Психология толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:46, реферат

Краткое описание

Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология толпы.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 Г. Лебон отмечает  самый поразительный факт, наблюдающийся  в толпе: каковы бы ни были  индивиды, составляющие ее, их образ  жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.

 

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

 

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает  сознание неодолимой силы, благодаря  одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым  инстинктам: в толпе он не склонен  обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.

 

Заражаемость. В толпе  всякое действие заразительно до такой  степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

 

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

 

 Утрачивается психическая  надстройка каждой личности и  вскрывается и выходит на поверхность  аморфная однородность. Поведение  индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

 

Безответственность. В  толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

 

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек  как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном  положении — в обычной жизни  он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

 

 Для человека толпы  также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

5. Поведение толпы 

 

В поведении толпы  проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся  определенные действия, так и изменения  в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

 

 Совместные чувства,  воля, настроения оказываются эмоционально  и идеологически окрашенными  и многократно усиленными.

 

 Обстановка массовой  истерии служит фоном, на котором  развертываются нередко самые  трагические действия.

 

 Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

 

 Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

 

 Факторы, особо  сильно влияющие на поведение  толпы, следующие. 

 

Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

 

Иллюзия — разновидность  ложного знания, закрепившегося в  общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

 

Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это  сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

 

 Психологическая природа  предрассудков состоит в том,  что память человека запечатлевает  не просто мнение (знание), она  сохраняет и сопровождающее это  знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

 

 В случаях, когда  распространенные стереотипы общественного  мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового  психоза, во время которого  люди способны совершать самые  безрассудные поступки, перестают  отдавать себе отчет во всех  последствиях своих действий.

 

 Факторы, определяющие  характер мнений и верований  толпы, бывают двоякого рода: факторы  непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие  на толпу, действуют уже на  подготовленную отдаленными факторами  почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

6. Лидер в толпе  и механизмы управления толпой 

 

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

 

 Любое скопление  индивидов инстинктивно подчиняется  власти вождя. Герой, которому  поклоняется толпа, поистине для  нее — бог. В душе толпы  преобладает не стремление к  свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

 

 Люди в толпе  теряют свою волю и инстинктивно  обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против  слабой власти, толпа раболепствует  и преклоняется перед властью  сильной. Предоставленная самой  себе, толпа скоро утомляется  своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

 

 Толпа столь же  нетерпима, сколь и доверчива  в отношении авторитета. Она уважает  силу и мало поддается воздействию  доброты, означающей для нее  лишь своего рода слабость. Она  требует от героя силы и  даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

 

 В толпе людей  вождь часто бывает только  вожаком, но, тем не менее, роль  его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

 

 Чаще всего вожаками  бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.

 

 Класс вожаков подразделяется  на две категории:

 

- люди энергичные, с  сильной, но появляющейся у  них лишь на короткое время  волей;

- люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

 

 Один из важных  факторов, определяющих влияние  лидера на толпу, — это его  обаяние. Обаяние — вид господства  какой-нибудь идеи или личности  над умом индивида. Оно может  складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

 

 Управление толпой  имеет двойственную природу, ибо  толпа практически всегда —  объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

 

 Возможности управления  толпой существенно различаются  в зависимости от того, кто  стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

 

 Механизмами массового  поведения может воспользоваться  политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

 

 Оратор, желающий увлечь  толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.

 

 Утверждение тогда  лишь воздействует на толпу,  когда оно многократно повторяется  в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

 

 Теоретический анализ  механизмов формирования толпы  может в некоторой степени  помочь и административным органам  контролировать ее поведение.  Перед ними стоит задача двоякого  рода:

 

1) пробудить осознание  индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

 

2) предотвратить образование  толпы или расформировать уже  образовавшуюся толпу. 

 

 Эффективными средствами  могут считаться следующие:

 

- переориентирование внимания  индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

 

- объявление по громкоговорителю  о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

 

- обращение к участникам толпы  с названием конкретных фамилий,  имен, отчеств, наиболее распространенных  в данной местности;

 

- применение мер по захвату  и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Информация о работе Психология толпы