ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
заключается в том, что ныне действующие
российские государственные институты,
призванные заниматься решением социальных
проблем детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, работают
преимущественно в пределах устаревших
стандартов, ориентированных на распределительный
подход. Корпоративные интересы государственной
машины продолжают оставаться главенствующими.
Поэтому государственные учреждения
не ориентированы реально на содействие
реализации прав и защиты интересов
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а сконцентрированы
на вопросах самовыживания, самооправдания
своей деятельности суммой предпринимаемых
усилий.
В качестве базовой
ценности нашего общества, которое
стремится стать гражданским,
признается семья, как основной
институт общества, и дети, которым
предстоит жить в России. В
любом государстве и любом
обществе всегда были, есть и
будут дети-сироты и дети, которые
по разным причинам остаются
без попечения родителей. И
в этом случае общество и
государство берет на себя
заботу по развитию и воспитанию
таких детей.
Следует подчеркнуть,
что ребенок, потерявший родителей
- это особый, по-настоящему трагический
мир. Потребность иметь семью,
отца и мать - одна из сильнейших
потребностей ребенка. В настоящее
время в обыденной речи и
в теоретических исследованиях
широко используются два понятия:
сирота (сиротство) и социальный
сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты - это дети
в возрасте до 18 лет, у которых
умерли оба или единственный
родитель1. Социальный сирота - это
ребенок, который имеет биологических
родителей, но они по каким-то
причинам не занимаются воспитанием
ребенка и не заботятся о
нем. В этом случае заботу
о детях берет на себя общество
и государство. Это и дети, родители
которых юридически не лишены родительских
прав, но фактически не заботятся о своих
детях. Социальное сиротство2 - социальное
явление, обусловленное наличием в обществе
детей, оставшихся без попечения родителей
вследствие лишения их родительских прав,
признания родителей недееспособными,
безвестно отсутствующими и т.д.
Проблема социального
сиротства является сегодня проблемой,
характерной для многих развитых
и развивающихся стран. Так,
американские исследователи отмечают,
что по всему миру больницы,
родильные дома, специальные заведения
заполнены брошенными младенцами.
В разных странах и разные
специалисты их называют по-разному:
«отказные дети», «казенные младенцы»,
«рожденные, чтобы быть покинутыми»,
«вечные новорожденные» и др.
По данным международных экспертов
ООН, отмечается заметный рост
числа брошенных детей в странах
Западной и Восточной Европы3.
Ежегодно в России,
по сведениям, приведенным в
Государственном докладе о реализации
РФ Конвенции о правах ребенка,
выявляется около 100 тыс. детей,
оставшихся без попечения родителей.
75-80% из тех, что передаются
на воспитание в семьи, оказываются
взятыми под опеку и попечительство
близкими родственниками.4
Если же говорить
не о вновь выявленных социальных
сиротах, а о картине, которая
сложилась в последние годы
в стране в целом, под опекой
и попечительством, по данным
Минобразования РФ, находятся сейчас
49% детей, оставшихся без попечения
родителей. В этом смысле данную
форму устройства ребенка можно
без преувеличения считать самой
распространенной и наиболее
демократичной.
Несмотря на принимаемые
меры по улучшению устройства
и воспитания детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, число таких детей
постоянно растет. Государство отстает
от инициатив граждан в разработке
и принятии новых законодательных актов,
регламентирующих новые формы устройства
детей. Большая доля детей-сирот воспитывается
в условиях, далеких от семейных, и это
одна из причин проблем адаптации молодых
людей к самостоятельной жизни после окончания
учебного заведения. Кроме этого, большинство
сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства,
получения жилья, создания семьи.
Регулирование жилищных
отношений с участием детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Статья 148. Предоставление незаселенных
жилых помещений, принадлежащих
на праве собственности детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, или занимаемых ими по
договорам найма жилых помещений
государственного жилищного фонда
1. Незаселенные жилые
помещения (части жилых помещений
в виде изолированных жилых
комнат), принадлежащие на праве
собственности детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения
родителей, находящимся на государственном
обеспечении в детских интернатных
учреждениях, государственных учреждениях
профессионально-технического, среднего
специального и высшего образования,
подлежат предоставлению другим
гражданам для проживания районным,
городским исполнительными комитетами,
местной администрацией района
в городе по месту нахождения
этих жилых помещений по договорам
найма жилых помещений частного
жилищного фонда.
Под незаселенными жилыми
помещениями для целей настоящей
главы понимаются жилые помещения
(части жилых помещений в виде
изолированных жилых комнат), в
которых не проживают совершеннолетние
граждане, за исключением жилых помещений
государственного жилищного фонда,
из которых по решению суда временно
выселены обязанные лица.
2. Незаселенные жилые
помещения, принадлежащие на праве
собственности детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения
родителей, находящимся на государственном
обеспечении в детских домах
семейного типа, в опекунских, приемных
семьях, могут быть предоставлены
другим гражданам для проживания
родителями-воспитателями, опекунами
(попечителями), приемными родителями
указанных детей по договорам
найма жилых помещений частного
жилищного фонда с предварительного
разрешения органов опеки и попечительства,
предусмотренного статьей 161 Кодекса Республики
Беларусь о браке и семье, которое дается
в письменной форме каждый раз, когда возникает
необходимость в предоставлении таких
жилых помещений.
3. Размер платы за пользование
жилым помещением по договору
найма жилого помещения частного
жилищного фонда, заключаемому
в соответствии с пунктами 1 и
2 настоящей статьи, определяется
по соглашению сторон и не
может быть менее 0,1 базовой
величины за один квадратный
метр общей площади жилого
помещения в месяц.
4. В случае, если родители-воспитатели,
опекуны (попечители), приемные родители
более трех месяцев не обеспечивают
внесение платы за жилищно-коммунальные
услуги, районный, городской исполнительные
комитеты, местная администрация
района в городе по месту
нахождения жилого помещения
обязаны предоставить это жилое
помещение другим гражданам для
проживания по договору найма
жилого помещения частного жилищного
фонда.
5. Незаселенные жилые
помещения государственного жилищного
фонда, освобожденные в связи
с устройством детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, на государственное
обеспечение, предоставляются местными
исполнительными и распорядительными
органами, иными государственными
органами, другими государственными
организациями, в хозяйственном
ведении или оперативном управлении
которых находятся эти жилые
помещения, гражданам, состоящим
на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий, по срочным
договорам найма жилых помещений
государственного жилищного фонда,
заключаемым на период нахождения
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на
государственном обеспечении.
Родители-воспитатели в
детских домах семейного типа,
опекуны (попечители), приемные родители
приемных семей и другие лица, на
которых законодательством возложено
исполнение обязанностей опекунов (попечителей),
у которых дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей,
находятся на государственном обеспечении,
обязаны за три месяца до окончания
нахождения таких детей на государственном
обеспечении известить об этом местный
исполнительный и распорядительный
орган, иной государственный орган,
другую государственную организацию,
в хозяйственном ведении или
оперативном управлении которых
находятся соответствующие жилые
помещения, которые они предоставили
другим гражданам для проживания.
6. Срок действия договоров,
предусмотренных частью первой
пункта 1 и пунктами 2 и 4 настоящей
статьи, определяется периодом нахождения
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на
государственном обеспечении. Эти
договоры прекращаются до истечения
их срока действия в случае
утраты такими детьми статуса
детей-сирот или статуса детей,
оставшихся без попечения родителей,
либо приобретения ими дееспособности
в полном объеме или в случае
возникновения необходимости предоставления
им жилых помещений для проживания.
Основаниями для выселения
граждан, проживающих по договору найма
жилого помещения частного жилищного
фонда или срочному договору найма
жилого помещения государственного
жилищного фонда в жилых помещениях,
принадлежащих на праве собственности
детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
или в жилых помещениях государственного
жилищного фонда, освобожденных
в связи с устройством детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, на государственное обеспечение
либо нахождением лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на государственном
обеспечении в учреждениях профессионально-технического,
среднего специального и высшего образования,
являются истечение срока действия этих
договоров или необходимость предоставления
детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
этих жилых помещений для проживания.
7. Для обеспечения сохранности
имущества, имеющегося в жилых
помещениях и принадлежащего
детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, комиссией,
создаваемой местным исполнительным
и распорядительным органом, составляется
опись, в соответствии с которой
это имущество передается по
договору хранения гражданам,
которым предоставляется право
владения и пользования жилым
помещением по договору найма
жилого помещения. Договор хранения
имущества заключается одновременно
с заключением договора найма
жилого помещения.
8. Средства, полученные от
предоставления жилых помещений
по договорам найма жилых помещений
частного жилищного фонда, перечисляются
на погашение платы за жилищно-коммунальные
услуги. При этом доходы, полученные
от предоставления жилых помещений,
остающиеся после внесения платы
за жилищно-коммунальные услуги,
зачисляются на банковские счета
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, и
не подлежат направлению на
погашение родителями расходов,
затраченных государством на
содержание их детей, находящихся
на государственном обеспечении.
Статья 149. Предоставление детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, ранее занимаемых ими
жилых помещений
1. В течение двух месяцев
после приобретения детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, дееспособности в полном
объеме либо по их желанию в течение двух
месяцев после прекращения обучения в
учреждениях профессионально-технического,
среднего специального и высшего образования,
по окончании срочной военной службы местный
исполнительный и распорядительный орган,
иной государственный орган, другая государственная
организация, в хозяйственном ведении
или оперативном управлении которых находятся
соответствующие жилые помещения, обязаны
предоставить им ранее занимаемое ими
жилое помещение, соответствующее установленным
для проживания санитарным и техническим
требованиям.
Если граждане, указанные
в части первой настоящего пункта,
не могут быть вселены в жилое
помещение, из которого они выбыли,
и невозможность вселения в такое
жилое помещение установлена
местным исполнительным и распорядительным
органом по месту нахождения этого
жилого помещения или если при
вселении в такое жилое помещение
они стали бы нуждающимися в улучшении
жилищных условий, по желанию этих граждан
им предоставляется жилое помещение
социального пользования в сроки
и порядке, определенные законодательными
актами.
2. До предоставления жилого
помещения в соответствии с
пунктом 1 настоящей статьи дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также лица из
числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
обеспечиваются местными исполнительными
и распорядительными органами
жилыми помещениями государственного
жилищного фонда в общежитиях
или специальными жилыми помещениями,
предназначенными для временного
проживания лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей.