Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:03, контрольная работа
Корпоративная социальная политика - это разработка и реализация мероприятий и программ, обеспечивающих социальную защищенность и высокий социальный статус сотрудника компании:
- условия труда;
- фирменная спецодежда и защита;
- корпоративные здравницы, дома отдыха;
- корпоративные праздники.
1. Развитие корпоративной социальной политики в России.
Корпоративная социальная политика - это разработка и реализация мероприятий и программ, обеспечивающих социальную защищенность и высокий социальный статус сотрудника компании:
- условия труда;
- фирменная спецодежда и защита;
- корпоративные здравницы, дома отдыха;
- корпоративные праздники.
В советское время в России понятия корпоративной социальной отчетности в чистом виде существовать не могло, хотя на балансе предприятий числилось немало объектов социальной инфраструктуры (например, в 1980-е гг. 30 млн. человек пользовались принадлежащими предприятиям медицинскими учреждениями, 1,5 млн. детей ежегодно отдыхали в принадлежащих предприятиям санаториях), в условиях общественной формы собственности сложно разделить государственные социальные программы и программы конкретных предприятий.
В России понятие корпоративной
социальной ответственности начало
появляться с переходом от плановой
системы в экономике к
Исследователи выделяют несколько этапов в отношении социальной инфраструктуры со стороны владельцев приватизированных предприятий:
1-й этап (начало –
середина 1990-х). Резкое сокращение
социальной инфраструктуры
2-й этап (1998-2000). Период
стабилизации социальной
3-й этап (2000-е гг.). Оптимизация
профильной деятельности социал
В настоящее время, на этапе оптимизации, с точки зрения классической теории КСО ситуация выглядит следующим образом. Целый спектр как взаимодополняющих, так и исключающих одна другую трактовок социальной ответственности выявило проведенное по материалам экспертных интервью исследование Фонда «Общественное мнение». Разнообразие трактовок подчеркивает предложенная в данном исследовании оригинальная систематизация, распределившая их по семи основным типам на основании двух критериев: объекта — «перед кем ответственность» (собственные работники, регион, общество в целом) и типа — «какого рода ответственность» (юридическая или нравственная)
В соответствии с этим были выделены:
- формально-юридическая трактовка социальной ответственности (правовая ответственность, выражающаяся, прежде всего, в своевременной и полной уплате налогов);
- корпоративный подход (проведение социальной политики на предприятии), представленный в двух версиях — патерналистской («хозяин» должен «отечески опекать» своих работников) и формальной (необходимость «честного партнерства»);
- социологическое понимание социальной ответственности (необходимость формирования социальной инфраструктуры общества);
- социальная ответственность как благотворительность (преимущественно «морализаторский подход»);
- распределительная трактовка (тезис «богатые должны делиться», понимаемый в духе «разумного эгоизма»);
- «технологический» подход (производство качественных товаров и услуг);
- региональная ответственность (ответственность перед «территорией» ведения бизнеса).
Важно отметить, что подавляющее большинство респондентов данного исследования, так или иначе, отмечало правовую ответственность в качестве важнейшего атрибута КСО.
Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствие с её адресатам на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании.
Внешняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.
Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.
Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:
- развитие персонала, повышение профессионально-квалифи-
- формирование корпоративной культуры;
- рекреация и оздоровление работников и членов их семей;
- привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах;
- спортивные программы;
- оказание материальной помощи;
- помощь ветеранам;
- реализация разнообразных детских программ.
Внутренняя корпоративная политика направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.
Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:
1) участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;
2) содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);
3) поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;
4) помощь в организации культурно - досуговой деятельности;
5) проведение образовательных проектов для населения;
6) поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;
7) поддержка незащищённых групп населения.
Наибольшее значение
и распространение имеют
В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия.
2. Развитие человеческих ресурсов и вложения в человеческий капитал.
Развитие человеческих ресурсов – это методы обучения, различные тренинги, семинары и курсы по повышению квалификации и другие способы, которые позволяют повысить уровень знаний и мастерства сотрудников для повышения эффективности рабочего процесса.
Условно способы развития человеческих ресурсов можно разделить на платные и бесплатные методы, постоянные и регулярные процедуры, а также личные и групповые.
Например, курсы повышения квалификации могут быть как оплачиваемы за счет фирмы, так и без какой-либо оплаты, они могут проводиться как ежегодно, так и ограничиться одноразовыми занятиями.
И даже такой метод развития человеческих ресурсов, как повышение личной эффективности (тайм-менеджмент) может соответствовать любой из вышеперечисленных характеристик, хотя изначально он задумывался как бесплатный, личный и постоянный способ собственного развития.
Наиболее эффективные методы развития человеческих ресурсов.
Вот несколько советов для
эффективной организации труда,
1) Для начала нужно найти самый неэффективный и отстающий отдел, из-за которого тормозится работа фирмы в целом. Поняв, где в организации находится самое "слабое звено", можно направить больше усилий на организацию работы той части коллектива, которая далека от «эталона».
2) Использовать «принципа Парето»
3) Упрощенная форма документооборота. Упростить и автоматизировать все стандартные механические рабочие процессы, которые не требуют интеллектуального, творческого или индивидуального подхода к решению той или иной задачи. Например, разработать программу автозаполнения разных бланков и отчетов, свести к минимуму излишнюю внутреннюю переписку, создать готовые формы ответов на стандартные вопросы (FAQ), обучить этому сотрудников.
4) Каждая вещь, предмет или рабочая
деталь должна быть
5) Стандартизация. Она должна быть во всех сферах, начиная от изготовления того или иного товара, заканчивая обычными процедурами поддержания чистоты и порядка. Доказано, заученные схемы поведения и действия «на автомате» ускоряют любой рабочий процесс.
В современной экономике растёт популярность теории человеческого капитала. Изначально большинство теоретиков человеческого капитала придерживались наиболее узкой трактовки этого понятия: относили к нему лишь знания, навыки и компетенции, приобретённые в системе формального образования и непосредственно используемые в целях получения дохода в сфере оплачиваемой занятости. Широко известна формулировка Г. Беккера: человеческий капитал «формируется за счёт инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах».
Сегодня более популярны
расширительные трактовки
Методология формирования
- капитал здоровья и здорового образа жизни;
- капитал образования (знания общие и специальные);
- капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, производственный опыт);
- научный капитал (изобретения, инновации, исследования);
- капитал культуры (воспитание, самовоспитание, саморазвитие);
- обладание экономически значимой информацией (информированность о ценах и доходах);
-капитал миграции (мобильность работников);
- мотивация экономической деятельности.
Для производства
товаров или услуг с целью
удовлетворения своих
Для формирования
и накопления человеческого
Информация о работе Развитие корпоративной социальной политики в России