Реабилитационные учреждения для инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

1.Сущность учреждений социальной реабилитации инвалидов (понятие, задачи, классификация).
2. Специализированные реабилитационные учреждения в системе социальной защиты.
3. Образовательные учреждения для инвалидов как тип реабилитационных учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

реабилитация инвалидов (8).docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему : «Реабилитационные  учреждения для инвалидов ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент V курса группы «Е»

Чусов О.И.              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

 

План

   1.Сущность  учреждений социальной реабилитации инвалидов (понятие, задачи,    классификация). 
   2. Специализированные реабилитационные учреждения в системе социальной защиты. 
   3. Образовательные учреждения для инвалидов как тип реабилитационных  учреждений.

1.Учреждения социальной реабилитации  инвалидов

Реабилитационными являются те учреждения, которые осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами (ст.12 закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Сеть реабилитационных учреждений создаётся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации  с учётом региональных и территориальных  потребностей. Органы исполнительной власти федерального и регионального  уровня обеспечивают развитие системы  медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений, а также фондов различных  форм собственности и взаимодействуют  с ними в целях осуществления  реабилитации инвалидов.

По организационно-правовым формам реабилитационные учреждения разделяются на государственные, муниципальные и негосударственные. К реабилитационным относятся учреждения следующих типов: реабилитационно-производственные, реабилитационно-медицинские, реабилитационно-социальные.

Основные задачи реабилитационных учреждений:

  • детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;
  • разработка планов и программ проведения реабилитации инвалидов в конкретном учреждении;
  • проведение медицинской реабилитации, осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, включая профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, профессионально- производственную адаптацию;
  • проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
  • динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов;
  • оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам.

Существуют противопоказания к приёму в реабилитационные учреждения:

  • острые и подострые стадии основного заболевания, требующие медицинского вмешательства;
  • любые приступообразные и прогредиентно текущие заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам, болезни с частыми декомпенсациями, требующими лечения в стационаре;
  • злокачественные новообразования в активной фазе, кахексия любого происхождения, обширные трофические язвы и пролежни, гнойно-некротические заболевания, острые инфекционные и венерические заболевания до окончания срока лечения.

Реабилитационные центры профилированы и специализированы в зависимости от ведомственной принадлежности. Существуют центры медицинской реабилитации, а также кардиологические реабилитационные центры, реабилитационные центры для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих и т. д.

В основу типологии реабилитационных учреждений положен критерий масштабности, объёма деятельности. С учётом данного критерия реабилитационные учреждения разделяются на реабилитационные центры, реабилитационные отделения, реабилитационные кабинеты.

Реабилитационные центры, как правило, являются многопрофильными, комплексными. В их структуре представлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая.

Реабилитационные отделения оказывают более узкий объём реабилитационных услуг, они являются структурными подразделениями больниц восстановительного лечения, учебного заведения для инвалидов, дома-интерната, центра социального обслуживания, другого учреждения медико-социального или профессионального профиля.

Кабинеты реабилитации являются менее масштабными по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика: они востребованы в стационарных учреждениях социального обслуживания, в отделениях дневного пребывания Центров социального обслуживания, на специализированных предприятиях для инвалидов. На одном предприятии может существовать одновременно несколько кабинетов: медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

В России функционируют  десятки реабилитационных учреждений различного профиля, а также специализированные реабилитационные учреждения.

 

2. Специализированные реабилитационные  учреждения в системе социальной  защиты

Реабилитационный центр для  умственно отсталых лиц

Реабилитационный центр  для лиц с умственной отсталостью  является учреждением, предназначенным  для профессионального и трудового  обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, бытового и рационального  трудового устройства инвалидов  трудоспособного возраста с интеллектуальной недостаточностью, неспособных или  ограниченно способных к самостоятельной  жизни в обществе.

Реабилитационный центр  для умственно отсталых лиц является учреждением нового типа в системе  стационарных учреждений социального  обслуживания. Цель работы этого учреждения - интеграция в общество той части умственно отсталых лиц, которая ограниченно способна к самостоятельной жизни. Эта цель достигается решением в данных учреждениях следующих задач:

  • обучение умственно отсталых лиц элементарным профессиям;
  • обучение их социальным навыкам, без которых невозможна успешная адаптация в обществе;
  • рациональное трудоустройство с учётом приобретённых навыков, уровня их усвоения.

Реабилитационный центр  предназначен для обучения лиц с  выраженной умственной отсталостью, которые  либо находятся в домах-интернатах (детских и психоневрологических), либо проживают в семьях и состоят  на учёте в психоневрологических диспансерах. В этой связи в реабилитационном центре предусматривается стационарное (постоянное и временное) пребывание обучающихся - дневное и недельное (пятидневное).

Отбор контингента обучающихся  включает выявление нуждающихся  и способных к обучению, установление степени способности к обучению, определение противопоказаний. Существенное значение придаётся возрасту. Возрастной диапазон 16-30 лет предусмотрен для  лиц, находящихся в семьях и в  психоневрологических интернатах. При  отборе контингента обучающихся обращается внимание на состояние соматического здоровья. Не подлежат направлению на обучение лица, страдающие тяжёлыми соматоневрологическими расстройствами, ограничивающими жизнедеятельность и способность к передвижению.

Реабилитационный центр для  инвалидов

Реабилитационные центры для инвалидов предназначены  для профессионального образования  и трудового обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, устройства инвалидов молодого возраста, неспособных или ограниченно способных к самостоятельной жизни в обществе.

В подобных центрах предусмотрены  отделения для постоянного, пятидневного и дневного пребывания инвалидов.

В структуре реабилитационного  центра для инвалидов предусмотрены медицинская часть, учебная часть и служба психологов и социальных педагогов (воспитателей).

Основные задачи центра реабилитации инвалидов (далее ЦРИ):

  • определение реабилитационного потенциала инвалида;
  • разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации;
  • проведение профессиональной реабилитации инвалидов;
  • проведение социальной реабилитации инвалидов;
  • материально-техническое обеспечение проживающих в ЦРИ;
  • организация социальной защиты инвалидов.

Функции ЦРИ:

  • приём инвалидов и организация их адаптации к новой обстановке;
  • профессиональное обучение;
  • обеспечение проживающих благоустроенным жильём, мебелью, инвентарём, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
  • организация рационального питания проживающих;
  • медицинское и консультативное обслуживание в лечебно-диагностических и вспомогательных кабинетах;
  • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий;
  • культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа.

Противопоказания к  приёму в ЦРИ:

  • острые и подострые стадии основного заболевания, нуждающиеся в специальном стационарном лечении;
  • любые приступообразные и прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями;
  • эпилепсия с частыми припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилепсическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
  • хронический алкоголизм, наркомания, а также другие заболевания, осложнённые хроническим алкоголизмом или любыми видами наркомании.

Обучающиеся в центре получают образование в соответствии с  образовательными стандартами и  приобретают знания, адекватные современному уровню развития науки, техники и  культуры; обучаются в рамках государственного стандарта по индивидуальным учебным  планам; получают дополнительные (в  том числе платные) услуги.

Дома-интернаты как учреждения реабилитации

Дома-интернаты в течение  уже многих лет выполняют реабилитационные функции. Деятельность их профилирована  и дифференцирована. Профилирование основано на особенностях контингента. Различают дома-интернаты общего типа (для инвалидов и пожилых  людей) и психоневрологические интернаты.

В домах-интернатах для  инвалидов и пожилых людей (дома-интернаты общего типа) находятся лица с тяжёлыми хроническими заболеваниями, с последствиями травм, врождёнными уродствами (инвалиды с детства) и др. Деятельность этих учреждений носит дифференцированный характер. В основу дифференциации положен критерий - способность к самообслуживанию и передвижению.

В связи с указанными обстоятельствами в специализированных домах-интернатах, с учётом особенностей контингента инвалидов, цели реабилитации различны.

В домах-интернатах реабилитационного  типа основополагающей является медицинская реабилитация, содержание которой заключается в восстановлении соматического здоровья, в компенсации защитных сил организма, в оживлении его адаптационно-приспособительных резервов.

Для реализации этих задач  в домах-интернатах реабилитационного  типа имеются физиотерапевтические кабинеты, комнаты ЛФК, кабинеты массажа, комнаты оксигетерапии, ортотерапии и др. Существенная роль отводится социально-средовой и социально-бытовой реабилитации. Выражением социально-средовой реабилитации является терапия средой. Основу организации терапии средой составляет терапия занятости(по существу, трудовая терапия).

Специфический характер в  домах интернатах носит и социально-трудовая реабилитация. Перед нею не стоит цель овладения профессиональными навыками, главная задача социально-трудовой реабилитации пожилых инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно-полезной деятельности.

Кроме того, в штатах домов-интернатов реабилитационного типа отсутствуют  психологи, специалисты по социальной работе, реабилитологи, трудотерапевты, геронтологи, юристы и др.

Психоневрологические  интернаты осуществляют "больничную" и "внебольничную" реабилитацию, характерные для лечебных учреждений системы здравоохранения.

Реабилитационные мероприятия  в психоневрологическом интернате  складываются из медикаментозного воздействия, трудовой терапии и терапии средой.

 

3. Образовательные учреждения для  инвалидов как тип реабилитационных  учреждений

Профессиональное обучение инвалидов базируется на следующих  принципах:

Информация о работе Реабилитационные учреждения для инвалидов