Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:52, реферат
Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже ответ на первый из перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что - к другой, а что вообще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие нет?
Введение………………………………………………………………………3
Социология в России........................................................................................4
Зарождение русской социологии………………………………….......6
Развитие социологии в России………………………………………...7
Заключение………………………………………………………….....10
Список используемой литературы.......................................................13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНИЧЕСКГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
" Социология и политология"
На тему: Развитие отечественной социологии в 20 в.
Альметьевск 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Социология в России........................
Введение.
Любая наука, достигшая известной
степени зрелости, дифференцирована
и состоит из ряда отраслей или отдельных
научных дисциплин. Так обстоит дело и
в социологии. В ней существуют такие области
знания, как теоретическая и эмпирическая,
фундаментальная и прикладная социологии;
социология глобальных обществ, больших
и малых групп; социология различных институтов
и сфер социальной жизни: морали, права,
политики, семьи, средств массовой коммуникации
и т. п.; социология социальных проблем:
преступности, наркомании, этнических
и расовых конфликтов и т.д. К числу таких
относительно самостоятельных научных
дисциплин принадлежит и история социологии.
В чем заключаются задачи этой дисциплины?
Известно, что всякая история отвечает,
в сущности, на пять вопросов: Что было?
Где было? Когда было? При каких обстоятельствах?
Почему?
Применительно к истории социологии ответить
на эти вопросы — значит дать представление
о том, что думали ученые определенных
стран и эпох об обществе, о путях его изучения,
а также о том, в каких условиях они об
этом думали и почему они думали так, а
не иначе. Иными словами, задача историка
социологии - просто рассказать, «как было
дело» в рассматриваемой им науке.
Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже
ответ на первый из перечисленных вопросов:
«Что было?» - требует решения ряда проблем.
Как определить, что относится к этой науке,
что - к другой, а что вообще к науке не
относится? Какие имена, школы, направления,
понятия, теории, методы наиболее важны
и, следовательно, должны присутствовать
в истории социологии, а какие нет?
Очевидно, что представление о том, что
такое история социологии, явно или неявно
предполагает представление о том, что
такое собственно социология.
СОЦИОЛОГИЯ В
РОССИИ.
Социология в России — это часть общемировой
социологии. История развития российской
социологии связана со сложными катаклизмами.
Ее появление было обусловлено рядом предпосылок
(научных, экономических, политических
и т.д.) как мирового масштаба, так и ее
своеобразных, национальных, свойственных
только для России.
К сожалению, до революции социология
в нашей стране так и не стала академической
дисциплиной и была в чрезвычайно малой
степени институционализирована. Из трех
основных составляющих процесса институционализации
только одна — публикации, достигла определенного
уровня развития. Временное усиление процесса
институционализации социологии произошло
после революций 1917 года (введение социологии
в число обязательных предметов преподавания
в учебных заведениях, создание социологических
обществ и учреждений, увеличение выпуска
социологической литературы, в том числе
учебников и т.д.). Но это продолжалось
недолго — только до 1922 г., когда социология
в нашей стране как предмет преподавания
была ликвидирована.
До 20-х годов в России существовало много
направлений и школ социологии, то же свойственно
было и Западу. Но после принятия в России
(в конце 30-х) точки зрения, что социология
это философская наука, после проведения
ряда дискуссий в последующие годы, «запрет»
на выдвижение отличных от официальной
точек зрения привело к тому, что в стране
осталось существовать только одно направление.
На Западе как существовали, так и продолжают
мирно существовать разные точки зрения
на социологию. В настоящее время в российской
социологии складывается толерантность
и плюрализм идей. Началось осуществляться
то, о чем мечтал в свое время М.М.Ковалевский
и о чем говорил Н.И.Кареев: «Социология
будущего явится синтезом тех частных
истин, какие содержатся в отдельных направлениях
социологии».
В России, как отмечает А.О.Бороноев, уже
начинают складываться новые направления,
школы в социологии, появляются новые
лидеры. Этому способствуют несколько
факторов: 1) социология стала университетской
наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь;
2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными
странами; 3) углубляется институционализация
социологии как науки. В настоящее время
в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов
и отделений социологии, около 10 журналов.
Но при этом не надо забывать, что в обществе,
где много традиционности и где долго
инициатива была под запретом, изменения
происходят трудно и для этого необходимо
длительное время.
Критерием признания, самоутверждения
и самоопределения любой науки, в том числе
и социологии, выступает как формирование
своего особого отношения к изучаемому
объекту, выделение в нем своего предмета
или предметной области, разработка своих
познавательных средств и методов, так
и разработка своего собственного категориального
аппарата, чем в настоящее время российские
социологи начали активно заниматься.
В данной книге представлены основные
взгляды и подходы современных российских
и западных социологов как на предмет
социологии, структуру и функции социологии,
ее место в системе других общественных
наук, так и на категориальный аппарат
науки об обществе.
1. Зарождение русской социологии.
Зарождение и развитие русской научной социологии было обусловлено многочисленными причинами и факторами. К середине XIX века, когда русская социология, исходя из сложившегося мнения, начала своё формирование, западная социологическая мысль уже нашла своё воплощение в трудах О. Конта, Сен-Симона, Г. Спенсера и других обществоведов того времени. Бесспорно, на процесс зарождения социологии в России известное влияние оказали социологические воззрения западных школ и их представителей.
Предыстория
русской социологии связана с
деятельностью радикальных
Широкий интерес к социальной проблематике стал характерен для русского образованного общества в связи с реформами Александра II. Неслучайно в этот период происходит знакомство русской интеллигенции с творчеством О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и других мыслителей, в чьих трудах были заложены основы социологической науки.
Бурное развитие социальных отношений в послереформенной России заставляли анализировать складывающиеся отношения в социуме. В этот период начались поиски неизвестных ранее подходов в социальной сфере. Формирование социологии как науки происходило сразу в нескольких направлениях.
2. Развитие социологии в России.
Социологическая мысль в
России развивается как часть
общемировой социологической
Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;
Второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;
Третий — с начала 60-х до наших дней.
Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского 1851-1916 гг. М.М. Ковалевский был последним представителем классического позитивизма. Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальным марксизмом, во главе с В. Плехановым и В. И. Лениным, и так называемым легальным марксизмом, представителями которого являются П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.
Возрождение
социологии как науки начинается
в конце 50-х-начале-60-х годов, на волне
«хрущевской оттепели». Это время
принято считать началом
Список используемой литературы.
Информация о работе Развитие отечественной социологии в 20 в