Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:02, реферат
Анализ опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий свидетельствует о том, что независимо от происхождения чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую очередь силами лечебно-профилактических учреждений, максимально приближенных к местам дислокации потенциально опасных объектов или к районам, где возможны катастрофы природного происхождения.
1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий………………………………………………………………3
2. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных катастрофах……………………………………………………4
3. Основы медико-санитарного обеспечения при автотранспортных катастрофах…………………………………………………………………………7
4. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов……………………………………………………………9
Список используемой литературы………………………………………….11
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И. Г. ПЕТРОВСКОГО»
(БГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
Реферат
по дисциплине: «Организация и ведение аварийно-спасательных работ»
на тему: «Работы по ликвидации медико-санитарных последствий в ЧС»
Выполнил
студент 3 курса 5 группы
Специальности «Техносферная безопасность»
Глушко А.Д.
Проверил
Хлопянников А. М.
Брянск 2014г.
Оглавление
1. Медико-санитарное обеспечение
при ликвидации последствий радиационных
аварий………………………………………………………………
2. Медико-санитарное обеспечение
в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных
катастрофах…………………………………………………
3. Основы медико-санитарного
обеспечения при автотранспортных катастрофах…………………………………………………
4. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов……………………………………………………………9
Список используемой литературы………………………………………….11
1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий
Анализ опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий свидетельствует о том, что независимо от происхождения чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую очередь силами лечебно-профилактических учреждений, максимально приближенных к местам дислокации потенциально опасных объектов или к районам, где возможны катастрофы природного происхождения.
Первичным звеном службы экстренной медицинской помощи являются так называемые бригады быстрого реагирования (ББР), которые должны быть созданы на базе лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих потенциально опасные объекты, или центральных городских (районных) лечебно-профилактических учреждений в местах, где возможны стихийные бедствия. В состав ББР для оказания ЭМП при радиационных авариях входят врач-радиолог, врач-гематолог лаборант, физик-дозиметрист, гигиенист-гематолог. Организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое их обеспечение осуществляется учреждением, на базе которого созданы ББР.
Основная задача бригад – оказание экстренной медицинской помощи пораженным, госпитализация их в специализированные местные, региональные или центральные лечебные учреждения. Если сил и средств местных органов здравоохранения недостаточно, то в этом случае привлекаются ББР региональных и центральных служб ЭМП.
Региональные центры организуются в крупных городах на базе станций экстренной и планово-консультативной помощи республиканских (в составе России), краевых и областных больниц. Их организационно-штатная структура зависит от количества и характера радиационно-опасных объектов в обслуживаемом районе с учетом экономических, климатических, климатогеографических, экологических и других особенностей. Первичным звеном службы ЭМП регионального центра являются ББР такого же состава и структуры, что и на местах. Центры предназначены для поддержания в постоянной готовности территориальных специализированных сил и средств службы ЭМП, особенно когда масштабы радиационной аварии и число пораженных превосходят возможности местных служб ЭМП.
2. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных катастрофах
Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:
– естественный физический износ технических средств
– нарушение правил эксплуатации
– увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств
– рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил личной безопасности.
Состав железных дорог считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей.
Оперативное реагирование на ЧС
Более сложной задачей, стоящей перед здравоохранением отрасли, является создание и отработка системы оперативного реагирования для оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим, особенно при крупномасштабных ЧС. Поэтому руководителям и другим участникам ликвидации последствий ЧС обычно приходится принимать нестандартные решения в каждом конкретном случае. Объективные сложности в работе медицинской службы связаны, главным образом, с многообразием специфических условий и факторов, влияющих как на масштабы последствий железнодорожных крушений и аварий, так и на характер и объем оказываемой медицинской помощи.
Основными из них являются:
значительный контингент пострадавших (нередко со смертельными исходами) среди железнодорожного персонала и пассажиров, находящихся в поездах, на пассажирских платформах и в зданиях вокзалов, а также населения прилегающих территорий;
особенности структуры железнодорожного травматизма по локализации, характеру и тяжести;
необходимость работы в условиях дефицита собственных сил и средств для оказания медицинской помощи своевременно и в должном объеме;
необходимость оказания экстренной медицинской помощи в неблагоприятных местных географических и ландшафтных условиях (труднодоступная местность, на перегонах, вдали от населенных пунктов и мест дислокации медицинских учреждений) и в любое время суток и года, а также в условиях возможного химического и радиоактивного заражения местности и объектов в результате аварийных ситуаций с химическими и радиоактивными опасными грузами.
Особенности медико-тактической обстановки при железнодорожных авариях должны учитываться при планировании адекватных мероприятий на случай ЧС. Их эффективность существенно повышается при проведении прогностической оценки медико-санитарных последствий типовых вариантов ЧС, учете реальных возможностей задействования собственных медицинских сил, средств и соотнесения этих возможностей с потребностями в них для ликвидации последствий различных по масштабам и характеру ЧС, заблаговременном решении вопросов взаимодействия с соответствующими формированиями и учреждениями службы медицины катастроф.
Организация ликвидации последствий ЧС
На этапе первичной информации о ЧС (посредством поездной, перегонной, межстанционной, служебной диспетчерской и других видов связи), если в ней есть сведения о столкновении или сходе пассажирского подвижного состава, осуществляется немедленный выезд к месту происшествия мобильных медицинских сил и средств, формируемых на базе линейных, узловых и отделенческих больниц. Именно на них возлагается ответственность за передачу своевременной медицинской информации в вышестоящие органы о наличии и численности пострадавших, характере и тяжести поражений.
На основе полученной информации и оценки складывающейся обстановки органы управления медицинскими силами и средствами в оперативном порядке принимают решения по обеспечению пострадавших необходимой медицинской помощью. При этом практически одновременно и в порядке подчиненности задействуются (в зависимости от масштабов аварии) три уровня управления ходом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: отделенческий (отделенческие, узловые или линейные ЛПУ), дорожный (врачебно-санитарная служба дороги) и центральный (Департамент здравоохранения МПС). На всех уровнях действует четкая система оперативного дежурства, обеспечивающая получение и передачу медицинской информации в вышестоящие органы, а от них – соответствующих распоряжений на весь период ликвидации последствий ЧС (с учетом дублирования в выходные и праздничные дни).
К числу первоочередных мер относятся формирование и подготовка к работе в условиях ЧС медицинских сил и средств, в особенности ВВБ и БСМП, комплектуемых на базе ЛПУ железных дорог. Их приоритетной задачей является оказание пострадавшим своевременной и в необходимом объеме медицинской помощи. Для этого используются все имеющиеся ресурсы отраслевого здравоохранения, включая железнодорожный подвижной состав.
3. Основы медико-санитарного обеспечения при автотранспортных катастрофах
Уровень дорожно-транспортных происшествий и количество травм среди населения остается значительным. Транспортные аварии и катастрофы – причина наибольшего числа потерь населения в мирное время, уносящие в год более 200 тысяч жизней и около 1 млн. людей получают ранения.
Основные причины ДТП:
нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения,
употребление спиртных напитков за рулем,
техническая неисправность транспортных средств,
нарушение ПДД и личная неосторожность пешеходов.
Для обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в необходимом объеме проводится закрепление лечебных учреждений за участками автодорог республиканского и областного значения. Для закрепления определяются лечебные учреждения, в которых имеются соответствующие врачи – специалисты (травматологи или хирурги, подготовленные по травматологии, анестезиологии, реаниматологии, рентгенологии, с учетом особенностей детского возраста), имеются анестезиолого-реанимационное отделение, а также возможность для полноценного обследования и лечения пострадавших. Медицинская помощь пострадавшим детям при отсутствии детских хирургических (травматологических) отделений оказывается в соответствующих отделениях для взрослых.
Больницы, в которых может быть оказана помощь пострадавшим при ДТП в необходимом объеме, должны быть расположены не более чем в 25 – 50 км друг от друга по направлению автодорог. Они обозначаются дорожными знаками «больница», указателем направления движения и расстоянием до больницы (в км). Больницы, выделенные для оказания помощи пострадавшим, должны быть соответствующим образом подготовлены, с этой целью:
– врачи указанной больницы и, прежде всего врачи – хирурги и
травматологи должны пройти дополнительную подготовку по вопросам реанимации, лечению ожогов, оказанию помощи больным при повреждении костей черепа и позвоночника, в том числе с повреждением головного и спинного мозга;
– больница должна быть оснащена дополнительным оборудованием для проведения реанимационных мероприятий, а также оказания хирургической, травматологической и нейротравматологической помощи;
– в больнице должно быть обеспечено круглосуточное дежурство: рентгенлаборантов, клинических лаборантов, врачей (или медсестер)
– анестезистов.
В больницах, выделенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, особое внимание должно быть обращено на готовность приемных отделений для круглосуточного приема пострадавших. В указанных больницах машины скорой помощи, предназначенные для выезда на дорожно-транспортные происшествия, должны быть оборудованы необходимой медицинской техникой для проведения реанимационных мероприятий.
Закрепление больниц за участками автодорог должно проводиться с таким расчетом, чтобы максимальное плечо транспортировки пострадавших составляло не более 25 км.
Кроме закрепленных больниц на дорогах устанавливаются и другие знаки, которые обозначают лечебно-профилактические учреждения, – знак «Пункт первой медицинской помощи.
Система организации оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим при ДТП предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно:
– оказание медицинской помощи на месте происшествия;
– оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение;
– оказание медицинской помощи в лечебном учреждении
Медицинская помощь на месте происшествия включает:
оказание само- и взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия (водители автомашин и других транспортных средств, работники ГАИ, работники дорожных предприятий);
оказание медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, бригады скорой медицинской помощи, фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц и амбулаторий (в составе бригад постоянной готовности больниц формирователей).
4. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов
Ликвидация медико-санитарных последствий применения террористами опасных химических веществ (ОХВ) представляет собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей и прекращения действия источника чрезвычайной ситуации.
Независимо от различий в медико-санитарных последствиях террористических актов, при любом из них прежде всего будут задействованы силы территориального (местного) звена здравоохранения (медицины катастроф) и лишь при их недостаточности или невозможности выполнения ими в полном объеме мероприятий медико-санитарной помощи будут привлекаться силы регионального или территориального уровня. К числу мобильных формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов, помимо линейных бригад скорой медицинской помощи, оказывающих первую медицинскую помощь пораженным, должны направляться специализированные санитарно-токсикологические и токсико-терапевтические бригады.
Информация о работе Работы по ликвидации медико-санитарных последствий в ЧС