Развитие благотворительной деятельности в РФ и РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы благотворительной деятельности в России.
Объектом исследования является социальная политика государства в области благотворительности.
Предметом исследования является благотворительная деятельность в России.
Задачи исследования:
раскрыть историческую преемственность благотворительности в России;
спроектировать перспективы Российской благотворительности;
рассмотреть акцию, как форму благотворительной деятельности.

Содержание

Введение
1. Благотворительность в России: уроки истории
2. Российская благотворительность в наше время
3. Акция – как форма благотворительной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

айгуль сспп.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.Н.ТУПОЛЕВА

Кафедра социологии, политологии  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Современные социально-политические проблемы»

Тема: Развитие благотворительной деятельности в РФ и РТ.

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент группы 6387

Адилова  А.Р.

Проверила: к.с.н, доцент

Мингазова А. М.

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2013

Содержание

 

Введение

1. Благотворительность  в России: уроки истории

2. Российская благотворительность  в наше время

3. Акция – как форма  благотворительной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время пред нашим обществом особенно остро стоят проблемы социальной помощи. В результате происходящих социально-экономических и политических перемен, в нашей жизни появились такие явления, как безработица, нищенство, профессиональная и жизненная неустроенность многих слоев населения. Страна, которая совсем еще недавно не ощущала социальных проблем такого рода, сейчас находится в полной растерянности, нерешительности, и подчас, в бездействии.

Цель исследования: рассмотреть  теоретические основы благотворительной деятельности в России.

Объектом исследования является социальная политика государства  в области благотворительности.

Предметом исследования является благотворительная деятельность в России.

Задачи исследования:

  1. раскрыть историческую преемственность благотворительности в России;
  2. спроектировать перспективы Российской благотворительности;
  3. рассмотреть акцию, как форму благотворительной деятельности.

Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

1. Благотворительность в России: уроки истории

 

Сейчас, как никогда, необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский  народ еще в стародавние времена. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для каждого конкретного человека. Изучение исторических фатов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.

Природа нашей страны издавна была не только доброй, но порой и суровой матерью своего народа. Недороды и неурожаи были нередкими явлениями. Недостаток экологического общения и административной распорядительности превращал местные недоборы продовольствия в голодные бедствия.

Так, в 1601 году из-за погодных условии в России случился страшный неурожай. За ним последовало еще  два голодных года. Царь, Борис Годунов, не жалел казны, щедро раздавал в  Москве милостыню, предпринял обширную постройку, чтобы дать заработок нуждающимся.

В смутное время (1609г.) Москва была осаждена поляками. Столица  вновь пережила страшный голод. Царь Василий Шуйский жестоко расправлялся со спекулянтами, употребив всю строгость  законов.

В Древней Руси органами общественного призрения служили монастыри, при них, как и при приходских церквях. Устраивались богадельные избы, куда без разбора принимались профессиональные нищие, образовавшие особый класс под именем «церковных и богадельных людей». На необходимость упорядочность этого дела указывал уже «Стоглавый собор», но энергично взялся за него лишь Петр I. Преследуя нищенство и запрещая частную благотворительность, он предписывал духовному ведомству завести по всем губерниям богадельни. Магистраты устраивали для заключения профессиональных нищих – мужчин смерительные дома, а для профессиональных нищих - женщин – прядильные дома.

Петр I решил привести в движение весь запас рабочих рук своего народа, искоренить праздное нищенство, питаемое частной милостыней. В 1705 году он приказал разослать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить и наказывать бродячих нищих, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители могли вносить свои пожертвования лишь в богадельни.

Верной последовательницей Петра I была императрица Екатерина II. Трудно себе представить, какое громадное количество людей на Руси умирало в то время от оспы. Прививки считались по невежеству очень опасными. Екатерина, чтобы показать пример своим подданным, первая велела привить оспу не только себе, но и всей своей семье. Поступок этот вызвал всеобщее восхищение не только в России, но и границей.

В 1782г. Екатерина II издала «Устав благочиния». В нем был  сформулирован моральный кодекс гражданина Российской империи.

Большая часть царствования Александра I (Благословенного) прошла среди великих войн. Александр был противником крепостного права, и в деле его ограничения, им было сделано не мало. Он издал указ «О трехдневной барщине», согласно которому крестьяне должны были работать на помещика только три дня в неделю. В 1803г. император издал закон «О свободных хлебопашцах», т.е. таких крестьян, которые, выйдя из крепостной зависимости, получали за известную плату или на определенных условиях по добровольному соглашению со своими помещиками землю.

Александр I в память об августейшей прародительнице в  первом же указе написал: «Мы будем  царствовать по сердцу и законам нашей бабки Екатерины II». Восьмого сентября 1802 года для улучшения государственного управления им учреждены восемь министерств, в том числе министерство народного просвещения. Под его началом был единственный, существовавший тогда, университет – Московский, но вскоре открылись три новых – в Вильно, в Харькове, в Казани и принято решение основать еще три – в Киеве, Устюге Великом и Тобольске. Подчинив каждому из них целый округ учебных заведении, куда входили губернские гимназии, уездные и приходские училища. Целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных обществ и заведении. Открылись еще два училища высших наук в Ярославле и Нежине, первое – на пожертвования статского советника Демидова, другое – графа Безбородко. Так было положено начало созданию в Москве и Петербурге различных благотворительных обществ. В первом их было три: первое – для исторических изыскании; другое – для распространения сведении по части естествознания; третье – по части словесности. В Петербурге также учреждены три общества: Общество любителей наук, Беседа любителей русского слова и общество соревнователей просвещения и благотворения.

В Петербурге в 1812 году учреждено общество «Сословие призрения разоренных от неприятеля». Кроме того, в Петербурге стала выпускаться газета «Русский инвалид». Все вырученные от нее деньги шли на пользу изувеченных в сражении воинов и их осиротевших семей. Самые щедрые пожертвования в эти общества делала императрица Мария Федоровна.

В ноябре 1824 года в Петербурге произошло страшное наводнение. Александр  лично руководил спасением погибающих, посылал своих приближенных с различными поручениями, велел им не жалеть ничего для помощи несчастным, приказал выдать миллион рублей для разоренных.

Через год после вступления на престол Николай I учредил комитет, которому поручил изыскание мер  к улучшению положения помещичьих крестьян.

Императора Александра II называют царем – освободителем, в феврале 1861года он подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Александр III вступив на трон в декабре 1881 года, объявил повсеместном понижении выкупа крестьянских платежей.

В 1892 году Стасова создала  общество – «Детская помощь». В 1904 году создан Союз для борьбы с детской  смертностью. Детям-сиротам помогали служители церкви, они открыли  в Петербурге «Дом трудолюбия», где  обитали и трудились бездомные дети (11. 25).

Жена военного министра Милютина основала женский монастырь и при нем школу и приют. Особой популярностью в летний период пользовались приюты для христианских детей. В середине 19 века, как проявление социальной помощи явилось открытие воскресных школ для детей бедноты.

История благотворительности в  России – это история таких  купеческих династии, как Морозовы, Солдатенковы, Третьяковы, Рябушинские, Медведниковы и бесчисленное множество  других русский семей, считавших  благотворительность святым делом, делом чести своего рода.

Больнице святителя  Алексей в декабре 2003 года исполнилось 100 лет. Она была построена по духовному  завещанию вдовы купца Медведникова, Александры Ксенофонтовны для тяжело больных, неимущих и пожилых людей.

Первый главный врач больницы Степан Яковлевич Попов заложил основы деловой и в тоже время дружеской обстановки в коллективе. По праздникам у него дома пеклись пироги для одиноких больных, которых никто не приходил проведать. Когда началась Первая мировая война, он в своей квартире устроил палату для раненых и лечил их за свой счет.

Потребность помогать ближнему –  это естественное свойство человека. Так мы устроены – нам необходимо быть кому-то нужными, полезными, жить не только для себя. Это одна из глубинных основ нашего существования в обществе.

В 90-е годы в Москве Городской думой была создана  система территориальных благотворительных  обществ: Москва была поделена на 28 частей, и в каждой было свое благотворительное  общество или попечительство.

У них были свои информационные центры. Устроены они были, конечно, не на нашем современном уровне – компьютеров не было, все делалось на системе карточек, и много сложностей было с этим, - но центры такие были. Стремились сделать и общегородской информационный центр – банк данных рабочих мест в первую очередь.

Вот такая была система. И такими благотворительными обществами была охвачена полностью вся Москва. А ведь помимо этой системы существовала еще и  сословная, и церковная, и частная  благотворительность.

 

2. Российская благотворительность в наше время

 

Основа для возрождения традиции благотворительности и меценатства  уже есть. Это рождающийся сегодня  средний класс российских предпринимателей.

Этот новый тип предпринимателей – это, как правило, скромная интеллигенция, которая раньше не имела ни каких возможностей для личной инициативы развития. Они чаще всего были основными «генераторами идей» в своих институтах, лабораториях, отделах, но этим все и ограничивалось. Сейчас они получили возможность реализовать свою энергию.

Именно усилиями этих людей сегодня  создаются зачатки благотворительности  и меценатства, по своим принципам  в чем-то близкие к революционным, но в отличие от того времени, когда фирмо-образующим элементом были в основном крестьяне и мещане, у нас такой элемент – интеллигенция.

Таких предпринимателей сейчас довольно много. Их фирмы до сих пор существуют в начальной  стадии своего развития. Деньги у этих фирм, где работают 20, 30, 50 человек, как  правило, небольшие, возможностей широко развернуться пока нет. Поэтому, естественно, и размеры благотворительной и меценатской деятельности здесь тоже ограничены. И, тем не менее, многие из них обнаруживают вполне определенные стремления проникать в социальную сферу, оказывать на нее какое – то воздействие, участвовать в социальной жизни.

Например, одна из таких  фирм, которая производит уникальный режущий инструмент, предоставляет  свою продукцию различным стоматологическим, медицинским центрам бесплатно  или за очень низкую плату, широко проводит бесплатные консультации по проблемам обработки материалов. Другие фирмы организуют бесплатные курсы – профессиональные, компьютерные – для всех желающих. Третьи, например, ведут работу со школьниками в своем районе – устраивают для них олимпиады, занятия. Очень много есть разных вариантов. Там, где возможно, участвуют материально, а Гед можно, и просто своим трудом, своими знаниями, своей готовностью помочь в каком – то деле. Это действительно замечательно – и реальность и перспективы.

Также существует благотворительный фонд В.Потанина. Уже стало традицией накануне Татьяниного дня вручать лучшим студентам московских ВУЗов именные стипендии благотворительного фонда Потанина.

Федеральная стипендиальная программа отметила в 2005 году свое пятилетие. Ее особенность в том, что поддержку получают не просто отличники ведущих государственных ВУЗов – две последние отличные сессии, являются только правом участия в двухступенчатом конкурсном отборе.

Информация о работе Развитие благотворительной деятельности в РФ и РТ