 слов», протокол №2 – «Корректурные пробы», протокол №3 – «Пятый лишний»). Также рекомендуется добавить записи сделанные в ходе беседы с испытуемым.

 

Описание  методик проведения исследований

I. Исследование памяти

«10 СЛОВ» (ЛУРИЯ)

Цель: исследование особенностей развития кратковременной и долговременной слуховой памяти.

Ход исследования и инструкции:

  1. Приготовить бланк со словами и взять ручку
  2. «Этот тест направлен на изучение памяти. Сейчас я прочитаю Вам 10 слов, Вам нужно будет запомнить как можно больше слов и после того, как я остановлюсь и махну рукой, Вам нужно произнести те слова, которые Вы запомнили».
  3. Читайте слова четко, громко и медленно (приблизительно через каждые 2-3 сек).
  4. Если пожилой человек сразу запомнит 9-10 слов, следующий раз слова читать не нужно. Если названо меньше 9 слов, еще раз прочитайте слова, при этом испытуемый должен назвать и те которые он называл в первый раз и новые, которые он запомнил. Если после 3-х прочтений он запомнил меньше 9 слов, все равно переходите к следующему заданию.
  5. Через час попросите вспомнить слова, которые Вы учили в начале. Здесь Вы не читаете их пожилому человеку, а только отмечаете те, которые он назвал.
  6. Результаты нужно представить в виде графика, где по оси ОХ (горизонтальная ось) обозначены номера проб, а по оси ОУ (вертикальная ось) – сумма названных слов.
  7. В выводе нужно сравнить результаты теста с нормами (6-8 слов) в терминах соответствия возрастной норме (ниже возрастной нормы, соответствует возрастной норме, выше возрастной нормы).

 

Бланк к тесту «10 СЛОВ»

 

№ пробы

кот

мост

ночь

окно

конь

дом

игла

сено

мед

лес

Сумма правильных ответов

Слова не из списка

1

                       

2

                       

3

                       

Через час

                       

 

I I. Методика по определению особенностей внимания

Цель: Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания.

Материалы: Бланк «Корректурной пробы» (буквенный вариант), секундомер, ручка.

Инструкция  и ход выполнения:

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: « Вам необходимо в течение  пяти минут просматривать буквы слева направо построчно и зачеркивать все буквы «к» чертой слева направо - \ , все буквы «с» чертой справа налево - /, а все буквы «а» обводить в кружок. Начинать работать надо по команде «начали», а когда  прозвучит команда «стоп»,  поставьте вертикальную черту в том месте, где Вы закончили просмотр».

Обработка результатов:

  1. Подсчитать количество просмотренных знаков до вертикальной черты - S. (Количество знаков в одной строке равно 30).
  2. Выявить и подсчитать количество ошибок - О -, отмечая их построчно на полях бланка. Ошибками считаются: пропущенные знаки, которые необходимо было зачеркнуть, неверно зачеркнутые знаки, зачеркнутые лишние знаки.
  3. Вычислить показатель работоспособности по формуле:

А = S / О.     

  1. Рассмотреть характер допущенных ошибок.

При оценке результатов необходимо исходить из показателей, которые в норме  характеризуют развитие внимания взрослого  здорового человека: показатель объема внимания (соответствует количеству просмотренных знаков) – 850 и более знаков за 5 минут работы; показатель концентрации внимания (соответствует количеству допущенных ошибок) – не более 5  ошибок; показатель  коэффициента работоспособности – 170 и более .

Также необходимо обратить внимание на характер ошибок: повторяемость (например, только пропуски, либо изменения в зачеркиваниях, либо и то, и другое вместе); места  скопления ошибок: встречаются на протяжении всего выполнения работы, либо только или больше в начале работы (что может свидетельствовать  о врабатываемости, вхождении в  работу, приобретении навыка выполнения данной работы), либо только или больше в конце работы (что может свидетельствовать  о вырабатываемости, утомляемости и отвлечении внимания) и т.д.

 

Всего в бланке – 36 строк. В каждой строке – 30 символов. Всего - 1080 символов

 

Бланк корректурной пробы.

Зачеркивайте  буквы:  К С А

НКЕЛЫСНЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУ 
ЦВХЕИСТЛВКЛШЮЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛ 
ЯБЖСНАУХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛН 
МЧКЛРТКСВХЕИВЛКТЧКЛХДБВНКАСВИД 
ЗГВКЛТКТВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТ 
ХДБЮЖЪЛЩГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИ 
НОРТЛЗЮХТЭРНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФ 
АУМСНКТИЛДЗХБТКВУЗНАЛИДИМРАНКВ 
ДШБТСВФХБЭКЛАИСШОВХКОЛБАНОВСПЛ 
ОЙШРАЛГОСТДИБКПВСБГЛКРПРИКОВЛТМ 
НУДХБСРЛГДКУФСТМНЛНОЛКСВХЕМВА 
ИМСКАЛДГТЕВДХДБИТХГКУКЛМНКЕЛЫС 
НЛСАКЕКХЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦВХЕИС 
ТЛВКЛЩЮГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖСНАУ 
ХСРКЛМВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛРТК 
СВХЕИВЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТК 
ШВЕСНАИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛ 
ЩГОШЛОГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮ 
ХТЭРНМУНГШЗДЛХОБРМПСКВФАУМСНКТ 
ИЛДЗХБТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФ 
ХБЭКЛАИСШОВХКОЛЕАНОВСПЛОЙШРАЛГ 
ОСТДИБКПВСБГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБС 
РЛГДКУФСТМЛНОЛКСВХЕМВАИМСКАЛДГ 
ТЕВДХДБИТХГКУКЛМНКЕЛЫСНЛСАКЕКХ 
ЕВСКХДРКМБЭГКЗРУЦВХЕИСТЛВКЛЩЮГ 
ГКПУВГЛДТСЯКШВЫЛЯБЖСНАУХСРКЛМА 
ВЗГЛПОАЫФЭХЬМВКЛНМЧКЛРТКСВХЕИВ 
ЛКТЧКЛХДБРНКАСВИДЗГВКЛТКШВЕСНА 
ИСЕКНУХНАСНИВПЕИТХДБЮЖЪЛЩГОШЛО 
ГРИНПМАЕКСВЦФПКМИНОРТЛЗЮХТЭРНМ 
УНГШЗДЛХОБРМПСХВФАУМСНКТИЛДЗХБ 
ТКВУЗНАЛИДИМРАНКВДШБТСВФХБЭКЛА 
ИСШОВХКОЛБАНОВСПЛИШРАЛГОСТДИБК 
ПВСБГЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСРЛГДКУФ 
СТМЛНОЛКСВХЕМВАИМСКАЛДГТЕВДХДБ

ЛКРПРИКОВЛТМНУДХБСХСРКЛМВЗГЛПО

III. Методика по определению особенностей мышления

Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Материалы: Бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано 5 слов, из которых 4 можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер серии, понятие, которое испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные  четыре, объяснения, все вопросы, которые  ему были заданы, и его ответы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Шкала для  обработки и интерпретации результатов

Число баллов

Характеристика решения задач

 

 

5

-

 

 

-

5

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для  обозначения:

  1. объединяемых в одну группу слов;
  2. «лишнего» слова.

 

 

4

-

 

 

-

4

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

  1. для обозначения слов, объединенных в одну группу;
  2. для обозначения «лишнего» слова.

 

 

2,5

-

 

 

-

2,5

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

  1. объединяемых в одну группу слов;
  2. «лишнего» слова.

 

1

-

 

-

1

То же, но с помощью исследователя  для обозначения:

  1. слов, объединенных в одну группу;
  2. «лишнего» слова.

 

 

0

-

 

 

-

0

Не может определить родовое понятие  и не умеет использовать помощь для  обозначения:

  1. слов, объединенных в одну группу;
  2. «лишнего» слова.

Информация о работе Психологический портрет