Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 10:35, контрольная работа
Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количеству подростковых самоубийств – первое место. За последние 30 лет число самоубийств увеличилось в 30 раз.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Суицид как акт самоубийства
1.1 Общее представление о суициде……………………………………………4
1.2 Причины возникновения суицидальных намерений……………………..8
Глава 2. Пубертатный суицид как социальное явление
2.1 Суицидальное поведение детей и подростков……………………………11
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы ………………………………………….19
1.3. Причины возникновения
суицидальных намерений.
По определению суицид является преднамеренным лишением жизни. Почему у молодых людей возникает такое желание расстаться с жизнью? По мнению Карла Меннингера, для того чтобы совершить самоубийство, необходимо:
· желание убить; суициденты, будучи в большинстве своем инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;
· желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованную риску,
У студентов причиной самоубийства может стать ряд проблем, таких как:
· сложность адаптации к новым условиям, отсутствие дома (защиты);
· коммуникативные сложности, резкое падение самооценки во время учебы;
· проблемы скученности в общежитии, невозможность побывать наедине с собой, своими проблемами;
· ранние браки и неудачный любовный опыт.
Существует определенная классификация суицидов:
1. холодный суицид –
это когда человек
2. суицид, который является
определенной игрой, то есть
человек до конца уверен в
том, что его спасут, он просто
хочет обратить на себя
3. суицид, как способ уйти от проблем. Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени. Причин довольно много.
Рассмотрим некоторые факторы, часто приводящие к суицидальной реакции более подробно:
1. Семейные факторы. Чтобы
понять суицидальных людей,
2. Нарушения поведения. Признаки самоубийства
бывают разными в зависимости от возраста.
У юношей наиболее явным намеком на суицидальные
тенденции являются злоупотребление алкоголем
и наркотиками. Примерно половина молодых
людей, совершавших суицид, принимали
лекарства, прописанные их родителям.
В среднем возрасте – это невозможность
контролировать свою жизненную ситуацию,
что часто проявляется в каком-либо психосоматическом
заболевании. У пожилых людей признаками
суицидальных мыслей могут быть разговоры
об «отказе» от чего-либо.
3. Психическое заболевание.
Депрессивные расстройства
4. Эмоциональные нарушения. Эмоциональные
нарушения являются одними из самых основных
показателей возможности суицида. Любой
внезапный личностный конфликт всегда
является серьезным предупреждением.
Большинство потенциальных самоубийц
страдают от депрессии. Депрессия часто
начинается постепенно, появляется тревога
и уныние. Люди могут не осознать ее начала.
Они только замечают, что последнее время
стали подавленными, печальными и “хандрят”,
будущее выглядит тусклым, и они считают,
что его нельзя изменить. Часто они приходят
к мысли, что больны раком, психическим
или неизлечимым заболеванием. Перед суицидом
они начинают думать о смерти. Им становится
трудно выполнять даже простые обязанности,
принять самое простое решение. Они жалуются
на вялость, недостаток жизненной энергии
и усталость. Признаком депрессии и обусловленных
ею суицидальных мыслей может быть снижение
сексуальной активности, они жалуются
так же на бесплодие и импотенцию. Интимные
связи не доставляют им удовольствия.
5. Ситуационные факторы.
Стрессовая ситуация делает
Социологи рассматривают самоубийство
как барометр социального напряжения.
Психологи интерпретируют его как реакцию
давления на личность. Однако и те, и другие
согласны, что самоубийство возникает,
если у человека появляется чувство отсутствия
приемлемого пути к достойному существованию.
Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены
связи с обществом или возникли неудачи
на работе, становится жертвой самоубийства.
Не существует какой-то одной причины,
из-за которой человек лишает себя жизни.
Предрасполагающие факторы также различаются
от человека к человеку, и не выявлено
какого-то единого причинного фактора
суицида.
Глава 2. Пубертатный суицид как социальное явление
2.1 Суицидальное поведение детей и подростков.
В науке существует термин
– «пубертатный суицид». Им обозначают
целое явление, это – подростковые
самоубийства. Психическая организация
подростка очень нестабильна, причем
на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта.
Подростки крайне неустойчивы в
самооценке и при этом – большие
максималисты; они постоянно сомневаются
в своих знаниях и
В суицидальных попытках подростков можно
выделить следующие категории:
· сигнал дистресса («Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»);
· попытка манипулировать другими (10-летняя девочка может принять большую дозу таблеток, чтобы заставить своего мальчика вернуться к ней);
· попытка наказать других (возможно, сказать родителям «Вы пожалеете, когда я умру»);
· манифестация умственного
расстройства попытка восстановить контакт
с любимым человеком, который умер; реакция
на отказ; в результате сверхсильного
стыда или вины; избежать столкновения
с чрезвычайно болезненной ситуацией;
и другие наркотики могут вызывать галлюцинации
и переживания, которые приводят к попыткам
самоубийства среди подростков.
Основными мотивами суицидального поведения
детей и подростков являются:
· переживание обиды, одиночества, отчужденности
и непонимания;
· действительная или мнимая утрата любви
родителей, неразделенное чувство, ревность;
· переживания, связанные со смертью, разводом
или уходом родителей из семьи;
· сочувствие или подражание товарищам,
героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
Каковы основные факторы, способствующие
попыткам суицида у подростков, и насколько
они сегодня существенны в нашем обществе?
На первом месте из проблем, характерных
для подростков с суицидальным поведением,
находятся, конечно, отношения с родителями
(примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно
связаны с суицидом), на втором месте –
трудности, связанные с учебным заведением,
на третьем – проблемы взаимоотношений
с друзьями, представителями противоположного
пола.
Конечно, у каждой суицидальной
попытки - своя причина. Но, по сути, все
сводится к одному: ребенок не в
силах самостоятельно одолеть какую-то
трудную ситуацию, а понимающего
это взрослого человека рядом
нет. И тогда единственным вариантом
представляется ему смерть.
Особенно часто это происходит с подростками.
Дочери, сыну кажется, что они не нужны
родителям, их не любят, не ценят, не считаются
с их интересами, а навязывают свои. Значит,
не понимают. Родные не понимают – чего
ждать от чужих? И мир «ощетинивается»
против ребенка.
Плюс этот самый «комплексующий» возраст:
девочки кажутся себе некрасивыми, мальчики
– слабыми, недостойными внимания «королевы»
класса или двора. И все эти комплексы
прячут они подальше даже от самих себя.
И такой, в конце концов, нарывает, извините,
гнойник в душе, так себя ненавидишь, что
готов убить.
Заключение
Суицид
рассматривается как ведущая причина
смертей во всем мире, поэтому он является
значительной общественной проблемой.
Проблема подросткового суицида является
одной из первостепенных для России. Во
время неожиданных экономических спадов
и подъемов старые социальные нормы разрушаются,
люди теряют ориентацию, что способствует
росту девиаций, в т.ч. самоубийств.
Особенно актуальной эта проблема становится
в обществе на переходных этапах его развития.
Социальная незащищенность, экономическая
нестабильность, политический хаос обуславливают
интенсивный процесс отчуждения. Разрушение
семьи ведет также к «ослаблению значения
морально- этических принципов, ослаблению
потребности служить социуму, относится
ответственно и доброжелательно к людям»,
что неминуемо способствует усилению
эгоцентрических тенденции. Это в первую
очередь сказывается на подростках –
самой легкоуязвимой социальной группе.
Конечно, у каждой социальной попытки
– своя причина. Но, по сути все сводится
к одному: ребенок не в силах самостоятельно
одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего
это взрослого человека рядом нет. Родные
не понимают – чего ждать от чужих? И мир
«ощетинивается» против ребенка. Изучение
проблемы суицида и анализ конкретных
случаев показывают, что подростки решаются
на самоубийство в целях обратить на свои
проблемы внимание, прежде всего родителей,
реже педагогов, иногда сверстников, протестую
таким страшным образом против безразличия,
цинизма и жестокости окружающих. Таким
образом, сформированная наша гипотеза
нашла себе подтверждение.
«Не хочу жить!» - как мигающая лампочка
пожарной сигнализации, требующая вмешательства
и помощи. К такому безвыходному выводу
приводит одиночество, непонимание в семье,
жалость к себе, жажда любви. Или это следствие
ощущения своей исключительности, которую
не способны оценить окружающие. В любом
случае, произносящие эту фразу буквально
кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте
меня, помогите мне!»
Взрослым следует помнить:
· ценить жизнь молодым
людям помогает любовь, понимание
и сочувствие;
· от отчаянного шага молодых людей может
удержать возможность поговорить по душам
с человеком, который выслушает, посочувствует
и поймет;
· нельзя растить их, как рыб, в аквариуме,
но и «учить плавать», бросая в зараженные
реки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.
Список использованных
источников
1. Азаров, Ю. Как преодолеть суицид [Текст]: / Ю. Азаров // Родительское собрание. 2004. – №2. – С. 31-41.
2. Александрова, В. Петля на тонкой шее [Текст]: / В. Александрова // Российская газета. – 2001. – №11. – С. 41.
3. Бубкин, А. Смертный грех [Текст]: / А. Бубкин // Семья. – 2003. – №18. – С. 6-7.
4. Василец, О. Если ребенок не хочет жить [Текст]: / О. Василец, Я. Обухов // Народное образование. – 1998. – №9. – С. 15-19.
5. Гонохов, И.О. Смертный грех [Текст]: / И.О. Гонохов // Русский дом. – 2002. – №9. – С. 44-45.
6. Давыдова, Э. «Не хочу жить!» [Текст]: / Э. Давыдова // Сельская новь. – 2004. – №9. – С. 30-31.
7. Захарчук, В.А. Суицид [Текст]: / В.А. Захарчук // Классный руководитель. – 1999. – №5. – С. 59-65.
8. Исаев, Д.Н. Нужна ли
подросткам помощь в
9. Каримова, Г. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце [Текст]: / Г. Каримова // Родительское собрание. – 2001. – №10. – С. 4.
10. Киселев, А.Ф. О мерах
профилактики суицида среди
11. Кучкина, О. Портрет явления самоубийства [Текст]: / О. Кучкина // Комсомольская правда. – 2001. – №39. – С. 10-11.
Информация о работе Пубертатный суицид как социальное явление