Развитие социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:04, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть развитие социологии как науки в данный период.
Задачи:
Охарактеризовать развитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся в то время экономической и политической ситуацией
Описать основные направления в развитии науки
Рассмотреть основные идеи социологии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ  МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX –  НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «российская социология» не совсем привычное понятие для нас, так как мы привыкли, что социология – это, конечно же, только в Европе и США. Да, возникла она на Западе, основоположником является О. Конт. Интерес к учению Конта в России возник немного позже, российские социологи того времени дали свою оценку этой теории. Социология данного периода получила развитие и приобрела свои особенные черты, стала идти по своему направлению, оставила после себя богатейшее наследие.

Актуальность Данной работы заключается в том, что социология в настоящее время занимает ведущее место среди других наук. Знание истории возникновения этой науки в России необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процесс становления.

Цель работы: рассмотреть  развитие социологии как науки в данный период.

Задачи:

Охарактеризовать развитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся  в то время экономической и  политической ситуацией

Описать основные направления в  развитии науки

Рассмотреть основные идеи социологии

Рассматривали эту тему в своих работах такие известные социологи, как Б. А. Кистяковский, Н. И. Кареев, А. А. Галактионов,И. А. Голосенко,Г. Я. Миненков и другие.

 

 

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ

XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

60-е годы XIX века, времена  правления Александра III, начинаются великие реформы. Эти реформы были вынужденными, их диктовал ход экономического развития. Общество было почти готово к решительным действиям, что признавал даже новый царь Александр II. Борьба вокруг готовящейся реформы по поводу меры уступок крестьянам и величины потерь землевладельцев – помещиков привела к чёткой поляризации общественных сил. Из западничества выделилась революционная демократия во главе с Чернышевским, другая часть западников сместилась в сторону либерализма. В это время в русском обществоведении сложилась такая ситуация, когда часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. Философия оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.

1860-1890-е годы считаются первым  этапом развития социологии, её  можно назвать стадией возникновения «новой науки» [2, с. 34].В это время в России стала распространяться идея о необходимости новой науки, которая бы изучала общественные явления. Инициатором этой идеи выступил О. Конт – основоположник позитивной философии, его идеи упоминались уже в 40-50-е гг., но особого резонанса они не имели.. До 60-х гг. знакомство с идеологией Конта было возможно лишь в кружке Белинского. Чернышевский был самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии. Публицистика (журналы), философия, социология, экономические науки, художественная литература, несмотря на цензурные нормы, давала значительно богатое, чем в 50-60-е гг., разнообразие школ, направлений, концепций. В печати обсуждаются всевозможные «социальные вопросы»: рабочий, земледельческий, национальный, женский. Широкая популяризация позитивизма* начинается в 60-е годы. В 1859 году выходят работы Лаврова (первого русского писателя по социологии), в 1865 году появляются статьи о Конте и его философии в журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки». На рубеже 60-70-х гг. появляются первые собственно социологические работы Лаврова.

Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической * дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали идеи Конта.

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.

Направлением социологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства – наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий в духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизм сначала не принимается в революционной среде, затем быстро находит последователей в рабочих кружках, в среде студенческой молодёжи, прежде всего у молодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.

Второй этап в развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать  «теоретико-методологическая критика» . В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный


Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Методоло́гия (от греч.  учение о способах; )учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

предмет исследования и  своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или  факультеты наталкиваются на отказ  правящих кругов. Нет и специальных изданий.

Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически  все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют  в работе Международного института  социологии. В Париже Ковалевский открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.

На передний план выходит  анализ философских предпосылок  социологического познания. В это  время утверждается экономический  материализм в двух вариантах: ортодоксальный* марксизм (Плеханов) и неортодоксальный (Струве, Бердяев).

Третьим этапов в развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это период, когда социология чётко определяет свой предмет и  самоё себя как общую теорию социального.

Отличительная черта  российской социологии – её влияние на общественную и политическую жизнь.

 

 


Ортодо́ксия (от греч. ὀρθοδοξία — «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие»; <греч. ὀρθός («прямой», «правильный») +δόξα («мнение», «слава»)) — твёрдость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания (наравне с модернизмом, возрожденчеством и реформаторством). В широком смысле ортодоксией называют религиозную или философскую позицию, о которой полагается, что она точно находится в соответствии с буквальным и первоначальным пониманием того или иного учения. В таких случаях говорят об ортодоксальном иудаизме, исламе, различных направлениях буддизма, лютеранстве, марксизме; в той или иной мере разработана ортодоксия некоторых христианских вероисповеданий.

Для становления социологии стимулирующим фактором оказалось  усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских условий, бывших до реформы почти незаметными группами, на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил состав населения города, создал массу новых профессий, способствовал ломке старых культурных стандартов.

Всё это вызвало интерес  к социальным проблемам. Россия не только подарила миру термин «интеллигенция», но первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения «толпы и героя».

Уже первые историки русской социологии заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». Своё стремление помочь угнетённому народу русские интеллигенты переносили в писательскую и исследовательскую деятельность, не очень их разграничивая. Отсюда публицистичность социологической литературы в России, её подчёркнутая гуманистическая ориентация, совпадающая с литературной ориентацией на страдающего человека. Русская реалистическая литература этого периода жадно впитывала социальную проблематику. Распространению и оформлению социологии мешали многие патриархально-традиционные элементы старого общества и культуры, прежде всего это вражда с царской администрацией.

В пору крепостного права  верхи сознательно вытравляли из печати любые возможности обсуждения социально-политических проблем. После  реформы растут социальные слои, с  мнением которых приходилось  считаться. Кроме этого мешали предрассудки некоторых учёных в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведения. Недоброжелательство ломалось очень медленно.

Начало XX века является самым  сложным периодом в истории русской  социологии. На первый план выдвигался русский пролетариат, и оттеснялась на второй буржуазия, полный крах потерпела дворянско-буржуазная интеллигенция. Реформа привела к разложению общины, росту кулачества и к усилению крестьянского недовольства. Рабочий класс, организованный и руководимый социал-демократами, преодолел двоевластие. Период совпал в культурном отношении с Серебряным веком.

Возникает «новое религиозное  сознание» и соответствующие  философско-социологические концепции  Струве, Булгакова, Бердяева. В это  время реставрируется либеральное народничество во главе с Коревым. Самым распространённым является марксистское учение.

В это время начинается повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка  зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии*.

Национальная мысль  шла в русле мировой социологической  мысли. Главное в развитии социологии в России – это её позитивизм. Второй особенностью русской социологии было обсуждение проблем динамики (эволюции, прогресса), их последовательности. Третья тема русской социологии – социальная структура и социальное поведение.

Историю социологии можно  представить как совокупность индивидуальных вкладов, обусловленных личностными  особенностями исследователей, имеющими особое значение в социальном познании. В эволюции российской социологии можно выделить три периода, которые совпадают с


Этнография — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

вышеописанными и выражаются синтетической, аналитической и  аналитико-синтетической ориентацией  исследований.

За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации.

Социология России приобрела, таким образом, твёрдую почву  для перехода на качественно новый  этап. Русская социология выглядела  не хуже западноевропейской и американской. У неё было собственное лицо: были оригинальные разработки, обнаруживающие идейную перекличку с национальными социологиями других стран, было у ней и творческое стимулирование мировой социологии.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Народническое

Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма в стране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения.

Русское народничество  делилось на 2 течения: религиозное  и революционное. В XIX веке большим  влиянием пользовалось революционное  народничество, а в XX веке – религиозное.

По вопросам тактики  народничество делилось на три направления:

а) народники- пропагандисты  во главе с П. Л. Лавровым,

б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,

в) народники-анархисты  во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции  в России является необходимость  предварительной разработки революционных  принципов, революционных идей и  пропаганды их в обществе, прежде всего  среди широких масс крестьян.

Лавров считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму  и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив  его движущие силы и критерии.

Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём  тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.

Информация о работе Развитие социологии в России