Развитие российской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:04, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть развитие социологии как науки в данный период.
Задачи:
Охарактеризовать развитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся в то время экономической и политической ситуацией
Описать основные направления в развитии науки
Рассмотреть основные идеи социологии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие российской социологии.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

Развитие российской социологии

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ  В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ  РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «российская социология»  не совсем привычное понятие для  нас, так как мы привыкли, что социология – это, конечно же, только в Европе и США. Да, возникла она на Западе, основоположником является О. Конт. Интерес  к учению Конта в России возник немного позже, российские социологи  того времени дали свою оценку этой теории. Социология данного периода  получила развитие и приобрела свои особенные черты, стала идти по своему направлению, оставила после себя богатейшее наследие.

Актуальность Данной работы заключается  в том, что социология в настоящее  время занимает ведущее место  среди других наук. Знание истории  возникновения этой науки в России необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процесс становления.

Цель работы: рассмотреть развитие социологии как науки в данный период.

Задачи:

Охарактеризовать развитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся  в то время экономической и  политической ситуацией

Описать основные направления в  развитии науки

Рассмотреть основные идеи социологии

Рассматривали эту тему в своих  работах такие известные социологи, как Б. А. Кистяковский, Н. И. Кареев, А. А. Галактионов,И. А. Голосенко,Г. Я. Миненков и другие.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ  МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX –  НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

 

60-е годы XIX века, времена правления  Александра III, начинаются великие  реформы. Эти реформы были вынужденными, их диктовал ход экономического  развития. Общество было почти  готово к решительным действиям,  что признавал даже новый царь  Александр II. Борьба вокруг готовящейся  реформы по поводу меры уступок  крестьянам и величины потерь  землевладельцев – помещиков  привела к чёткой поляризации  общественных сил. Из западничества  выделилась революционная демократия  во главе с Чернышевским, другая  часть западников сместилась  в сторону либерализма. В это  время в русском обществоведении  сложилась такая ситуация, когда  часть конкретных социальных  наук – история, этнография, социальная  статистика, юридическая наука и  другие – достигли известных  успехов, но дальнейшее их развитие  требовало глобального методологического  осмысления материала. Философия  оказалась парализованной собственными  трудностями. В этих условиях  возникла потребность в новой  обобщающей общественной науке  – социологии.

1860-1890-е годы считаются первым  этапом развития социологии, её  можно назвать стадией возникновения  «новой науки» [2, с. 34].В это время  в России стала распространяться  идея о необходимости новой  науки, которая бы изучала общественные  явления. Инициатором этой идеи  выступил О. Конт – основоположник  позитивной философии, его идеи  упоминались уже в 40-50-е гг., но особого резонанса они не  имели.. До 60-х гг. знакомство с  идеологией Конта было возможно  лишь в кружке Белинского. Чернышевский  был самым крупным социологом  в России до возникновения  в ней социологии. Публицистика (журналы), философия, социология, экономические  науки, художественная литература, несмотря на цензурные нормы,  давала значительно богатое, чем  в 50-60-е гг., разнообразие школ, направлений, концепций. В печати  обсуждаются всевозможные «социальные  вопросы»: рабочий, земледельческий,  национальный, женский. Широкая популяризация  позитивизма начинается в 60-е  годы. В 1859 году выходят работы  Лаврова (первого русского писателя  по социологии), в 1865 году появляются  статьи о Конте и его философии  в журналах «Современник», «Русское  слово», «Отечественные записки». На  рубеже 60-70-х гг. появляются первые  собственно социологические работы  Лаврова.

Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии  о статусе новой науки, появились  публикации, чётко зафиксировавшие  рождение двух противоположных направлений  – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали  идеи Конта.

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.

Направлением социологии стали  народнические теории, отражавшие интересы крестьянства – наиболее многочисленного  класса России. Ряды народничества  пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним  из главных событий в духовной жизни страны является начавшееся распространение  марксизма. Марксизм сначала не принимается  в революционной среде, затем  быстро находит последователей в  рабочих кружках, в среде студенческой молодёжи, прежде всего у молодых  революционеров, только вступающих на путь борьбы.

Второй этап в развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методологическая критика» [2, с. 36]. В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный  предмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры  или факультеты наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных  изданий.

Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся  и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют  в работе Международного института  социологии. В Париже Ковалевский  открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали  и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена  как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства  России школа была закрыта.

На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. В это время утверждается экономический материализм в  двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Плеханов) и неортодоксальный (Струве, Бердяев).

Третьим этапов в развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это  период, когда социология чётко определяет свой предмет и самоё себя как  общую теорию социального.

Отличительная черта российской социологии – её влияние на общественную и  политическую жизнь.

Для становления социологии стимулирующим  фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских условий, бывших до реформы  почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал состав населения города, создал массу новых  профессий, способствовал ломке  старых культурных стандартов.

Всё это вызвало интерес к  социальным проблемам. Россия не только подарила миру термин «интеллигенция», но первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения  «толпы и героя».

Уже первые историки русской социологии заметили, что главные теоретические  достижения социологической мысли  в России были одновременно ответом  на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». Своё стремление помочь угнетённому народу русские  интеллигенты переносили в писательскую и исследовательскую деятельность, не очень их разграничивая. Отсюда публицистичность социологической литературы в России, её подчёркнутая гуманистическая ориентация, совпадающая с литературной ориентацией  на страдающего человека. Русская  реалистическая литература этого периода  жадно впитывала социальную проблематику. Распространению и оформлению социологии мешали многие патриархально-традиционные элементы старого общества и культуры, прежде всего это вражда с царской  администрацией.

В пору крепостного права верхи  сознательно вытравляли из печати любые  возможности обсуждения социально-политических проблем. После реформы растут социальные слои, с мнением которых приходилось  считаться. Кроме этого мешали предрассудки некоторых учёных в отношении  новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведения. Недоброжелательство  ломалось очень медленно.

Начало XX века является самым сложным  периодом в истории русской социологии. На первый план выдвигался русский  пролетариат, и оттеснялась на второй буржуазия, полный крах потерпела дворянско-буржуазная интеллигенция. Реформа привела  к разложению общины, росту кулачества и к усилению крестьянского недовольства. Рабочий класс, организованный и  руководимый социал-демократами, преодолел  двоевластие. Период совпал в культурном отношении с Серебряным веком.

Возникает «новое религиозное сознание»  и соответствующие философско-социологические  концепции Струве, Булгакова, Бердяева. В это время реставрируется либеральное  народничество во главе с Коревым. Самым распространённым является марксистское учение.

В это время начинается повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала  широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.

Национальная мысль шла в  русле мировой социологической  мысли. Главное в развитии социологии в России – это её позитивизм. Второй особенностью русской социологии было обсуждение проблем динамики (эволюции, прогресса), их последовательности. Третья тема русской социологии – социальная структура и социальное поведение.

Историю социологии можно представить  как совокупность индивидуальных вкладов, обусловленных личностными особенностями  исследователей, имеющими особое значение в социальном познании. В эволюции российской социологии можно выделить три периода, которые совпадают  с вышеописанными и выражаются синтетической, аналитической и аналитико-синтетической  ориентацией исследований.

За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации.

Социология России приобрела, таким  образом, твёрдую почву для перехода на качественно новый этап. Русская  социология выглядела не хуже западноевропейской и американской. У неё было собственное  лицо: были оригинальные разработки, обнаруживающие идейную перекличку с национальными  социологиями других стран, было у ней  и творческое стимулирование мировой  социологии.

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

Народническое

Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого  направления было преобладание в  стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся  по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило  вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма  в стране в частности, выступало  против царизма и феодально-крепостнических  пережитков в стране, требуя их уничтожения

Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а  в XX веке – религиозное.

По вопросам тактики народничество  делилось на три направления:

а) народники- пропагандисты во главе  с П. Л. Лавровым,

б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,

в) народники-анархисты во главе  М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции  в России является необходимость  предварительной разработки революционных  принципов, революционных идей и  пропаганды их в обществе, прежде всего  среди широких масс крестьян.

Лавров считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму  и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив  его движущие силы и критерии.

Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём  тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.

Ткачев – виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками народников, среди  которых существовало убеждение  в неизбежности близкой революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную  программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований.

Народники-анархисты считали государство  главным врагом народа и призывали  его разрушить. Они говорили, что  народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы  правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.

Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что народ надо не учить, а побуждать  к бунту. Какого бы философского вопроса  не касался Бакунин, каждый раз он стремится повернуть его лицом  к общественной жизни. Он считал, что  если философия занимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение  – социология. Социология – это  наука «об общих законах», управляющих  развитием человеческого общества, её он считал высшей из наукгалактионов, с.285].

Революционное народничество создало  такую организацию, как «Земля и  воля», которая в 1879 году раскололась  на «Народную волю» и «Чёрный  передел». Во главе «Народной воли»  стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а во главе  «Чёрного передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов [5, с. 9].

Информация о работе Развитие российской социологии