Психологическое направление в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:14, контрольная работа

Краткое описание

Общество, по его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий личностей, “надорганическая среда”. Эта среда делится Кареевым на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии. Это настроения, представления, стремления людей. Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия привычек, подражания, воспитания.

Содержание

Психологическое направление в социологии………….......3
Список литературы…………………………………………..8

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 26.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Северо-Западный государственный  заочный технический университет

Институт автомобильного транспорта

Кафедра организации перевозок

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по

дисциплине «Социология»

 

 

Выполнил студент: Смиричинская Наталья Александровна

Курс: IV

Специальность: Организация  перевозок и управление на транспорте 190701

Шифр: 66-0127

 

 

Проверил преподаватель:

Оценка:

Подпись преподавателя:

Дата:

 

 

 

2010

 

Тема контрольной работы

  1. Психологическое направление в социологии………….......3
  2. Список литературы…………………………………………..8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ

  В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма встречались же у представителей субъективной школы (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

Социолого-психологические  концепции сложились в обеих  крупнейших областях отечественной  социологии - и в академической,   и   в   публицистической.   В   социальной публицистике    исключительным    влиянием    пользовалась субъективная социология как разновидность психологической.

В университетской науке психологическое  направление ранней российской социологии было представлено наиболее ярко бихевиористами        В.М.Бехтеревым,        И.П.Павловым, П.А.Сорокиным. Их социологическая концепция строилась на анализе сформулированной ими цепи: физиологические процессы - нервные процессы - социальные явления.

Основной  тезис бихевиоризма состоит в  том, что поскольку наука должна описывать только непосредственно  наблюдаемое, социологии следует изучать  поведение, а не сознание, которое  в принципе непосредственно не наблюдаемо. Поведение при этом понимается в  бихевиоризме как совокупность связей "стимул -реакция"

    1. Владимир Михайлович Бехтерев    (1857 - 1927) - крупный ученый   и   организатор   науки   в   различных   областях:

невропатологии,    физиологии,    психиатрии,    психологии, социологии. Его незаурядный талант исследователя и организатора в полной мере проявился как до, так и после Октябрьской революции.

В 1878 г. он окончил Медико-хирургическую  академию, а с 1885 г. заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создал психофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал "Неврологический  вестник". С 1893 г. он работает профессором  Военно-медицинской академии, а с 1897 г. являлся профессором Женевского медицинского института,   В   1908  г.   он  стал одним из  создателей Психоневрологического института в Петербурге и его первым директором. В 1918 г. он возглавил им же созданный Институт по изучению мозга и психической деятельности, который позже был переименован в Государственный рефлексологический институт им. В.М.Бехтерева.

Главной своей научной задачей он считал создание учения о личности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную концепцию он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия  эти использовались им для диагностики  различных состояний человека и, в частности, нервных заболеваний.

Бехтерев  занимался также вопросами полового воспитания, исследованием гипнотического внушения.

Основные  работы Бехтерева, в которых поднята  социологическая проблематика:

Сознание  и его границы (1888);

Психика и жизнь. 2-е изд. (1904);

Внушение  и его роль в общественной жизни. З-е изд. (1908)

Психорефлексология (1910);

Рефлексология (1918);

Коллективная рефлексология (1921);

Общие основы рефлексологии человека (1923);

Мозг и деятельность (1928).

    1. Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

 

 Наиболее видный представитель этого направления  — Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915).  Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на русском языке: “Социология” (1880), “Прошедшее философии” (1886), “Новая постановка основных опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы вселенной” (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” 1915). 

Необходимо отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90—х расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая абстрактной социологией” /132, с.199/. По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии состоит в открытии этих законов.  В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика, эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество. 

Во втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условий и объективные законы общественного развития.  Несмотря на то, что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как “основном факторе” социологии. В социальной эволюция Де Роберти четко проявился психологизм. 

По мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие — общественные группы — личность — наука —-философия — искусство — практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали ос новой его теории  “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое внимание /29, с.104/. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания”, с этого начинается развитие цивилизации /29, с.170/.

Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.

По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные  психические факторы: эмоции, во ля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

    1. В первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева (1850-1931).

Кареев — историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.

Этого видного российского историка и социолога часто также причисляют к направлению академического психологизма в социологии, хотя его вклад в  развитие отечественной социологии значительно более весом. Он был автором первого российского учебника по социологии.    Он   также   явился   первым   историографом отечественной социологии.

Основные взгляды его  социологической теории нашли свое выражение в докторской диссертации “Основные вопросы философии истории”, вышедшей в 1883 г. в 2-х томах. Среди социологических работ можно отметить следующие:

“Сущность исторического  процесса и роль личности в истории” (1889), “Историко-философские и социологические этюды” (1895), “Старые и новые этюды об историческом материализме” (1896), “Введение в изучение социологии” (1897), “Историка. Теория исторического знания” (1913), “Историология. Теория исторического процесса” (1915), “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.

Кареев критиковал кантовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от биологии к социологии. минуя психологию. “Между биологией и социологией,— писал Кареев,— мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную” /51, с.40/. Так как только количественная психология может выступить в качестве подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете есть ничто иное, как взаимодействие между деятельными людьми. 

Общество, по его мнению, это сложная система психических  и практических взаимодействий личностей, “надорганическая среда”. Эта среда делится Кареевым на культурные группы и социальную организацию.  Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии. Это настроения, представления, стремления людей. Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия привычек, подражания, воспитания.

Одно из центральных мест в социологической концепции  Кареева занимает проблема взаимоотношений  личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния личности на общество: один - личность в "прагматической истории", то есть в непрерывной  цепи поступков людей; и второй - личность в культурной истории.

Всех граждан, по его мнению, можно проранжировать в соответствии с их ролью в истории. "На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях чужой воли" (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - СПб., 1889, с. 346).

Социальный прогресс, по Карееву, как общее понятие включает пять более частных: - умственный прогресс - воспитание способностей к духовным интересам;

- нравственный прогресс;

- политический прогресс - развитие свободы и улучшение  государства;

- юридический прогресс - развитие равенства;

- экономический прогресс - развитие солидарности и кооперации.

Главная цель социального  прогресса - формирование развитой и  развивающейся личности. Формула  такого прогресс складывается из трех составных элементов: общественного  идеала ( им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности); способа достижения идеала; и, наконец, выражения закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью критической мысли культуры, быта, социальной организации - то есть "той над органической   среды,   которая   развивается   неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека" (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Т.2. - СПб., 1887, с.269). Закон же прогресса состоит в самоосвобождении личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Список литературы

1. В.П. Култыгин, “История российской социологии” (Выпуск 6)

2. С.С. Новикова, “История  развития социологии в России”,  Москва-Воронеж:1996 г.

 


Информация о работе Психологическое направление в социологии