Расизм и его социальные корни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

В данном реферате делается попытка посмотреть на проблему расизма с различных точек зрения, потому что однозначно видно, что, несмотря на полное подтверждение ненаучности расистских теорий, идеи расизма и национализма продолжают активно жить в современном обществе.

Содержание

Введение

Глава 1.История расизма………………………………………………….…..….5

Глава 2.Расизм XIX века и попытки его научного обоснования………...…….7

Глава 3.Современная история расизма………………………………………….9

Глава 4.Теоретики расизма……………………………………………….……..11

Глава 5.Биологические причины проявления расизма………………….….....13

Глава 6.Социальные причины проявления расизма…………………….…….14

Глава 7.Психологические причины проявления расизма…………….………17

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология История Расизма.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

«Простого распределения  мальчиков по двум помещениям оказалось  достаточно, чтобы … возбудить чувство «мы против них», а присвоение группам названий («Орлы» и «Гремучие змеи») усилило чувство соперничества. Мальчики стали принижать достижения другой группы и высмеивать её членов. Однако по-настоящему страсти разгорелись тогда, когда экспериментаторы ввели во взаимодействие мальчиков элементы конкурентной деятельности. Охота за сокровищами, игра «хижина против хижины», перетягивание каната, атлетические состязания привели к появлению обидных прозвищ и конфронтации… членов чужой команды обзывали «мошенниками», «трусами» и «вонючками»… развешивались угрожающие надписи, обычным явлением стали потасовки в столовой».

 

Раз, возникнув вследствие конкуренции, межгрупповая вражда немедленно связывалась с любыми деталями внешнего облика членов обоих команд, даже самые случайные признаки подростки постоянно пытались переосмысливать как групповые символы, «подходящие» для фокусировки вражды, пока не останавливаются на самом подходящем. Как только соответствующее означивание произошло, индивидуальные личности с той, а во многом и с «этой» стороны полностью исчезают за соответствующим символом.

 

После вышеописанных  опытов Музаффар Шериф с соавт. (Sherif et al., 1961) смоделировал серию ситуаций, когда межгрупповое сотрудничество – обязательное условие общей пользы, а межгрупповая конкуренция принесёт один вред. Так, во время продолжающейся весь день экскурсии было «обнаружено», что застрял в канаве единственный грузовик, на котором возможно привести продукты, и его всем необходимо толкать. В другой раз был организован перерыв в снабжении лагеря водой, поступающей из отдалённого резервуара, и всем вместе нужно было восстанавливать трубопровод и т.п. Шериф отмечает, что решающую роль в прекращении вражды сыграло навязывание группам общих целей (Sherif et al., 1961). Собственно, поэтому в советском обществе мы были избавлены от ксенофобии и расизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 7. Психологические причины проявления расизма

 

Наличие объективных  социологических причин возникновения  ненависти, вражды к другим этносам, все равно не объясняет тот факт, что внутри одного общества разные люди по-разному подвержены расистским настроениям. Таким образом можно говорить о наличии в психике того или иного индивида ряда причин, объясняющих его склонность к расизму и вызывающих ксенофобские настроения.

 

Психика устроена таким  образом, что для того, чтобы уважать  себя, чувствовать себя спокойно и  достойно, большинство людей вынуждено  не замечать некоторую часть своих  свойств, которыми они на самом деле обладают (или, лучше сказать, которые обладают ими). Все то, что человек в себе не принимает, в юнгианской традиции аналитической психологии принято называть «тенью».

 

Не замечая собственные  неприемлемые для себя качества, люди нередко переносят их внешние  объекты вокруг себя: на «людей вообще», говоря, например, что «люди злы», или на каких-то конкретных людей, будучи, например, уверенным, что «он меня ненавидит».

 

Психический механизм здесь  следующий: психика, как правило, распространяет себя и свои свойства за свои пределы. И чувствуя себя каким-то, например, жадным, человек «естественно», предполагает, что такими являются все остальные. Вступаемый дальше в действие механизм оценки, позволяет человеку считать, что «Я не такой», если сознание не готово принять данный феномен. За этим следует вытеснение — в отношении себя. Но предполагая, что «я не такой», человек продолжает других видеть «такими». Тень как бы падает на людей вокруг.

 

«Примитивная личность (а в каждом народе, как известно, массовая личность реагирует как  примитивная личность) не способна осознать зло как “свое личное зло”, поскольку его сознание еще так слабо развито, что не способно разрешить возникшие конфликты. Поэтому массовая личность неизменно воспринимает зло как нечто чуждое и, как результат такого восприятия, везде и всегда чужестранцы становятся жертвами теневой проекции.

 

В стране объектами теневой  проекции становятся национальные меньшинства. Очевидно, что благодаря расовым  и этническим особенностям, и тем  более при наличии иного цвета  кожи, национальные меньшинства наиболее подходят для теневой проекции. Существуют различные варианты психологической проблемы национальных меньшинств: религиозный, национальный, расовый и социальный. Однако все варианты имеют одну общую особенность—раскол в структуре коллективной психики.

 

Роль чужаков, которую  в прежнее время выполняли  военнопленные и потерпвшие кораблекрушение  мореплаватели, теперь выполняют китайцы, негры и евреи. Один и тот же принцип определяет отношение к  религиозным меньшинствам во всех религиях» (Эрих Нойман).

 

«Чужак как объект проекции тени играет чрезвычайно важную роль в психической энергетике. Тень — чуждая эго часть нашей личности, наша сознательная, противоположная  точка зрения, оказывающая губительное  воздействие на нашу сознательную установку и чувство безопасности — может быть экстериоризирована и затем уничтожена. Борьба с еретиками, политическими противниками и врагами народа по существу является борьбой с нашими религиозными сомнениями, уязвимостью нашей политической позиции и односторонностью нашего национального мировоззрения» (Нойман).

 

Действия такого человека является неосознаваемыми. До сих пор  проблема Тени проявляет себя и влияет на объективность суждений, некорректных, искаженных оценках, на которые влияет расовый признак. В отчёте американского института Голдуотер, озаглавленном «Раса и неспособности. Расовые предубеждения в учреждениях специального образования Аризоны» за 2003 г. отмечалось, что «60% выпускников четвёртого класса из малоимущих и афро-американских семей при тестировании показали результат “ниже необходимого” на последнем государственном экзамене для оценки прогресса в обучении». Чёрные школьники в 3 раза чаще белых получают ярлык «умственно отсталые». Хотя чёрные ученики составляют всего 16% от общего числа школьников США, среди детей, которые обучаются по программам для умственно отсталых, их 32%.

 

С точки зрения аналитической  психологии «Коллектив будет стремиться к своему освобождению с помощью  «козла отпущения» до тех пор, пока существует чувство вины, возникающее в процессе формирования тени в качестве фактора расщепления в сознании».

 

Например, в качестве предвыборных аргументов Гитлер объявлял о том, что Германия наконец-то сможет восстановить былое величие, которое  было потеряно в результате проигрыша  в первой мировой войне. Напомним, что в 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция 27 союзных и присоединившихся государств, посчитавших, что окончание Первой мировой войны должно быть оформлено официально. Будущую судьбу Германии победители решали без ее участия. В целом Германия теряла 13,5% территории (73,5 тыс. квадратных километров) с населением в 7,3 млн. человек, из которых 3,5 млн. человек были немцами. Эти потери лишали Германию 10% ее производственных мощностей, 20% объемов добычи каменного угля, 75% запасов железной руды и 26% выплавки чугуна. Германия была обязана передать победителям почти весь военный и торговый морской флот, 800 паровозов и 232 тыс. железнодорожных вагонов. Общий размер репараций должна была позднее определить специальная комиссия, а пока Германия обязывалась уплатить странам Антанты контрибуцию на сумму 20 млрд. золотых марок.

 

Но при всей тяжести  экономических последствий Версальского договора не они повлияли на дальнейшую судьбу Веймарской республики, а то, что в Германии возобладало чувство унижения, которое способствовало появлению настроений национализма и реваншизма. В Версале британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж пророчески заявил, что главная опасность заключаемого договора в том, что «мы толкаем массы в объятия экстремистов».

 

«Любая война может  состояться только при условии превращения  врага в носителя теневой проекции. Поэтому страсть и радость  участия в военном конфликте, без которых невозможно заставить  ни одного человека участвовать в  войне, проистекают из удовлетворения потребностей бессознательной теневой стороны. Войны служат коррелятом старой этики, поскольку в них зримо проявляется активизация бессознательной, теневой стороны коллектива» (Нойман).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как видно из приведенных  материалов, проблема расизма более  сложна, нежели проблема биологическая  и антропологическая, и выходит  за пределы политического или  экономического факторов.

 

Несмотря на то, что  научная попытка обоснования  расизма показала свою полную несостоятельность, расизм не перестал существовать. Причина этого в социальных и психологических свойствах как отдельного индивида, так и групп, на которые действуют механизмы, способствующие конкуренции, а затем и вражде между различными группами.

 

Появление расизма в  обществе основывается на ряде причин, одними из которых является ментальность данного этноса, другими – экономические  факторы и уровень жизни в  государстве. Также большое значение имеют социальные факторы низкого  уровня культуры и осознанности граждан страны, являющиеся дополнительными катализаторами расизма.

 

Тем не менее, это позволяет  утверждать, что проблема расизма  может быть скомпенсирована и  достаточно успешно решена при комплексном  подходе государственных структур и средств управления, учитывающих все влияющие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.  А. Цветков: «Борьба  с расизмом и ксенофобией. Расизм: где начало и когда будет  конец?» / Спектр Развития №  1, 2002

 

2.  Н.Г. Скворцов: «Этничность,  раса, способ производства: неомарксистская перспектива» / Журнал социологии и социальной антропологии т.1, вып.1, 1998

 

3.  В. Тишков: «Суды  для экстремистов и амнистия  для мигрантов»

 

4.  С.А. Токарев «Биологические  течения в этнографии. Расизм»

 

5.  А. Фрадкин: «Наука  и религия: мнимые противоречия»

 

6.  Г. Сейталиева: «Становление  человечества: Введение в социальную  антропологию»

 

7.  Чалдини Дж., 2006. Психология  влияния. СПб, Питер. Серия «Мастера  психологии». 288 с.

 




Информация о работе Расизм и его социальные корни