Развод как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений.
Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

Вложенные файлы: 1 файл

Развод как социально.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

Развод  как социально-психологический феномен

Проблема развода находится  в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают  собственные формы разрыва этих отношений.                            Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

Известный отечественный  социолог Н.М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Французский социолог Ф. Приу описала так называемую европейскую модель изменения семьи. Во-первых, в европейских странах значительно увеличилось количество семей, живущих без официального оформления брака.

Во-вторых, для все большего числа пар официальное признание брака не является необходимым условием при намерении завести детей.

 В-третьих, пары, заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или не имеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывов значительно увеличивается.

 В-четвертых, все большее количество мужчин и женщин вступают в несколько следующих друг за другом союзов.

В России ситуация достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой – ранние разводы и частые повторные браки приближают ее к европейской.

 По мнению российских  социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева  и др.), у нас функционируют параллельно несколько различных типов семьи:

  • Патриархальный или  традиционный,
  • детоцентристский, или современный,
  • супружеский, или постсовременный.

 Россия с этой  точки зрения вполне сопоставима  с европейскими странами, где,  как утверждают зарубежные исследователи,  семья сегодня – это «брак  добрых друзей», объединившихся  для совместного устройства жизни  и воспитания детей. В этой  модели ребенок воспринимается  скорее как партнер со своими  правами и обязанностями, а  не как цель создания семьи.  Распад брака в этом случае  – лишь этап в развитии семьи.

Традиционно проблема развода в  России анализировалась социологами  и демографами, исследовавшими семьи  на разных стадиях неблагополучия брака. К сожалению, собственно психологических работ исследования развода в России нет.

Исследователи выделяют причины разводов:

  • укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;
  • ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;
  • недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;
  • разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

По мнению отечественных  социологов, основные условия, предопределяющие развод, – это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти  факторы снижают уровень социального  контроля, делают жизнь людей в  значительной степени анонимной, у  них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.

Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов:

. отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия),

. несоответствие (несовместимость) характеров,

. нарушение супружеской верности,

. отсутствие или утрата чувства любви,

. любовь к другому,

 . легкомысленное отношение к супружеским обязанностям,

. плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников),

 . пьянство (алкоголизм) супруга,

 . отсутствие нормальных жилищных условий,

.  половая неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что  потребности в браке не могут  быть удовлетворены в данном брачном  союзе.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или  нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия).

 Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6 % мужчин объясняют развод «пьянством супруга».

При изучении разводов рассматривают  четыре группы факторов (У. Гуд).

.  Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Как известно, городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.

   .  Различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака или развода родственниками или значимыми для него лицами.

.  Способ выбора брачных партнеров.

   .  Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения.

Психотерапевтическое  понимание проблемы развода в  современном обществе выражено в  следующем высказывании: Патология брака за последние 40-50 лет связана с бредовой фантазией: в браке два «я» становятся одним существом и растворяются в «мы». Можно представить, что это привело к сильному подавлению индивидуальных потребностей. Часто муж и жена исполняли функции отца и матери, так и не став личностями. Когда испарилось религиозное ощущение святости брака и появилось стремление к индивидуации, развод стал способом вырваться из цепей такого рабства, где двое отказываются от своего лица и становятся никем ради того, чтобы стать частицами симбиотического союза под названием брак.

Мужчина и женщина  образуют семью, имея в своем распоряжении семейные мифы как с одной, так  и с другой стороны. Семья долго  живет с ними и иногда только в  процессе развода или острого  семейного конфликта приходит к  необходимости понять, что же стоит  за реальными разногласиями.

Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам.

«Эмоциональный развод» – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.

 

Психологический развод – на эмоциональном уровне –  это готовность к действиям, доверие  к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом – синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям. Терапевтическая помощь возможна в виде детско-родительской, семейной, групповой терапии для детей и взрослых.

 

Мотив “измены” наблюдается чаще всего  при расторжении молодых браков, что

свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии  супругов, о непонимании

семейных  ценностей и такого понятия, как  ”священность семейных уз”. Огромную

роль  здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все  времена

культура  мужчины, его честь и достоинство  определялись культурой его

отношений к женщине. Истинная культура заключается  в том, чтобы видеть и

уважать в женщине прежде всего человека, друга и личность.

Кроме того, супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения:

мужчины и женщины, имевшие добрачные  половые связи, легче нарушают обет

супружеской верности. Это связано с тем, что  ранний половой опыт, скорее

всего не основанный  на настоящей любви, снижает оценку сексуальных отношений

и чувство долга, обязательства по отношению к другому партнеру. Чувство

супружеского  долга - это осознание человеком  своих обязательств перед брачным

партнером, отождествление своих личных интересов  с интересами семьи.

Существует  мнение о том, что измена, случайная  связь заставляет человека

понять, что в семье была любовь. По некоторым  исследованиям, 75% мужчин не

находят в случайном партнере того, что  ожидали, и начинают больше ценить свою

жену.

 

Одна из наиболее интересных попыток  в направлении распределить роли между партнерами была предпринята  известным американским социологом по изучению

семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и жены,

товарищеские  роли (роли компаньонов) и роли партнеров  и перечислил основные

ожидания, которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в его

ожидании следущий вид:

     Обязнности жены-матери:                                                                                                                                                                                                                                                                      

1.Рождение  и воспитание детей.

2.Создание  и поддерживание дома, жилища.

3.Обслуживание  семьи.

4.Преданное  подчинение собственных интересов  интересам мужа.

5.Приспособленность  к зависимому социальному и  экономическому статусу.

6.Терпимость  к ограниченной сфере деятельности.

     Обязанности мужа-отца:

1.  Преданность матери своих детей.

2. Обеспечение экономической безопасности  и защиты семьи.

3. Поддерживание семейной власти  и контроля.

4. Принятие основных решений.

5. Эмоциональная  благодарность  и уважение к жене за ее  преданность семье.

6. Обеспечение алиментов в случае  развода.

 

Супружество без обоюдного влечения, без гармоничной физической близости, без

радости, которую доставляет такая  близость обоим супругам - постройка  часто

зыбкая, чреватая неожиданными осложнениями.


Информация о работе Развод как социально-психологический феномен