Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 01:16, контрольная работа
Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель - французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам термин "социология", сложив его из латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение. Таким образом, дословно социология - это наука об обществе. Но есть и другие науки, изучающие общество - философия, экономика, история, социальная психология и др. Все они рассматривают общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок изучения. Рассмотрим отличия социологии от гуманитарных и социально-экономических наук.
1. Отличие предмета социологии от предмета экономики
2. Социальная поляризация российского общества
3. Основные направления политической социологии
4. Тесты
Список литературы
Советский этап (середина 20-х -- конец 80-х гг. XX в.).
Освоение «марксистско-ленинской теории» как базовой концептуальной структуры «интерпретации» политико-социологических проблем и лишение самостоятельности социологических дисциплин (конец 20-х -- середина 60-х гг.): запрещение эмпирических исследований советской политики; вульгарно-марксистская интерпретация социальных механизмов политической жизни; отождествление социально-политической теории и официальной политической идеологии; изоляция от мировых достижений и зарубежных разработок в области политической социологии.
Воссоздание социологии политики и ее адаптация к официальной идеологии (конец 60-х - конец 80-х гг.): возрождение и институционализация социологии политики в рамках марксистско-ленинского учения; теоретический политико-социологический «андерграунд» в научном коммунизме, историческом материализме, востоковедении, «рабочеведении», теории государства и права и т.д.; критический марксистский анализ западных политико-социологических концепций и разработок: возобновление конкретно-социологических исследований и теоретический анализ политических институтов СССР (социология «партийной, советской, комсомольской, профсоюзной работы»); начало анализа бюрократии, элит и лидерства.
Постсоветский этап (конец 80-х - конец 90-х гг.).
Возрождение аутентичного статуса социологии политики в России: «открытие» запретных политических тем для социологического анализа -- российской элиты и бюрократии, политического плюрализма, социального механизма власти и пр.; возникновение в России новых политических объектов для социологического анализа (партии, объединения, группы давления, выборы, парламентаризм и т.д.); бурный рост эмпирических исследований российской политической жизни, проводимых независимыми центрами (ВЦИОМ. Фонд «Общественное мнение», «ИНДЕМ» и др.): разработка теории и методологии дисциплины (А.Б. Зубов, Ю.Л. Качанов» и др.); начало институционализации социологии политики (появление специальности «Политическая социология» в государственных стандартах и номенклатуре научных дисциплин, первых университетских курсов и учебников).
3. Социология в Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.
Начало российской социологии приходится на 60-е годы XIX в. И в России и на Западе социология была востребована буржуазным обновлением общества, борьбой с остатками феодализма -- самодержавием, сословными привилегиями дворянства и т. д. Большая часть социологов придерживалась мелкобуржуазных и либеральных убеждений, как и их западные коллеги.
К началу ХХ века сформировалась неопозитивистская школа с опорой на конкретные социологические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на утверждении главным предметом исследования социального поведения, определяемого стимулами среды. К бихевиористам в российской социологии принадлежал П. А. Сорокин, разработавший несколько важных социологических концепций: социальной стратификации, социальной мобильности, культурной типологии и т. п.
К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.
К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н. М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т. п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.
Крупным ученым социологом был М.М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.
В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.
С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А.К. Гастев), социологии искусства (Е.Н. Анциферов) и т. д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.
Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию -- за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".
Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов, Т.И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась -- в интересах коммунистической партии -- тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.
Говоря об основных направлениях политической социологии, можно отметить следующие:
1. Диагноз социально-политического развития и социально-политических ситуаций, определение показателей политической стабильности общества, выявление условий и причин, вызывающих “функциональные расстройства” политической системы и нахождение путей их преодоления.
2. Выявление и анализ политических интересов социальных групп, движений, организаций, разработка путей и способов обеспечения их политического согласия.
3. Социально-политическая экспертиза принимаемых решений.
4. Прогнозирование возможных политических изменений, выявление зон политической напряженности и предотвращение возможных конфликтов.
5. Разработка технологии преодоления кризисных ситуаций.
6. Определение путей выхода из возникшего конфликта (внутри страны или на международной арене).
Что более актуально из того, чем занимается политическая социология? Какие проблемы политической деятельности и политических отношений приобретают сейчас наибольшую важность? В их числе можно назвать следующие:
1. Социальные аспекты демократизации общественной жизни, легитимность власти.
2. Социальное партнерство и достижение политической стабильности.
3. Реформы и методы деятельности политических институтов в условиях многопартийности.
4. Власть и политическое участие разных групп населения.
5. Выборы и политическое поведение масс.
6. Социально-политические представления и ценности разных групп населения, их эволюция.
7. Основные тенденции в массовом политическом сознании.
8. Механизмы власти, их социальная обусловленность, тенденции изменения, повышение эффективности работы федеральных и местных органов власти.
9. Политическая культура как процесс, ее социально-экономическая обусловленность.
10. Показатели оценки социально-политической ситуации, возможные пути ее оптимизации.
11. Бюрократия, ее социальные источники и границы влияния.
12. Типология политических лидеров, рейтинг их популярности.
13. Политическое доминирование и оппозиция.
14. Социальная напряженность и политический протест.
15. Социальные истоки политических движений и национальное самосознание.
16. Политический экстремизм и сепаратизм.
17. Политические партии и борьба за власть.
18. Политические конфликты и гражданское согласие.
19. Политический плюрализм и его перспективы.
20. Социально-политические аспекты регионализации и федерализма.
21. Политические элиты и децентрализация власти.
Тесты:
1. Кто ввел в научный оборот термин «социология»:
в) О. Конт (в 1842г. в работе «Курс позитивной философии»).
2. Что такое общество?
в) большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций.
3. Что понимается в социологии под термином «личность»?
б) каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы;
4. Сколько ролей может включать в себя статус?
б) несколько;
5. Прикладная социология - это:
б) совокупность теоретических моделей, методологических принципов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций;
6. Как называется самая большая группа людей, проживающих на данной территории?
б) страна;
7. Что из перечисленного в меньшей степени характерно для постиндустриального общества?
в) сфера обслуживания.
8. Человек, которого опрашивают в социологическом исследовании, называется:
в) респондентом.
9. Если социолог для проведения исследования присоединился к участникам митинга, то он проводит:
б) включенное наблюдение;
10. Повторное исследование с целью изучения изменений, происходящих в какой-либо группе людей в течение определенного промежутка времени называется:
б) панельным - многоразовый, проводимый через определенное время.
Список литературы
1 Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.,1994. - с. 18
2 Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. - М., 1997. - с. 12
3 Заславская
Т.И. Роль социологии в преобразовании
России. http://www.msses.ru/tiz/
4 Заславская
Т.И. Роль социологии в преобразовании
России. http://www.msses.ru/tiz/
Информация о работе Различие предмета социологии и предмета экономики