Развитие партизанского движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

В данной работе попытались проследить возникновение молодежных субкультур, раскрыть основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, проанализировать формы активности этих сообществ, механизмы их влияния на личность и поведение подростков, охарактеризовать атрибуты молодежной субкультуры.
Целью работы является определение социализирующих и коррекционных возможностей неформального молодежного объединения для развития личности молодого человека. Объект исследования – неформальные молодежные объединения. Было проведено исследование неформальных молодежных объединений, их отличий друг от друга, основных идей, форм организации, элементов субкультуры, отношение к другим организациям, связь с обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 32.75 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

В данной работе попытались проследить возникновение молодежных субкультур, раскрыть основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, проанализировать формы  активности этих сообществ, механизмы  их влияния на личность и поведение  подростков, охарактеризовать атрибуты молодежной субкультуры.

 

Целью работы является определение  социализирующих и коррекционных  возможностей неформального молодежного  объединения для развития личности молодого человека. Объект исследования – неформальные молодежные объединения. Было проведено исследование неформальных молодежных объединений, их отличий  друг от друга, основных идей, форм организации, элементов субкультуры, отношение  к другим организациям, связь с  обществом.

 

 

Что такое субкультура

 

 

Сфера досуга как область, предоставляющая молодому поколению  максимально широкие возможности  для реализации индивидуальных устремлений, формальной и неформальной по характеру  деятельности, служит пространством  для возникновения различных  молодежных субкультурных течений. Молодежную субкультуру необходимо рассматривать как результат  культурно-досуговой деятельности молодежи, которая для реализации своих устремлений формирует  особые интерсубъективные структуры.

 

Субкультурная деятельность молодежи присуща высокоразвитому обществу, достигшему определенного уровня благосостояния и гарантирующему удовлетворение основных биологических и социальных потребностей подавляющему большинству своих членов. В этих условиях поведение молодых людей значительно отличается от взрослых, к тому же они уже вырабатывают свои ценностные ориентации, с помощью Интернета получают значительно больше информации о жизни своих сверстников за рубежом. Поэтому молодежная субкультура представляет собой полифункциональное явление, отвечающее разнообразным потребностям развития личности, и, прежде всего – потребности в социальной и культурной идентичности, включения личности в ту или иную культурно-досуговую общность. Стремление личности отождествить себя с целым, социум, общество, родина, а также различия в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры отдельными и социальными, и возрастными группами выделяют молодых людей из большого сообщества и приводят к формированию специфических систем ценностей и соответствующих норм поведения.

 

Сегодня существует множество  субкультурных течений, как в  России, так и за рубежом, у которых  можно найти принципиальное сходство причин их возникновения и механизмов их функционирования.

 

Молодежная субкультура  – порождение предпринятой рядом  стран национализации системы образования  и науки, что привело к распространению  в этих дотоле свободных сферах «третьего  времени», отличающегося от рабочего времени и досуга, бюрократической  централизации и жесткой регламентации. Как показывает анализ, в большинстве  своем сюда вошли люди с высшим образованием или получающие высшее образование. Отсюда можно определить начальную фазу субкультуры как  «бунт против утилитарного отношения  к молодежи».

 

Рассмотрим наиболее яркие  и распространенные субкультуры  настоящего времени.

 

Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к  США, Канаде и Западной Европе, в  российских условиях должна быть несколько  модифицирована. Исследователями молодежных движений была предложена следующая  их типология:

 

· романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты);

 

· гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

 

· криминально-делинквентные («гопники», «люберы»);

 

· анархо-нигилистические (панки);

 

· экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого»  толка, некоторые из которых можно  также определить как радикально-деструктивные.

 

 

Основные молодежные субкультуры

 

 

 

Хиппи

 

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ.

 

Движение хиппи развивалось  «волнами»: первая волна относится  к концу 60 – началу 70 гг., вторая –  к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается  резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного  движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные  распущенные волосы, джинсы или джинсовая  куртка, иногда балахон неопределенного  цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

 

Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию. Работая в школе, а затем в вузе, хиппи делают глубокие и информативные сообщения (или рефераты) о ценностях хиппи, психологии хиппи, их социологии и философии, что довольно плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника.

 

Индианисты

 

Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

 

Толкинисты и ролевики

 

В молодежной культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса web-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим студиям.

 

В 1993—94 гг. движение толкинистов переживает кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторических сюжетов. В это же время организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание, кажется, никогда не было абсолютным. Можно заметить, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

 

Байкеры

 

С определенными оговорками можно отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.

 

Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

 

Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг.

 

Растафари

 

Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями  в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага  Эфиопии) береты, волосы, заплетенные  в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедовал идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы. 2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.

 

С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести  потерянный рай и восстановить справедливость на Земле. Джа (иск. англ. Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.

 

Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воле великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный город, родина греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.

 

Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг, у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды – длинные локоны, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи. Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (зародилось в 60-е гг. на Ямайке).

 

Хакеры (компьютерные фанаты) — В основном это студенты технических  факультетов вузов, старшеклассники  школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров  затруднительно еще и потому, что  общаются они преимущественно посредством  компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

 

Рэйверы

 

Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров – к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, — достаточное основание для их сближения при типологизации.

 

Субкультура рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда («экстази», «скорость»). Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые фигуры рэйв-субкультуры — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

 

Роллеры

 

Роллерами называют любителей  роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно носят наколенники  и налокотники. В основном роллеры  – школьники обоего пола или студенты начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей.

Информация о работе Развитие партизанского движения