Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:49, дипломная работа

Краткое описание

Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем, которые, казалось бы, ушли далеко в прошлое, или не имели отношения к нашей стране. Среди таких социальных явлений – массовое обнищание, нехватка средств на прожиточный минимум, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа тех, кто употребляет наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирует отклоняющееся (девиантное) поведение, остается без надзора взрослых [15].

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения подростков 9

1.1. Характеристика девитантного поведения подростков 9

1.2. Профилактика девиантного поведения подростков 22

2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков 38

2.1. Программа работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков 38

Блок 1. Теоретический. 40

2.2 Описание эксперимента и анализ его результатов 49

Заключение 54

Список использованных источников 57

Вложенные файлы: 1 файл

Работа социального педагога по профилактике.docx

— 105.27 Кб (Скачать файл)

Игра: «Наркомания и общество».

 
В роли «специалистов» выступают учащиеся с заранее подготовленной информацией. Тексты выступлений пишут на основании книг, журнальных и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе с помощью учителей и психологов. Материал ролевой игры должен быть организован так, что научные факты чередуются с описанием житейских ситуаций или историческими экскурсами, что позволяет легче усвоить информацию. До игры можно провести опрос об отношении школьников к употреблению наркотических веществ, «социолог» знакомит аудиторию с результатами.  
 
На ролевой игре: 
 
- «социолог» - приводит статистические данные и результаты опросов об отношении к наркотическим веществам и негативных социальных последствиях наркомании; 
 
- «историк» - о некоторых фактах истории приобщения человечества к наркотикам, о роли наркотиков в молодежной субкультуре; 
 
- «медик» - о физиологическом действии наркотических веществ, особенностях заболеваний, с ними связанных; 
 
- «юрист» - приводит статьи УК РФ, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя. 
 
«Специалисты» - остальные учащиеся. 
 
Занятие 5. «Мое будущее!»  
 
Упражнение. «Планируем карьеру до 30 лет». 
 
Цель: определение планов на будущее.  
 
Инструкция: Напишите, как вы представляете свое будущее в 30 лет. положение в обществе, финансовый достаток, семья. 
 
Напишите, каким путем вы до этого дойдете. Кто вам поможет. Опишите, какие трудности вы встретите. Как будете бороться с соблазном употребления наркотиков, алкоголя, табака на пути к своему будущему. 
 
Упражнение. «Преодоление препятствий». 
 
Цель: определение планов на будущее. 
 
Инструкция: Группа садится в круг. Каждый по очереди читает план карьеры и свои достижения. Группа придумывает ему сложности, а участники рассказывают как будут их преодолевать. 
 
Упражнение. «Мы говорим НЕТ наркотикам и алкоголю и говорим - ДА своему будущему» . 
 
Цель: закрепление положительного результата. 
 
Инструкция: обсуждение занятия в свободной форме. 
 
Итак, игровой метод терапии, с одной стороны, просты по технике, а с другой - результативны с точки зрения воспитания адекватных поведенческих установок и самооценки подростков, нормализации их отношений между собой, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, развития креативности и т.д., что составляет содержание работы социального педагога образовательного учреждения по профилактике девиантного поведения. 
 
Целесообразность использования игротерапии в организации работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения. В-третьих, в игре подросток может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. В-четвертых игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психологического развития подростка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь как со взрослым: психологом, педагогом, родителем, та к и со сверстником. 

2.2 Описание эксперимента  и анализ его результатов

 
 
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2006-2007гг. на базе муниципального учреждения образования школа № 106. В исследовании принимали участие учащиеся 7 классов (всего 30 человек). Экспериментальную группу составили 15 человек, с которыми проводились занятия по программе, направленной на профилактику девиантного поведения и 15 человек в качестве контрольной группы для сравнения.  
 
В проведенном нами эмпирическом исследовании можно выделить два этапа: констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент направлялся на выявление начального уровня показателей девиантного поведения. Формирующий эксперимент был направлен на выявление предполагаемого уровня показателей девиантного поведения и проверку эффективности программы. 
 
На каждом этапе в зависимости от поставленных задач проводилось систематическое наблюдение за подростками на занятиях, что позволило выявить наличие знаний, умений решать поставленные задачи, положительные тенденции в поведении. Важное место отводилось групповым и индивидуальным беседам, анкетированию, анализу действий и поступков, методу самооценки.  
 
Первая задача опытно-экспериментальной работы состояла в определении уровня знаний подростков о социальных нормах. С этой целью вопросы были разделены на две группы в соответствии с темами занятий. 
 
При обработке результатов мы исходили из следующих уровней ранжирования ответов: высокий – подростки дали осмысленный ответ; средний – дали правильный ответ без обоснования; низкий – подростки затруднялись дать ответ или ответ неверный. 
 
Результаты показали преобладание низкого уровня знаний по следующим темам: «Человек в трудной ситуации», «Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека». 
 
Недостаточно высокий уровень знаний подростков по указанным темам программы может быть объяснен как отсутствием интереса подростков, их недостаточной компетентностью, так и отсутствием специальных занятий по данным вопросам. 
Таблица 1. Знания подростков о социальных нормах (результаты констатирующего и формирующего эксперимента, чел.)

 
№ п/п

 
Уровень знаний

 
Констатирующий

 
Формирующий

 
ЭГ

 
КГ

 
ЭГ

 
КГ

 
1

 
Вредные привычки и их профилактика

 
высокий

 
1

 
2

 
2

 
2

 
средний

 
5

 
3

 
10

 
3

 
низкий

 
9

 
10

 
3

 
10

 
2

 
Формирование безопасного поведения

 
высокий

 
2

 
1

 
3

 
1

 
средний

 
5

 
5

 
9

 
6

 
низкий

 
8

 
9

 
3

 
8

 
3

 
Личностные качества

 
высокий

 
0

 
0

 
4

 
0

 
средний

 
5

 
4

 
7

 
4

 
низкий

 
10

 
11

 
4

 
11

 
4.

 
Формирование законопослушного поведения

 
высокий

 
7

 
6

 
11

 
6

 
средний

 
2

 
4

 
4

 
5

 
низкий

 
6

 
5

 
0

 
4

 
5.

 
Отказ от ПАВ

 
высокий

 
4

 
5

 
9

 
5

 
средний

 
6

 
7

 
2

 
6

 
низкий

 
5

 
3

 
4

 
4

 
6.

 
Успешная карьера

 
высокий

 
8

 
7

 
12

 
7

 
средний

 
5

 
7

 
1

 
8

 
низкий

 
2

 
1

 
2

 
0

 
7.

 
Позитивное планирование будущего

 
высокий

 
5

 
5

 
8

 
6

 
средний

 
4

 
7

 
4

 
6

 
низкий

 
6

 
3

 
3

 
3


 

 
 
Анализ полученных данных по результатам формирующего эксперимента показал, что уровень знаний подростков по изучаемым блокам программы по сравнению с констатирующим экспериментом имеет тенденцию к повышению.  
 
На итоговом совещании специалистов школы все участники пришли к выводу, что проведенная профилактическая работа способствовала увеличению информированности подростков о негативных последствиях девиантного поведения подростков, выработке установок на здоровый образ жизни. 
 
Вторая задача заключалась в изучении уровня социального развития. Дополнительно был применен метод педагогического наблюдения, которое в практике является наиболее доступным и применимым методом. Особенно он ценен при изучении подростков в процессе их деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия со взрослыми, учителями и т.д. Преимущество этого метода в том, что предметом изучения является реальное поведение подростков, которое наблюдается в самых различных естественных ситуациях [13].  
 
Наблюдение проводилось на уроках переменах, в досуговой деятельности и т.д.  
 
Степень выраженности значимых критериев оценивалась экспертами по пятибалльной системе. Полученные результаты занесены в таблицу 2. 
Таблица 2. Социальное развитие (результаты констатирующего и формирующего эксперимента, чел.)

 
№ п/п

 
Показатели социального развития

 
Констатирующий

 
Формирующий

 
ЭГ

 
КГ

 
ЭГ

 
КГ

 
1

 
Профессиональные намерения

 
8

 
12

 
11

 
12

 
2

 
Положительное отношение к учебной деятельности

 
7

 
12

 
10

 
10

 
3

 
Полезные знания, навыки, интересы

 
7

 
13

 
10

 
12

 
4

 
Отношение к педагогическим воздействиям

 
4

 
10

 
6

 
10

 
5

 
Коллективистские проявления

 
5

 
10

 
10

 
10

 
6

 
Критичность, способность оценивать с позиции морали, права окружающих

 
5

 
4

 
7

 
9

 
7

 
Самокритичность, самоанализ

 
5

 
4

 
8

 
5

 
8

 
Сопереживания, эмпатия

 
5

 
6

 
10

 
7

 
9

 
Волевые качества

 
3

 
4

 
7

 
4

 
10

 
Внешняя культура поведения

 
3

 
8

 
6

 
11

 
11

 
Отказ от употребления алкоголя

 
3

 
7

 
6

 
8

 
12

 
Отказ от курения

 
4

 
4

 
5

 
8

 
13

 
Отказ от сквернословия

 
4

 
5

 
5

 
5


 

 
 
Подростки на констатирующем этапе исследования характеризовались низким уровнем профессиональных намерений, знаний, интересов, более активным игнорированием педагогических требований, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение подростков от школы и семьи заметно снижало их способностью к усвоению ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций.  
 
Также видно, что по завершении деятельности установки на девиантные формы в экспериментальной группе снизились.  
 
Итак, сравнительный анализ материалов констатирующего и формирующего экспериментов выявил прогрессивную динамику по основным показателям, что подтвердило эффективность разработанной нами программы профилактики девиантного поведения подростков. 
 
Для улучшения взаимодействия родителей с подростками нами были подготовлены: памятка тезаурус понятий для родителей (приложение Б), а также рекомендации специалистам по контактному взаимодействию для построения конструктивных отношений с подростками (приложение В) [31; 46; 52]. 
 
Итак, проводимые до начала и после окончания работы по данной программе опросы подростков и наблюдение за ними показали изменения в установках по отношению к различным формам девиантного поведения. Следовательно, проделанную работу в направлении профилактики девиантного поведения подростков в рамках дипломного исследования можно считать успешной. Программа работы социального педагога может быть признана эффективной.

Заключение

 
 
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской; “героем” подростка является активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен к мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения. 
 
Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). Нарушения поведения включают в себя отклонения в поведении здорового человека - девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Девиантное, поведение обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Чаще всего оно выражается в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях. 
 
Современные исследования указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию. Таким образом, мотивация девиантного поведения является результатом сложного взаимодействия неблагоприятной социальной среды (микросреды) и личности. Следовательно, только изменение этих внешних и внутренних условий может влиять на изменение мотивации поведения. В этом заключены истоки профилактики подростков с девиантным поведением. 
 
Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной поведенческой сфер детей и подростков. Целесообразность использования игротерапии в организации работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видам деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения, в-третьих, в игре подросток может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психологического развития подростка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослым-психологом, педагогом, родителем, и сверстником. 
 
Одним из средств профилактики девиантного поведения является игровой тренинг. Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.  
 
Опытно-экспериментальная работа проходила в течение 2006-2007 гг. на базе муниципального учреждения образования школа № 106. В исследовании принимали участие учащиеся 7 классов (всего 30 человек).  
 
Анализ полученных данных по результатам формирующего эксперимента показал, что уровень знаний подростков по изучаемым блокам программы по сравнению с констатирующим экспериментом имеет тенденцию к повышению. Сравнительный анализ материалов констатирующего и формирующего экспериментов выявил прогрессивную динамику по основным показателям, что подтвердило эффективность разработанной нами программы профилактики девиантного поведения подростков. 
 
Итак, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.  
 
Выполненное нами исследование проблемы профилактики девиантного поведения подростков вносит определенный вклад в развитие социально-педагогической системы. Вместе с тем мы осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной степени глубоко и основательно.  
 
В связи с ростом социальных проблем, взаимосвязи форм девиантного поведения с игровой зависимостью подростков, по-прежнему остро стоят вопросы не только профилактики, но и реабилитации подростков. Деятельность социальных педагогов и других специалистов в этом направлении недостаточно скоординирована, нет возможности выбора реабилитационных услуг, социальная реабилитация таких подростков практически отсутствует. Данные вопросы остались за пределами дипломного исследования, и требуют дальнейшего изучения.

Список использованных источников

 

  1.  
    Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002. – 202 с.

  1.  
    Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М.: 1998. - С. 147-211.

  1.  
    Беличева С.А. Основы превентивной психологии- http://www. ergeal. ru/ txt /index.htm.

  1.  
    Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: МПА, 2001.  

  1.  
    Бондин В.И. Здоровый образ жизни: Концепция программы - Ростов н/Д: Ростовский государственный педагогический университет (РГПУ), 2002..

  1.  
    Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – SvR- Аргус, 1994. – 208 с.

  1.  
    Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.,1990. – С. 10 – 74.

  1.  
    Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2003. – 316 с.

  1.  
    Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Под ред Шереги Ф.Э.. - М.: Центр социологических исследований, 2001.

  1.  
    Деева Е.И. Управление деятельностью по предупреждению асоциального противоправного поведения // Классный руководитель .- 2002 .- N3. - С.141- 143.

  1.  
    Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Академия, 2001.

  1.  
    Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с., С.136.

  1.  
    Закатова И. Н. Система работы с «трудными» подростками. - М. , 1996. – 275 с.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков