Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:04, реферат
Цель работы: рассмотреть развитие социологии как науки в данный период.
Задачи:
Охарактеризовать развитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся в то время экономической и политической ситуацией
Описать основные направления в развитии науки
Рассмотреть основные идеи социологии
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие российской социологии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «российская социология» не совсем привычное понятие для нас, так как мы привыкли, что социология – это, конечно же, только в Европе и США. Да, возникла она на Западе, основоположником является О. Конт. Интерес к учению Конта в России возник немного позже, российские социологи того времени дали свою оценку этой теории. Социология данного периода получила развитие и приобрела свои особенные черты, стала идти по своему направлению, оставила после себя богатейшее наследие.
Актуальность Данной работы заключается в том, что социология в настоящее время занимает ведущее место среди других наук. Знание истории возникновения этой науки в России необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процесс становления.
Цель работы: рассмотреть развитие социологии как науки в данный период.
Задачи:
Охарактеризовать развитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся в то время экономической и политической ситуацией
Описать основные направления в развитии науки
Рассмотреть основные идеи социологии
Рассматривали эту тему в своих
работах такие известные
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
60-е годы XIX века, времена правления
Александра III, начинаются великие
реформы. Эти реформы были
1860-1890-е годы считаются
Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали идеи Конта.
В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.
Направлением социологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства – наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий в духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизм сначала не принимается в революционной среде, затем быстро находит последователей в рабочих кружках, в среде студенческой молодёжи, прежде всего у молодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.
Второй этап в развитии социологии
– 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-
Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии. В Париже Ковалевский открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.
На передний план выходит анализ
философских предпосылок
Третьим этапов в развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это период, когда социология чётко определяет свой предмет и самоё себя как общую теорию социального.
Отличительная черта российской социологии – её влияние на общественную и политическую жизнь.
Для становления социологии стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских условий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал состав населения города, создал массу новых профессий, способствовал ломке старых культурных стандартов.
Всё это вызвало интерес к
социальным проблемам. Россия не только
подарила миру термин «интеллигенция»,
но первые теоретические формы
Уже первые историки русской социологии
заметили, что главные теоретические
достижения социологической мысли
в России были одновременно ответом
на вопрос: «Что считать наиболее важным
для блага народа?». Своё стремление
помочь угнетённому народу русские
интеллигенты переносили в писательскую
и исследовательскую
В пору крепостного права верхи сознательно вытравляли из печати любые возможности обсуждения социально-политических проблем. После реформы растут социальные слои, с мнением которых приходилось считаться. Кроме этого мешали предрассудки некоторых учёных в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведения. Недоброжелательство ломалось очень медленно.
Начало XX века является самым сложным
периодом в истории русской социологии.
На первый план выдвигался русский
пролетариат, и оттеснялась на второй
буржуазия, полный крах потерпела дворянско-буржуазная
интеллигенция. Реформа привела
к разложению общины, росту кулачества
и к усилению крестьянского недовольства.
Рабочий класс, организованный и
руководимый социал-
Возникает «новое религиозное сознание»
и соответствующие философско-
В это время начинается повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.
Национальная мысль шла в русле мировой социологической мысли. Главное в развитии социологии в России – это её позитивизм. Второй особенностью русской социологии было обсуждение проблем динамики (эволюции, прогресса), их последовательности. Третья тема русской социологии – социальная структура и социальное поведение.
Историю социологии можно представить
как совокупность индивидуальных вкладов,
обусловленных личностными
За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации.
Социология России приобрела, таким образом, твёрдую почву для перехода на качественно новый этап. Русская социология выглядела не хуже западноевропейской и американской. У неё было собственное лицо: были оригинальные разработки, обнаруживающие идейную перекличку с национальными социологиями других стран, было у ней и творческое стимулирование мировой социологии.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ
Народническое
Народничество возникло в России в
60-70-е годы. Социальной базой этого
направления было преобладание в
стране класса мелких производителей,
крестьянских хозяйств, развивавшихся
по товарному и капиталистическому
пути. Народничество остро ставило
вопрос не только о судьбах России
вообще, но и о развитии капитализма
в стране в частности, выступало
против царизма и феодально-
Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а в XX веке – религиозное.
По вопросам тактики народничество делилось на три направления:
а) народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,
б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропагандисты
Лавров считается
Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.
Ткачев – виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований.
Народники-анархисты считали
Бакунин, в отличие от Лаврова, считал,
что народ надо не учить, а побуждать
к бунту. Какого бы философского вопроса
не касался Бакунин, каждый раз он
стремится повернуть его лицом
к общественной жизни. Он считал, что
если философия занимается общими проблемами
бытия и познания, то её продолжение
– социология. Социология – это
наука «об общих законах», управляющих
развитием человеческого
Революционное народничество создало такую организацию, как «Земля и воля», которая в 1879 году раскололась на «Народную волю» и «Чёрный передел». Во главе «Народной воли» стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а во главе «Чёрного передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов [5, с. 9].