Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 14:14, реферат
Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделяют психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психология народов, инстинктивизм, интеракционизм. Выделяют также развитие психологической социологии в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. Психологический эволюционизм в социологии (Л.Уорд, Ф.Гиддингс)
2. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл)
3. «Психология народов»
4. Групповая психология и теория подражания
5. Зарождение интеракционизма
6. Психологическое направление в российской социологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Развитие психологической
социологии (конец 19века)»
1. Психологический
эволюционизм в социологии (Л.Уорд, Ф.Гиддингс)
2. Инстинктивизм (У.
Мак-Дугалл)
3. «Психология народов»
4. Групповая
психология и теория подражания
5. Зарождение интеракционизма
6. Психологическое
направление в российской социологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Социология есть солнечный микроскоп психологии»
Натуралистические
теории не могли сколько-нибудь долго
удовлетворять потребности быстро развивающейся
социологии, которая как губка, впитывала
в себя все новейшие научные открытия
и достижения и живо реагировала на них
появлением новых направлений, школ и
даже парадигм. Активизировался поиск
нового ключа к разгадке многих общественных
явлений и процессов, его видели чаще всего
в сфере психики человека, мотивации его
действий, выявлении потребностей, желаний.
Кризис биолого-натуралистических
теорий в конце 19 века способствовал усилению
психологической тенденции в социологии.
В этот период в социологии возникло психологическое
направление, оказавшее сильное влияние
на развитие ее как науки. Появление нового
направления было связано с успехами психологии,
особенно экспериментальной.
Однако идея сведения
социального к психологическому не была,
конечно, новой. На «универсальные законы психологии» и «свойства
человеческой природы» ссылались и Локк, и Юм,
и французские просветители, и английские
утилитаристы. Милль в полемике с Контом
утверждал, что все социальные законы
сводятся к «законам индивидуальной
человеческой природы».
«Соединяясь в общество,
люди не превращаются в нечто другое, обладающее
другими свойствами…В общественной жизни
люди обладают лишь такими свойствами,
которые вытекают из законов природы отдельного
человека и могут быть к ним сведены». Поэтому
социология как наука «о действиях масс людей
и о различных явлениях, составляющих
общественную жизнь», имеет своей основой психологию.
Психологическое направление
в социологии, сформировавшееся на рубеже
веков, имело сложную структуру. Выделяют
психологический эволюционизм, групповую
психологию, психологию подражания, психология
народов, инстинктивизм, интеракционизм.
Выделяют также развитие психологической
социологии в России.
Все эти направления
объединяет стремление искать ключ к объяснению
всех социальных явлений и процессов в
психических факторах развития человека
и общества. Представители психологической
социологии обращали внимание на проблему
соотношения общественного и индивидуального
сознания как наиболее значимую.
1. Психологический
эволюционизм в социологии
Психологический эволюционизм
представляет собой течение социологической
мысли конца 19 - начала 20 века, представители
которого рассматривали процесс развития
общества как часть космической эволюции,
имеющий направленный характер, как переход
от простых этапов к сложным, на основе
развития сознательного начала, то есть
разумного управления социальными процессами.
При этом каждый новый этап вбирает в себя
лучшие достижения предшествующего благодаря
организованной психической деятельности
человека.
Наиболее крупными
представителями психологического эволюционизма
являются американские социологи Лестер
Уорд (1841-1913)гг. и Франклин Гиддингс (1855-1931)гг.
Рассмотрим идеи, которые
были предложены Л.Уордом.
Главными его работами
выступают: «Динамическая социология» (1883), «Очерки
социологии» (1898), «Чистая социология» (1903). Л.Уорд
был основателем и первым президентом
Американского социологического общества
(1906 - 1908)гг.
Основные идеи социальной
эволюции излагаются Л.Уордом в полемике
с позиций Спенсера. Он критикует британского
социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции,
в котором не находится места сознанию
и целенаправленной деятельности людей.
Социальная эволюция, считает Уорд, не
может быть явлением чисто природным,
биологическим (как его трактует Спенсер),
поскольку в обществе живут и действуют
люди, наделенные сознанием, психикой.
Следовательно, в основу социологического
анализа можно положить, прежде всего,
психологические, а не биологические принципы,
психологические, а не биологические механизмы
общественной жизни.
Подход Уорда к пониманию
социальной эволюции состоит в том, что
необходимо видеть в эволюционном процессе
природное спонтанное развитие, названное
им генезисом, и осознанные, целенаправленные
действия, приводящие к его развитию, что
было названо американским социологом
телезисом. Генезис и телезис в социологии
Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные
части эволюционного процесса.
Как видно, Уорд стремится
объединить изучение природного и социального
в социологической науке. Соединительным
звеном при этом становится человек - наполовину
природное, наполовину общественное существо.
В первом случае - с
генезисом - социолог имеет в виду естественный,
природный прогресс.
Во втором случае -
с телезисом - речь идет о прогрессе, связанном
с деятельностью людей. В основе этой деятельности
лежат определенные силы, называемые социологом
и социальными, и психическими.
В учении Л.Уорда концепция
социальных сил, которые он характеризует
как «психические
силы, действующие в коллективном состоянии
человека» стала
центральным звеном. Социальные силы определяют
поведение человека. Раз они психологизируются
Уордом, то можно сделать вывод, что базой
социологии служит психология.
Первичной социальной
силой оказываются желания - голод, жажда,
половые потребности. На их основе возникают
вторичные - интеллект, моральные, эстетические
силы - желания. Главным среди вторичных
сил является интеллект. Пока желания «живут» «внутри» индивида,
они являются психическими силами. Как
только желания осознаются, они становятся
интересами, и таким образом, превращаются
в социальные силы.
Базой для удовлетворения
первичных потребностей является труд,
причем обман выступает как разновидность
труда.
Поведение человека
в соответствие с концепцией Уорда, может
определяться, помимо желаний, также репродуктивными
силами, к которым он относит любовь. Все
это - стимулы индивидуального поведения,
включающие в себя желания и репродуктивные
силы.
Но Уорд говорит еще
о психологических факторах цивилизации,
которые он подразделил на три группы:
1. различные проявления
души - чувства, волевые акты, эмоции.
2. интуиция, интеллект,
изобретательство.
3. экономия ума, экономия
природы, социальные аспекты воли и интеллекта.
Нетрудно понять, что
социологическая теория в творчестве
Уорда изрядно психологизируется.
Психологический эволюционизм
американского социолога - это результат
столкновения психического прогресса
индивида с общественными условиями его
жизни. Социальный прогресс общества обеспечиваются
социогенетческими силами. Эти силы делятся
им на интеллектуальные и моральные. Наибольшее
значение имеют первые. Они лежат в основе
стремления людей приобретать знания
и получать образование. Он считает, что
образование выступает стимулом и самой
надежной формой социальных преобразований.
Следовательно, Введение всеобщего равного
и общего образования имеет положительный
результат.
Также в свете реформаторских
идей Уорда следует рассматривать созданное
им утопическое учение об идеальном обществе
- социократии, главным признаком которого
социальный контроль социальных сил через «коллективный
разум общества». Он поддерживал профсоюзы
и рабочие движения, доказывал необходимость
улучшения положения пролетариата. Как
и многим социологическим учениям, социологии
Уорда был присущ гуманизм.
Общий вывод, который
следует из рассмотрения концепции Уорда,
состоит в выявлении двух взаимосвязанных
позиций, подчеркивающих характерные
особенности его учения. Это психологическая
социология процессов и утопизм социальных
преобразований. В целом же Уорд внес заметный
вклад в развитие социологии прежде всего
стремлением доказать, что социальной
революции, имеющей активный характер,
ведущую роль имеет психология человека
и его воля.
Рассмотрим творчество
американского социолога Ф.Гиддингса.
Он был первым создателем кафедры социологии
(1894) в Колумбийском университете, избирался
президентом Американского социологического
общества (1908). Его главный труд - «Принципы
социологии» (1896), а также последовали такие
работы, как «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная
социология» (1901) и др.
В соответствие с его
идеями социология - наука, которая стремится
понять общество в целом и объяснить его
посредством космических законов и причин.
Для Гиддингса не подлежит сомнению психологическое
происхождение социологии. Но, социология
и психология имеют различия. Социология,
прежде всего, исследует процессы эволюции
общества, а также обладает и другими особенностями.
По его мнению, «социология является попыткой
объяснить возникновение, рост, строение
и деятельность общества действием физических,
жизненных и психологических причин, действующих
совместно в процессе эволюции». Основная же особенность
социологии состоит в том, что ее представители
объясняют социальные явления посредством
использования причин психического характера.
Как пишет американский социолог, «социология
является истолкованием социальных явлений
посредством психической деятельности,
органического приспособления, естественного
отбора и сохранения энергии».
Центральная идея Гиддингса
- идея «себеподобного
сознания» (родового
сознания), то есть это чувство тождества,
которое испытывается одними людьми по
отношению к другим.
Гиддингс полагал,
что в процессе социальной эволюции действуют
две силы - бессознательная и сознательная.
К первой он относит природные, а, следовательно,
объективные факторы. Ко второй силе -
факторы субъективно - психологического
характера. Он считал их не личностными
проявлениями, а «сознанием рода». Это понятие является у
него одним из центральных. Сознание рода
и социальный разум означает духовное
единство разумных существ, что делает
возможным их сознательное взаимодействие
друг с другом при сохранении индивидуальности
каждого.
Любопытна у Гиддингса
трактовка классовой структуры общества.
Он определяет «общественные классы» не
по объективным признакам, а по степени
развития принадлежащих к ним индивидов «сознания
рода», то
есть чувства солидарности. Он различает,
во-первых, социальный класс, состоящий
из людей, активно защищающих общественный
строй; во-вторых, «несоциальный класс», состоящий
из тех, кто тяготеет к узкому индивидуализму
и равнодушен к общественным делам; в-третьих, «псевдосоциальный» класс,
состоящий из бедняков стремящихся жить
за счет общества; в-четвертых, «антисоциальный класс», куда
входят инстинктивные или привычные преступники,
у которых сознание рода почти исчезло
и которые ненавидят общество и его институты.
Подводя краткий итог,
следует отметить, что влияние работ Гиддингса
на развитие социологической мысли не
было слишком значительно и сохранилось
только в рамках эволюционизма. Это направление
дополнило биолого-эволюционную схему
Спенсера.
Несмотря на «внешнее» противостояние
Спенсеру представителей психологического
эволюционизма и его критику ими, реального
разрыва с эволюционными идеями не произошло.
Более того, они были усилены за счет использования
в ходе анализа усложнения форм общественной
жизни «сознательного
начала», то
есть фактора разумного управления социальными
процессами.
Информация о работе Развитие психологической социологии (конец 19века)