Развитие эмпирической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является освещение сущности эмпиризма, индустриальной социологии и значения Чикагской школы в развитии социологии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность эмпиризма и эмпирической социологии;
Дать характеристику индустриальной социологии;
Выявить вклад Чикагской школы в развитие социологии;
Подвести итоги.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
Эмпиризм ………………………………………………………… ……….. 5
Индустриальная социология ..……………………………………………. 8
Чикагская школа в социологии …………………………………………… 11
Заключение ……………………………………………………………………….. 19
Библиографический список ………………………………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Социология 3 семестр.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Школа существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня. Однако с конца 30-х годов она теряет свое исключительное, монопольное положение в социологической науке США. Причинами этого стало, с одной стороны, развитие социологии в других центрах, а с другой — уход а 1934 году тогдашнего лидера школы Р. Парка, возникшие разногласия относительно методов исследований и кризис концепции локализма как главного направления развития американской социологии. Главная тематика Чикагской социологической школы сегодня — урбанистическая социология, проблемы социальной окружающей среды.

Периодизация деятельности Чикагской школы

Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы.

Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен.

Самой большой заслугой первого поколения является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убедили людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последствий каждого из вариантов решений.

Именно первое поколение Чикагской школы — Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества.

Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, на цивилизованность, рациональность форм такого господства.

В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918 — 1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом (1863 — 1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882 — 1958). У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части:

1) объективные условия, заложенные  в существующих социальных теориях  и ценностях;

2) установки индивида и социальной группы;

3) формулирование существа ситуации  действующим индивидом.

Будучи представителем психологического направления в социологии, Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стабильности своего образа жизни, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства над своим окружением. Индивидуальную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом.

Флориан Знанецкий являлся представителем гуманистического направления в социологии, он считал основным предметом социологии социальные системы и выделял следующие их разновидности социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий ввел в социологии понятие человеческого коэффициента, означающее личностно значимый аспект человеческого опыта данного индивида.

Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.

Роберт Эзра Парк (Parc) (1864—1944) считается, в отличие от организатора Смолла, идейным создателем Чикагской школы.

Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп либо же на их периферии.

Работы Парка стали стимулом для проведения многих эмпирических исследований, для углубления и дифференциации методов сбора и анализа конкретных социальных данных. Он считается одним из основателей теории социальной экологии большого города.

Эрнест Берджесс (Burgess) (1886—1966) — ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. В 1934 году он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Он много занимался разработкой исследовательской процедуры — широко известна, в частности, его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

В середине 30-х годов Парк покинул Чикагский университет, а его школа потеряла монополию на определение путей развития социологии США. На конгрессе Американской социологической ассоциации в декабре 1935 г. «Американский журнал социологии», издающийся в Чикаго, перестал быть органом ассоциации.

Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959). Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам целевые разработки. В своей теории социальных изменений Огборн проводит мысль о том, что материальная культура развивается в целом относительно быстрее, нежели нематериальная или адаптивная культурa. Причины этого он объяснял малым количеством изобретений в адаптивной культуре, наличием серьезных препятствий адаптивным изменениям, значительным сопротивлением адаптации, которые являются следствием оценок и ориентации группы — субъекта социальных действий. В целом эта теория положила начало формированию концепции технологического детерминизма в социологии.

Огборн был последовательным сторонником широкого использования статистических методов в социологии, и при нем получило значительное развитие математическое обеспечение проводимых чикагскими учеными социологических исследований.

Третье поколение, помимо Огборна, представлено также именами Эверетта Хьюза, Самуэла Стауффера, Луиса Вирта. Уже после второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер.

Четвертое поколение Чикагской школы выделяет Деннис Смит и датирует его от начала 50-х годов до нашего времени. Лидерами этого поколения он называет Герберта Блумера и Морриса Яновица. Г. Дж. Блумер — представитель психологического направления в социологии, сформулированного, в частности, Дж. Г. Мидом. Блумер продолжает традицию У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический интеракционизм».

Моррис Яновиц (Janowitz) (1919) возглавлял чикагский департамент социологии в 1967—1972 гг., и главным его делом стало энергичное возрождение теоретической и эмпирической исследовательской традиции в сфере городской социологии.

Другими крупными современными представителями Чикагской школы являются Джералд Саттлз, Уильям Корнблум, Альберт Хантер. Центральными проблемами для изучения Чикагской школы на рубеже XXI века являются экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация; формы социального и личностного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отношения; общественное мнение; средства массовой информации; отклоняющееся поведение и преступность; демографические сдвиги; методика и техника социологических исследований.

Значение Чикагской школы. Самой большой заслугой первого поколения является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убедили людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последствий каждого из вариантов решений.

Смолл сформулировал, что долг социолога - открывать новое знание и передать его так, чтобы справедливое и гармоничное общество управлялось во всеобщих интересах.

Томас стремился улучшить средства, имеющиеся в распоряжении социальных инженеров, чьей основной задачей является помощь людям в развитии личностного контроля, благодаря которому можно будет преодолеть индивидуальную нищету, материальную и духовную.

Парк изучал баланс потерь и приобретений цивилизации с точки зрения социального порядка и наиболее полной реализации сущности человеческой природы.

Вирт разрабатывал для социологов стратегии достижения общественного консенсуса, которые не просто делают доступными соответствующие знания, но и обязывают социологов брать на себя профессиональную ответственность за формирование общественного мнения.

Огборн концентрировался на рассмотрении последствий социального знания прежде всего для достижения индивидуальной свободы и личного удовлетворения и, уже потом, для достижения коллективной гармонии.

Также стоит отметить особенности методологических подходов чикагцев.

Методологическим подходом к анализу предмета исследования, который также отличается стремлением соединить методы глубокого монографического обследования (анализ документов, биографий, неформализованное интервью, включенное наблюдение) и статистические методы анализа, социальное картографирование. Для чикагских социологов не характерно противопоставление или принципиальное разделение «мягких» (антропологических и этнографических) методов и «жёстких», количественных; в исследовательских программах, они, как правило, комбинируются и дополняются.

Также вклад ученых данной школы заключается в том, что её ученые разработали ряд частных социологических теорий, которые были эмпирически проверяемы.

В то же время были разработаны и внедрены в массовую практику исследования новых социологических методов: биографического, масштабного опроса, статистического метода.

В целом можно сказать, что Чикагская школа социологии сыграла значительную роль в укреплении эмпирической социологии.

 

Заключение.

Чикагская школа оказала огромное влияние на развитие мировой социологии, в особенности благодаря таким видным чикагским социологам, как Парк, Берджесс, и другие. Существование школы условно можно разделить на три периода, каждый из которых имел своих идейных лидеров, основные направления деятельности, теоретические и практические достижения. В целом, интеллектуальным лидером Чикагской школы является Роберт Э. Парк, основоположник социально-экологического подхода в социологии. Со дня своего основания чикагские социологи придерживались мнения, что задача социолога - открыть знание и предоставить его управляющим органам. Во многом благодаря Чикагской школе в общественном мнении США превалировала реформаторская традиция - стремление преобразования многих сторон жизни. Основной характеристической особенностью школы является сочетание эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, направленными на устранение конкретных практических проблем. Чикагские социологи стремились к универсальности подхода к определению и трактовке предмета социологии, также их деятельность была направлена на поиск практического знания. Во многом они достигли впечатляющих результатов, поэтому вклад школы в теоретическую и практическую социологию нельзя переоценить. Чикагская школа - явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины. Синтез многих часто противоречивых теорий, сочетание различных подходов и методов, непрекращающаяся академическая работа наряду с активной практикой проведения эмпирических исследований - таковы основные черты Чикагской школы.

 

 

Библиографический список.

  1. Баньковская С.П. Ведущие теоретики Чикагской школы: Идеи и подходы // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117-139.
  2. Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории: от кризисного состояния к стабилизационному // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 103-116.
  3. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2001. – 328 с.
  4. Грязнова О.С., Подвойский Д.Г. Социология революции Лайфорда Эдвардса // Социологический журнал. 2005. № 1. С. 73-100.
  5. Добреньков, В.И. Социология: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 624с
  6. Ионин Л.Г. Возникновение символического интеракционизма (Ч. Кули, У. Томас, Дж.Г. Мид) // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 270-281.
  7. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 60-75.
  8. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2003. - 384с.
  9. Рысь, Ю.И. Социология: учебник. - М.: Дашков и К, 2003. - 518с.

Информация о работе Развитие эмпирической социологии