Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:41, доклад
Психологическое направление в социологии образовалось в конце XIX – в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов.
Основным у Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.
Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.
Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами – одна из основных идей социальной теории психоанализа.
Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.
Другая важная проблема, затронутая в концепции Фрейда – вопрос, что объединяет людей в человечество.
По мнению Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не сексуальной, а превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.
Центральное положение концепции Фрейда – найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.
Как это сделать? С одной стороны Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.
Неофрейдизм.
Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от З. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.
Человек, по мнению Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.
Функции социального
характера Фромм видел в
Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой – природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.
Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общества? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества – коммунитарный социализм.
Заключение
Социология как научное знание возникла в середине XIX в. в Западной Европе. Стремительное развитие буржуазного общества, изменение его социальной структуры и механизмов функционирования потребовали новых знаний, новой общественной науки.
Психологическое направление в социологии образовалось в конце XIX – в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п. стала развиваться психологическая социология.
Психологическая социология привлекла большое внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы и ряд других.
Однако сведение предмета социологии только к психологическим (социально-психологическим) аспектам взаимодействия оставляет в тени многие общественные отношения и процессы, их структуру и динамику, институциональный срез общества. Понятно, что многие аспекты социальной действительности, происхождение тех или иных социальных общностей и их функционирование нельзя свести к отдельным актам человеческой психики или феноменам психологического взаимодействия.
Информация о работе Психологическое направление в социологии