Рассово-антропологическая социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:30, реферат

Краткое описание

Антропология как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. В последнее десятилетие возрос интерес исследователей к механизмам влияния массовой коммуникации на сознание молодежи. Но проблема влияния массовой коммуникации на жизненные установки нового поколения россиян остается малоизученной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Расово-антропологическая школа……………………………………………...3
2 Социология информационных процессов и массовых коммуникаций……...8
3 Анкетирование: типология,область,применения,инструментарий………...13
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Рассово-антропологическая.....doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, коммуникация является неотъемлемой частью социальной реальности, так как именно с помощью коммуникации осуществляется пространственно-временная связь между отдельными социальными явлениями, из которых реальность состоит. Следовательно, можно сказать, что пространство социальной коммуникации конструируется так же, как и социальная реальность, в основе которой лежит социальный опыт конкретного индивида.

Выделяют  следующие виды научных коммуникаций в зависимости от типа информации:

Непосредственно научные (посредством коммуникаций этого вида осуществляется циркуляция научной информации, которая, согласно Дж.Д. Берналу, включает в себя:

1) данные, которые можно использовать в  практике или в собственных  исследованиях;

2) процедуры,  техники и методы, включая описания  исследовательского инструментария;

3) концепции,  теории или идеи, которые могут не только использоваться, но и заставлять ученых расширять или сужать исследовательский горизонт.

Организационные (внутренняя организация  научных коммуникаций, коммуникация о коммуникации - предоставление информации о нормах, конвенциях, ценностях, возможностях осуществления различных форм научных коммуникаций, напр. информация о семинарах и конференциях, требования ВАК, нормы построения и оформления научных текстов и т.п.).

Коммуникации-ритуалы (целью таких  коммуникаций является не распространение научной информации, а соблюдение сложившихся традиций, ритуалы перехода и т.п.).

Генезис коммуникаций-ритуалов во многом обусловливается ригидностью элементов  институционализации коммуникаций, теряющих или меняющих своё содержание с течением времени. Другую часть этого вида коммуникаций, не служащих непосредственной цели науки, составляют заимствования из практик других социальных институтов, общечеловеческих и непосредственно коммуникационных практик, которые неизбежно пересекаются с наукой.

Неформализованные (стихийные) научные  коммуникации более гибкие, содержат меньше ритуалов первого типа. [6, с.97]

Вспомогательные коммуникации дают информацию о побочных явлениях, не влияющих непосредственно  на научную продуктивность ученого, однако иногда необходимых для его информационного комфорта. Такая информация касается позиций акторов в научном поле, их интеллектуальных, символических и социальных капиталов, социальных сетей, катализации доверия, другой информации, обеспечивающей самовоспроизводство системы науки.

Внешние коммуникации по отношению  к научному полю. Это коммуникации с другими социальными институтами, с внешними целевыми аудиториями, популяризация  научных достижений среди населения  с помощью СМИ и т.п.

Перечисленные виды не обязательно встречаются в чистой форме, чаще формируя различные комбинации.

Схема представляет интерес для  исследования глубинных механизмов, лежащих в основе эффективности  научных коммуникаций на постсоветском  пространстве.

Сегодня значительную актуальность в социологическом знании приобретает тема социальной игры. Одним из важнейших новшеств в данном плане выступает феномен социальной игры в Инернет-пространстве. Выявление особенностей данного вида игр позволяет зафиксировать некоторые изменения, происходящие с человеком и обществом на современном этапе развития.

В настоящий момент в Интернете  существует огромное количество блогов, сайтов для поиска и поддержания  связи со знакомыми, форумов и  других возможностей коммуникации. Особый интерес вызывает ряд сайтов, которые предлагают своим участникам оформить свою персональную страницу и получать оперативный доступ к страницам других пользователей. К их числу можно отнести сайты "В Контакте", "Одноклассники", "Живой Журнал". На данное время число зарегистрированных пользователей на сайте "Одноклассники" составляет около 12 млн человек, на сайте "В Контакте" - более 8 млн человек и более миллиона блоггеров насчитывает русскоязычный "Живой Журнал" и эти цифры постоянно увеличиваются. [6, с. 101]

Цели этих сайтов заключаются в создании условий для общения и самовыражения - они дают возможность обозначить интересы пользователя (являющиеся, в то же время, активными ссылками для поиска единомышленников), оставлять свои заметки с перспективой их последующего обсуждения в комментариях, присоединяться к различным сообществам, отражающим приоритеты участника и т.д. При помощи этих условий зарегистрировавшийся посетитель сайта имеет широкое пространство для самовыражения, раскрытия своей индивидуальности - он может постоянно создавать идеи, образы с последующим вынесением на публичное обсуждение.

Указанные особенности подобной социальной активности хорошо вписываются в  понятие игровой деятельности, атрибутивными  признаками которой являются следующее  её характеристики как деятельности: свободной; обособленной; предполагающей неопределённый исход; а также имеющей такие особенности, как: непроизводительность; регулярность, подчинённость ряду конвенций, законов; фиктивность.

 

 

 

 

 

 

3 Анкетирование: типология,область,применения,инструментарий

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов:

  1. Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.
  2. Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).
  3. Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.
  4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика. [2, с. 47]

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

  • разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это «обкатка» инструментария.
  • описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное  изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

При сборе первичных данных используются четыре основных метода:

  1. Опрос (анкетирование или интервьюирование);
  2. Анализ документов (качественный и количественный);
  3. Наблюдение (не включенное и включенное);
  4. Эксперимент (научный и практический).

Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.

Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.

Выделяются две разновидности  социологического опроса:

1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.

2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают:

1. Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).

2. Специализированные (экспертные) опросы. Главный источник информации – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения.

Отличие социологического опроса от других опросов:

Первая отличительная черта  – количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение).

Вторая отличительная черта  – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.

Третья отличительная черта – цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер.

Анализ документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Круг социологических  документов, отражающих различные стороны  общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое  исследование должно начинаться с анализа  имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации.

По форме фиксации документы бывают:

1. Письменные документы  – это материалы архивов, статистическая  отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии,  мемуары, дневники и т.п.).

2. Иконографические документы  – это произведения изобразительного  искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы.

3. Фонетические документы  – это диски, магнитофонные  записи, грампластинки. Они интересны  как репродукция прошедших событий.

Выделяют два основных типа анализа документации:

  1. Традиционный анализ – это интерпретация содержания документа, его толкование. В его основе лежит механизм понимания текста. Традиционный анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа. Слабым местом этого метода является субъективность.
  2. Формализованный анализ – количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям. [7, с.44]

В зависимости от степени  участия наблюдателя в исследуемой  социальной ситуации различают:

1. Невключенное (внешнее) наблюдение. Исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий.

2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. По специфике поставленной задачи различают:

  1. Научно-исследовательский эксперимент. По ходу этого эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные.

2. Практический эксперимент – включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.

Разделение экспериментов  на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет  получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основные этапы формирования антропологических знаний, совпадают с переломными этапами истории человеческого общества. Борьба между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости.

Информация о работе Рассово-антропологическая социология